Письменные памятки о Руси VI-XI вв

Сведения о населении на территории Украины в произведениях древнегреческих авторов.

Мемуары ХУШ века как исторический источник.

К источникам личного происхождения относятся мемуары, которые являются словесным источником.

Мемуары - повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собственной памяти автора. Их надо четко разделять на мемуары-автобиографии и мемуары о событиях.

Ценность мемуаров, как источника зависит от того, какую роль играл автор в событиях, которые он описывает; от остроты восприятия им действительности; от его спосбности запомнить ход событий; от времени написания мемуаров и др.

Классикой вида мемуаров-автобиографий, являются мемуары А.Т. Болотова. Типичная для XVIIIв. адресность мемуаров Болотова, не для публикации в печати, а для детей, родственников и будущих потомков. Мемуарист аккуратно оформляет рукописи, переплетает в отдельные тома. При отборе событий он старался не пропустить ни одного события.

Древнейшим источником мемуарного жанра можно считать мемуары летописца Нестора от 1091г. Большинство из имеющихся мемуаров рассматриваемого периода принадлежат иноземным авторам, которые приезжали в Украину. Отечественные мемуарные источники стали расширять в Украине в ХУПв. Мемуары этого времени принадлежат преимущественно политическим деятелям, казацкой старшине, представителям духовенства. Исключение составляют своеобразные устные воспоминания рядового запорожца, свидетеля ликвидации Запорожской Сечи Никиты Коржа, записанные архиепископом Гавриилом.

Очень интересны воспоминания П.Полетика, который был одним из приближённых Мазепы, а после смерти Мазепы в 1709г. бежавший с семьёй в Швецию к Карлу ХП.

Самые давние письменные источники, в которых появляются сведения по истории Украины, возникли задолго до н.э. Среди них несколько разновидностей, в т.ч. произведения античных авторов. Но многие дошли к нам не в оригиналах, а лишь благодаря использованию их в работах летописцев и в познейших копиях.

Важные сведения про земли современной Украины содержат древнегреческие источники, в которых вспоминаются скифы, начиная с Ув. до н.э. Так, греческий философ Геродот, который лично посетил северное побережье Чёрного моря, рассказывал в своей «Истории» про греко-персидские войны, описал быт скифов, привёл данные про их связи с античными городами Причерноморья. Скифов, а также другие народы, проживавшие в этом регионе, вспоминал в своих работах Гиппократ (У-1Увв. до н.э.), географ и историк Страбон (1в. до н.э. – 1в. н.э.), астроном и географ Клавдий Птолемей (Пв. Н.э.) и др.

Большинство источников античного периода опубликованы в виде отдельных изданий, некоторые помещены в сборники документов и хрестоматиях.

48. Мемуары и дневники XIX – XX вв. как исторический источник.

К источникам личного происхождения относятся мемуары и дневники, которые являются словесным источником.

Мемуары - повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собственной памяти автора. Их надо четко разделять на мемуары-автобиографии и мемуары о событиях.

Большое количество мемуарной литературы приходится на Х1Хвв. Авторов привлекают, прежде всего, самые важные события, которые происходили в то время: война России с Наполеоном, восстание декабристов, рост национально-освободительного движения украинского народа, крестьянская реформа 1861г. и др. Публикации мемуаров того времени начинались с хронографов «Основа», «Киевская старина», «Голос прошлого», «Русская мысль» и др.

Правда много мемуаров Х1Хв., вышли в свет только в ХХв. Это касается мемуаров народников, декабристов, участников революционного и национально-освободительного движения. Это относится и к мемуарам Черниговской земской управы и др. земств.

Много мемуаров об освободительной войне украинского народа 1917-1920гг. В советское время публиковались в основном воспоминания, связанные с социал-демократическим и большевитским движениями. Что касается украинских лидеров, то их мемуары долгое время печатались за границей. Воспоминания деятелей Центральной Рады, Директории, правительства Скоропадского, воспоминания Андриевского, Винниченко, Галагана, Левицкого, Мазепы и мн.др. Большое принципиальное значение имеют воспоминания Главы Центральной Рады М.Грушевского и гетмана Скоропадского, стоявших на разных позициях.

История Украины между двумя мировыми войнами освещена однообразно, это в основном воспоминания участников трудовых свершений (Стаханов, Мазай, Ангелина, Изотов, Кривонос).

Важное значение имеют воспоминания тех кто находился в высших эшелонах власти (воспоминания Хрущёва).

События ВОВ – героизм украинского народа, отражены в воспоминания военноначальников (Баграмян, Ерёменко, Жуков, Конев, Рокосовский и др.), а также в мемуарах руководителей партизанских соединений (Ковпак, Сабуров и др.).

Появляется в последнее время, ранее не известная мемуарная литература участников ОУН, Украинской повстанческой армии («Летопись УПА»).

Своеобразным источником являются документы очевидцев, политзаключенных концлагерей и тюрем.

Послевоенная мемуаристика представлена, в основном, в воспоминаниях отдельных партийных работников

Ценность дневников состоит в том, что они создаются по горячим следам событий. Это повышает достоверность сведений. Рассвет этого жанра падает на Х1Хв.. Их пишут литераторы, учёные, политики, поэтому эти сведения очень ценны, т.к. отражают исторические события от лица непосредственного участника.

