Этапы работы с источниками

Для историка очень важно четко представлять и придерживаться последовательности в работе с источниками, ведь от этого зависит эффективность и качество их исследований. Специалисты высказывают разные мысли по количеству этапов в работе с источниками, одни называют пять, другие шесть.

В работе же историка над источниками можно выделить такие важнейшие этапы:

1. Поиск, выявление и предварительный отбор источников для дальнейшей работы с ними. Этот процесс включает: ознакомление с прикнижной библиографией в ходе обработки научной литературы по теме исследования; работа с каталогом библиотек; пересмотр библиографических указателей.

2. Классификация источников.

3. Исследование источника, его аналитическая критика. Историческая ценность источников неодинакова, т.к. они отражают события через восприятие событий автором, поэтому все они требуют критического подхода. Источник нельзя исследовать в отрыве от той конкретно-исторической реальности, в которой он возник. Важно знать историю текста источника, обстоятельства его создания, т.к. в процессе работы может возникнуть множество списков, вариантов, редакций. В процессе работы над источником необходимо изучить также и посвященную ему критическую литературу. Следует обязательно учитывать степень научной изученности источника предыдущими исследователями.

Источниковедческая критика аккумулирует несколько групп методов: общенаучный, междисциплинарный, специальный источниковедческий.

Аналитическая критика связана с работой над конкретным источником. Она включает комплекс обязательных элементов: определение внешних особенностей; доведение до автентичности (настоящего); прочтение текста источника; установление времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения; разъяснение текста; определение вероятности источника, его надёжность, научное значение.

4. Синтетическая критика и научное использование исследуемых источников. Кроме аналитической критики существует и синтетическая, объектом которой является комплекс источников, а целью – получения совокупных фактов. Синтетическая критика имеет возможность оценить весь комплекс источников в их взаимосвязи.

35. «Повесть временных лет» как источник по истории Киевской Руси: основные списки и редакции.

Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым общим текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. Текст «Повести временных лет» охватывает длительный период - с древнейших времен до начала второго десятилетия XIIв. Это один из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией. В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110г. (Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118г. (Ипатьевский и близкие ему списки). Обычно это связывают с неоднократным редактированием Повести. Сличение обеих редакций привело Шахматова к выводу, что в Лаврентьевской летописи сохранился текст первой редакции, осуществленной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром. Текст статей (6618-6626 гг.) связывается со второй редакцией ПВЛ, проведенной, видимо, при старшем сыне Владимира Мономаха новгородском князе Мстиславе. Одновременно указание на то, что автором Повести был какой-то монах Киево-Печерского монастыря, Нестор. По мнению Шахматова, летопись, которую принято именовать Повестью временных лет, была создана в 1112г. Нестором – предположительно автором двух известных агиографических произведений - Чтений о Борисе и Глебе и Жития Феодосия Печерского.

Летописные своды, предшествовавшие ПВЛ: в составе Новгородской I летописи сохранился текст летописного свода, предшествовавшего ПВЛ. ПВЛ предшествовал свод, который Шахматов предложил назвать Начальным. Исходя из содержания и характера изложения летописи, его было предложено датировать 1096-1099гг. По его мнению, он-то и лег в основу Новгородской I летописи. Дальнейшее изучение Начального свода, показало, что и он имел в своей основе какое-то произведение летописного характера. Из этого он сделал вывод о том, что в основе Начального свода лежала летопись, составленная между 977 и 1044гг. Наиболее вероятным Шахматов считал 1037г., под которым в ПВЛ помещена похвала князю Ярославу Владимировичу. Это гипотетическое летописное произведение исследователь предложил назвать Древнейшим сводом. Повествование в нем еще не было разбито на годы и было сюжетным. Годовые даты в него внес киево-печерский монах Никон Великий в 70-х гг. XIв.

Тихомиров обратил внимание на то, что в ПВЛ лучше отражено время правления Святослава Игоревича, чем Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. На основапии сравнительного изучения ПВЛ и Новгородской I летописи он пришел к выводу, что ПВЛ базировалась на монотематической Повести о начале Русской земли, рассказывавшей об основании Киева и первых киевских князьях.

Лихачев полагает, что Начальному своду предшествовало Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси. Это был монотематический рассказ, составленный в начале 10-х гг. XI в. В Сказание входили: сказания о крещении и кончине княгини Ольги; о первых русских мучениках варягах-христианах; о крещении Руси; о Борисе и Глебе и Похвала князю Ярославу Владимировичу.

Черепнин, Сопоставив текст Повести с похвалой князю Владимиру Иакова Мниха, пришел к выводу, что в основе последней лежал свод 996г. Этот текст опирался на краткие летописные заметки, которые велись при Десятинной церкви в Киеве.

Новгородские своды XIв.: вместе с Киево-Печерским сводом 1074г. (так называемый свод Никона) он лег в основу Начального свода. В основе новгородского свода третьей четверти XI., как полагал Шахматов, лежали Древнейший киевский свод 1037г. и какая-то более ранняя новгородская летопись 1017г., составленная при новгородском епископе Иоакиме.

Рыбаков связывал составление такого свода с именем новгородского посадника Остромира (1054-1059гг.). По мнению исследователя, это была светская летопись, обосновывавшая самостоятельность Новгорода, его независимость от Киева.

Устные источники в составе ПВЛ: под 1096г. летописец упоминает новгородца Гюряту Роговича, рассказавшего ему югорскую легенду о народах, живущих на краю земли в «полунощных странах».

Иностранные источники ПВЛ: Значительную часть их составляют зарубежные хроники, прежде всего греческие. Наиболее многочисленны заимствования из перевода Хроники Георгия Амартола. Сама Хроника была создана около 867г. и охватывала всемирную историю от Адама до смерти византийкого императора Феофила (812г.). Из Хроники были заимствованы сведения, связанные с историей славян, и прежде всего с первыми походами Руси на Константинополь.

Другим важным источником ПВЛ стал Летописец константинопольского патриарха Никифора (806-815гг.), который содержал хронологический перечень важнейших событий всемирной истории, доведенный до года смерти автора (829г.). Еще одним важным источником ПВЛ, стал какой-то не дошедший до нашего времени Хронограф особого состава. В него входили фрагменты Хроники Георгия Амартола, а также греческих хроник Иоанна Малалы, Хроника Георгия Синкелла и Пасхальная хроника.

Использовался в Повести и текст еврейского хронографа Книга Иосиппон, составленного в южной Италии в середине Xв. В основе - латинский перевод «Иудейских древностей»и пересказ «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Основным источником образных представлений первых русских летописцев были произведения сакрального характера, прежде всего Священное писание.

Для составления летописей широко привлекалась и апокрифическая литература, которая в XI-XIIвв. бытовала наряду с богослужебными книгами. Использовалось составителем Повести и Житие Василия Нового - греческое агиографическое произведение.

Внутренняя структура: ПВЛ состоит из недатированного «введения» и годовых статей разного объема, содержания и происхождения. Эти статьи могут иметь характер 1) кратких фактографических заметок о том или ином событии, 2) самостоятельной новеллы, 3) части единого повествования, разнесенного по разным годам при хронометрировании первоначального текста, не имевшего погодной сетки, и 4) «годовых» статей сложного состава.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: