Объективная и субъективная природа источника.
Каждый исторический источник содержит в себе несколько пластов информации, которая откладывается на разных этапах его существования и имеют объективно-субъективную природу.
Представление «объективного» и «субъективного» является одним из наиболее сложных и противоречивых проблем современной исторической науки. Очень часто бытует мнение о том, что «объективность» - непременно положительный признак любого исследования, а значит и исторического источника, а «субъективность» - качество негативное, поскольку выражает взгляды и представления отдельной личности – автора или исследователя исторического источника. На самом деле исторический источник является носителем разноплановой информации, которая органически соединяет в себе оба эти качества.
Объективно-субъективная природа исторического источника является важной не только для источниковедения, но и для исторической науки в целом. Это обусловлено своеобразием исторического познания, которое состоит в том, что между объектом исследования (исторической действительностью) и субъектом исследования (историком) находится исторический источник – своеобразный банк данных о прошлом.
|
|
Основным существенным признаком исторического источника есть его способность отображать реальные исторические события, явления и процессы. При этом очень важно выяснить взаимодействие объективного и субъективного факторов формирования исторических источников. Каждый источник субъективный, поскольку он является продуктом деятельности человека. С другой стороны, исторический источник объективный, поскольку он способен отображать историческую действительность. Одновременно источник не только отображает факты прошлого, но и сам по себе является историческим фактом, частицей исторической действительности.
В декабре 1926 г., президент Американской исторической ассоциации, Беккер отмечал, что историк имеет дело собственно не с самим фактом, совершившимся в прошлом, а с утверждением о нем. Исторический метод уже не объективный, а субъективный. Историки всегда имеют дело не с реальностью, а с образами, и воспроизводят факты прошлого при помощи воображения. Факты восполняются рассуждением.
Существуют два этапа существования исторического источника – доисточниковый и собственно источниковый.
На первом этапе существования все источники выполняют свои природные, или служебные функции: культовые сооружения используются для поклонения богам; поучительные произведения – для воспитания; законы – для утверждения определённых общественных взаитмоотношений; картины – для удовлетворения эстетических потребностей и др. Кроме того, на этом этапе существования памятки прошлого могут не только выполнять свои непосредственные функции, но и подвергаться значительному внешнему влиянию: передвижению, перестройке, реконструкции, сноске, реставрации, фальсификации и др. Всё, что происходит с памятками на первом этапе, имеет чрезвычайно важное значение для их дальнейшего существования и функционирования как собственно источника, т.е. на втором этапе когда они попадают в поле зрения историков и вводятся в научный оборот, становятся частью источниковой базы исторической науки.
|
|
Важным является понятие того, что между доисточниковым и источниковым этапами существования источника может проходить немало времени. Например, орудия труда первобытного человека утратили своё первоначальное функциональное назначение с окончанием периода камянного или бронзового века, а функцию исторического источника начали выполнять лишь в ХУШ-Х1Хвв., когда началось интенсивное развитие исторической науки.
На втором этапе существования памяток прошлого – как чисто исторических источников, соединение объективных и субъективных факторов значительно влияет на уровень изученности их определённых групп, отдельных документов, на разъяснение содержания источников и др. Поскольку история – общественная наука, на её развитие имеют немалое влияние преобладающая в тот или другой исторический период общественная идеология, уровень развития политической системы, её демократизация или рективность.