Страницы истории Украины раскрываются в Дневнике Т.Шевченко, Кулиша, Грушевского, Костяковского.

История Украины ХХ в. представлена в дневниках выборочно. Некоторые периоды мало или совсем не отражены в них. Но, некоторые отражены достаточно объёмно (предпосылки и развитие Украинской революции 1917-1920гг)

С советских времён дневников сохранилось немного. Но во время ВОВ дневники возродились, в них отражались боевые операции, партизанские вылазки и др.

Таким образом, хоть дневники и не охватывают всю историю Украины, но они являются существенным источником изучения многих событий, которые привлекли внимание их участников.

Самые старые письменные источники, в которых попадаются сведения по истории нашего государства, возникли задолго до новой эры. К памятникам про Русь У1-Х1вв. относятся письма папы римского Григория 1 (У1в.), из которых можно узнать о вторжении славян в Европу; из работ византийского историка Иордана – о готском государстве, существовавшем на Нижнем Днепре и в северном Причерноморье; Византийский автор Прокопий Кесариский приводит сведения про жизнь венедов и антов в У-У1в.; хроника Иоана Малалы (У-У1в.) содержит уникальные сведения о славянских племенах. Наблюдения о военных обычаях склавинов и антов в У1-УПвв. оставил император Маврикий; особенности жизни славян в Хв. показал византийский историк и политолог Константин Багрянородный; к тому же времени относятся сведения о балканских войнах князя Святослава (968-971), рассказанные историком Калойским в своей «Истории»; упоминается о славянах и в арабских источниках 1Х-Хвв. (Аль-Балхи, Аль-Истари и др.).

Основным источником прошлого являются летописи. Украина имеет собственные летописные традиции. Зарождение летописания в Украине относят к Хв., к которому относится «Повесть временных лет». Ценность летописей также в том, что в них полностью или отрывками входят документы, не дошедшие до нас в оригиналах, т.к. при написании летописей, летописцы пользовались произведениями своих предшественников. Например, договора киевских князей с Византией, составленные в начале Хв. Большую ценность имели княжеские летописи, в которых сохранились также актовые источники того времени.

Летописные своды, предшествовавшие Повести временных лет: в составе Новгородской I летописи сохранился текст летописного свода, предшествовавшего ПВЛ. ПВЛ предшествовал свод, который Шахматов предложил назвать Начальным.

Bзучение Начального свода, показало, что в основе Начального свода лежала какая-то летопись, составленная между 977 и 1044 гг.

Новгородские своды XI в.: вместе с Киево-Печерским сводом 1074 г. (так называемый свод Никона) он лег в основу Начального свода. В основе новгородского свода третьей четверти XI в., как полагал А.А. Шахматов, лежали Древнейший киевский свод 1037 г. и какая-то более ранняя новгородская летопись 1017 г., составленная при новгородском епископе Иоакиме.

Иностранные источники Повести временных лет: Значительную часть их составляют зарубежные хроники, прежде всего греческие. Наиболее многочисленны заимствования из перевода Хроники Георгия Амартола. Сама Хроника была создана около 867 г. и охватывала всемирную историю от Адама до смерти византийкого императора Феофила (812 г.). Из Хроники были заимствованы сведения, связанные с историей славян, и, прежде всего с первыми походами Руси на Константинополь.

Другим важным источником Повести стал Летописец константинопольского патриарха Никифора (806-815 гг.), который содержал хронологический перечень важнейших событий всемирной истории, доведенный до года смерти автора (829 г.). Еще одним важным источником Повести, по мнению А.А. Шахматова, поддержанному рядом исследователей, стал какой-то не дошедший до нашего времени Хронограф особого состава. В него входили фрагменты уже упоминавшейся Хроники Георгия Амартола, а также греческих хроник Иоанна Малалы, Хроника Георгия Синкелла и Пасхальная хроника.

Использовался в Повести и текст еврейского хронографа Книга Иосиппон, составленного в южной Италии в середине X в. В основе - латинский перевод «Иудейских древностей» и пересказ «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Основным источником образных представлений первых русских летописцев были произведения сакрального характера, прежде всего Священное писание.

Важным источником являются законодательные акты. Старейшей уставной грамотой является Устав князя Владимира Святославовича про десятины, суды и людей церковных. К перв. пол. Х1в. относится текст церковного Устава Ярослава Владимировича.

Известнейшей памяткой права Киевской Руси является «Русская правда», имеющая три основных редакции – Короткую, Пространную и Сокращённую. Короткая, древнейшая из них, относится к Х в.

Важным источником являются мемуары и воспоминания, к ним относятся воспоминания летописца Нестора от 1091, о переносе мощей св. Феодосия.

С давних времён в Украине были распространены рассказы о святых, агиографическая литература. В Х1в. они особенно распространились, эти сборники имели разные названия, в зависимости от их назначения: Патерики, Прологи и др. Первый в Украине сборник жития святых «Киево-печерский патерик» - записан в ХШв. по пересказам Х1-ХПвв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: