Решениями Стоглавого и Большого Московского соборов были запрещены изображения Бога Отца, иконы «Отечество» и «Троица Новозаветная». Тем не менее подобные изображения встречаются и в храмах и в домах православных христиан. Как относиться к почитанию подобных изображений и других неканонических икон?
Эти изображения достаточно позднего времени и весьма спорные по своему богословскому смыслу. Но несмотря на каноническое запрещение, данное на Московских соборах, изображения Бога Отца стали широко распространяться. Мало того, в XIX — начале XX веков стали делаться попытки их богословского обоснования. В работе И. Н. Богословского «Бог Отец, первое Лице Святой Троицы, в памятниках древнехристианского искусства», в книге протоиерея Сергия Булгакова «Икона и иконопочитание» и в очерке инока-иконописца Григория (Круга) «Мысли об иконе» приводятся различные взгляды на возможность существования подобных изображений. В первой из вышеназванных работ главенствует идея антропоморфизма — наделения невидимого и трансцендентного Бога человеческими чертами, в следующей возможность изображения Бога Отца оправдывается с точки зрения софиологии — спорного религиозно-философского направления, а в заметках последнего из приведенных авторов возможность изображения Господа Саваофа связывается с воплощением Бога Слова.
Вопрос возможности или невозможности почитания изображений, подобных «Троице Новозаветной», сложный и неоднозначный и требует внимательного общецерковного рассмотрения.
Чтобы не быть голословным, я приведу несколько цитат, выражающих различные точки зрения.
В 43-й главе Деяний Большого Московского Собора, состоявшегося в 1666-1667 годах, так говорится об иконе «Отечество»: «Повелеваем отныне образ Господа Саваофа впредь не писать в нелепых и неприличных (370) видениях, ибо никто не видел Саваофа (то есть Бога Отца) во плоти... Только Христос виден был по плоти, каким и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству... Господа Саваофа, седобородого, с Единородным Сыном во чреве и голубя между Ними изображать на иконах весьма нелепо и неприлично, разве кто видел Отца?.. (371)
Отец не имеет плоти, и Сын не во плоти рожден от Отца прежде веков...».
«Возможна ли икона Бога Отца, Который открывается только в других ипостасях и Сам пребывает трансцендентен даже в недрах Святой Троицы? — пишет об иконе «Троица Новозаветная» протоиерей Сергий Булгаков. — Очевидно, отдельно и самостоятельно икона такого содержания не может существовать. (372)
Отец если и может быть изображаем, то только в отношении к Сыну, чрез Сына, и в связи с Ним или же на иконе Святой Троицы. Если иногда Бог изображается в виде старца, то здесь мы имеем человекообразный образ Единого, личного, триипостасного Бога (Элогим), и видеть здесь икону именно Отца нет оснований».
И в заключении вывод Леонида Александровича Успенского о постановлениях Большого Московского Собора: «В период отступления от православного Предания и в образе, и в его понимании так же, как и в самом мышлении, постановления Большого Московского собора, его категорическое запрещение изображения неизобразимого Божества являются подлинно православным отзвуком святоотеческого иконного богословия». (373)
Раннехристианские апологеты вели споры об отношении христиан к искусству. Эти споры шли, в основном, вокруг такой эстетической категории как прекрасное. Эта категория, являющаяся основой любого вида искусства, в их трудах отходила на второй план, уступая место проблеме образа. Как пишет известный исследователь византийской культуры В. В. Бычков, «в эстетике выдвигается проблема образа во всех аспектах: от подражательного, зеркального образа до образа — условного знака». (373)
Споров о почитании именно христианских священных изображений тогда еще не было. Напротив, когда почитание икон окончательно сформировалось как особая молитвенная практика, святые отцы и церковные писатели в большинстве выступали на стороне иконопочитателей. Среди них были, к примеру, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Григорий Палама, упоминавшиеся уже нами выдающиеся поборники почитания святых икон преподобные Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и многие другие. (374)