double arrow

ЗАЧЕМ ИКОНЫ ОСВЯЩАЮТ


ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ

Пустынножители первых веков христианства не имели молельных икон и прославлены были как свя­тые. Так ли уж необходимо иконопочитание для спасения и в наше время?

Подвижники первых веков христианства действи­тельно не имели молельных икон, таких, какие мы имеем сейчас. В то время еще исторически не сложи­лась их внешняя форма, не были определены догма­тические принципы иконопочитания.

Однако мы знаем множество святых, которые жили в ту далекую эпоху. Суть спасения, конечно, не только в почитании святых икон. Путь ко спасению (392) индивидуален у каждого человека и имеет свои особенно­сти в различные времена. Незыблемы только запове­ди Божии, по которым нам предписано жить, неиз­менно и слово Божие, сохраненное в Священном Пи­сании, а Священное Предание, которое продолжается и сейчас, позволяет нам неизменно сохранять всю пол­ноту Богообщения. И эта полнота немыслима без по­читания священных изображений, без молитвенного предстояния перед святыми иконами. Отсечь что-то, якобы неважное, — и полнота нарушится.

Сейчас такое время, когда особенно нужна Икона, — как свидетельство Божественной истины. И для совре­менного человека, у которого, зачастую, уже созрел комплекс недоверия к словам, каноническая право­славная икона может служить мощнейшим средством воцерковления.

Поэтому можно сказать, что почитание святых икон — не просто одно из догматических требований церков­ной жизни — это веха на многотрудном пути спасе­ния. (393)

Алексеев С.В. Зримая истина. СПб.: «Изд. Дом «Нева»»;

М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. 416 с. С. 376-393.

Слово «икона» — греческое и по-русски означает «образ», «изображение».

Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был «проказою недуга одержим». Излечить его никому не уда­валось. Но однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художни­ка кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ.

Когда Авгар увидел этот образ — первую, Самим Господом сотворенную икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией.

За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас нерукотвор­ный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон в православной Церкви.

Первые иконы Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках на­писал еще в I веке евангелист Лука. По преданию, Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Кроме икон Спасителя и Богородицы существуют еще иконы ангелов и святых. Иконы ангелов, Святой Троицы и Бога Отца отличны от икон Хри­ста и святых тем, что здесь, собственно, нет изображения тела как вместили­ща духа, но сам дух изображается в образах телесного мира. Человекообраз­ные изображения ангелов свидетельствуют о том, что и ангелы, и человек сотворены по одному образу Божию. Существуют еще иконы Праздников (на них изображаются все основные события из Священной Истории).

Почитание икон в Церкви — как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. (43)

Особое значение и силу, которых не имеет простое изображение, при­дает иконе Таинство Освящения через чтение особых молитв и окропле­ние святой водой. В момент освящения иконе сообщается благодать Свя­того Духа, которая и делает икону Святыней. «Почтительное поклоне­ние» (через лобызание, поклонение, возжигание свечей, каждение) в от­ношении к иконе до освящения невозможно. Икона вполне становится иконой лишь после освящения. Последним проводится непреодолимая грань между религиозной картиной, как бы она ни была высока по сво­ему религиозному содержанию и художественным достижениям, и ико­ной, сколь бы она ни была скромна в этом отношении.

Через освящение иконы устанавливается особое благодатное присут­ствие изображенного в своей иконе. Освященная икона Господа нашего Иисуса Христа есть место явления Спасителя, место нашей с Ним мо­литвенной встречи. «Честь, воздаваемая иконе, относится к ее пер­вообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображен­ного на ней», — эти слова были записаны в решениях VII Вселенского собора в 787 году, когда в Церкви было узаконено иконопочитание.

Поклоняясь иконе, христиане мысленно всегда возносят свое по­клонение не дереву и краскам, но Христу Спасителю и святым Его, изображенным на иконах. Точнее сказать, христиане не поклоняются иконе, а почитают ее как святыню, как окно в Царство Небесное, а поклоняются же изображенным на ней.


Сейчас читают про: