Революционное и либеральное народничество 1860 – 1880-х гг

Специфика российского консерватизма.

Активное проникновение в Россию в первой половине XIX века либеральных и социалистических идей заставили самодержавие задуматься о создании идеологического «противоядия». Так, в 1832 г. возникла теория «официальной народности», сформулированная С.С. Уваровым знаменитой триадой: православие, самодержавие, народность. Идеологами «официальной народности» являлись журналисты Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырёв. Данная теория, наиболее активно распространяемая в обществе в 30-е – 50-е гг. XIX века, исходила из принципов естественности и необходимости для России абсолютной монархии, православной церкви, сословного неравноправия и крепостного права, которым придавались черты патриархальности. Под понятием «народность» понималась приверженность русского народа принципам православия и абсолютизма.

Кризис теории «официальной народности» наступил после неудач Крымской войны 1853 – 1856 гг., хотя её рецидивы отмечались в период политической реакции Александра III и Николая II.

23.1. «Русский социализм» А.И. Герцена и принципы народничества.

23.2. Идеологи народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв.

23.3. Народнические организации и кружки 1860-х гг.

23.4. Революционное народничество 1870-х гг.: организации, программа, тактика.

23.5. Либеральное народничество 80 – 90-х гг. XIX века.

23.1. Под народничеством понимают идейное течение в среде русской революционно настроенной интеллигенции, сформировавшееся под воздействием теории «русского социализма» А.И. Герцена. Данная теория провозглашала возможность построения социалистического общества в России, минуя капиталистическую фазу развития. Важнейшей предпосылкой для такого цивилизационного скачка Герцен считал наличие в России готовой ячейки социализма – крестьянской поземельной общины с её коллективизмом и внутренним самоуправлением. Идеи Герцена разделял Н.Г. Чернышевский.

Базовыми принципами революционного народничества являлись: необходимость революционной ликвидации существующего монархического строя; крестьянство - движущая сила революции; переход к социализму минуя капитализм; основа социализма – крестьянская община; подготовка крестьянской революции – дело организации профессиональных революционеров.

23.2. Главным отличием в наследии трёх теоретиков революционного народничества – М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачёва, была тактика революционных преобразований.

М.А. Бакунин выступал за всеобщий крестьянский бунт, спровоцированный революционной организацией.

П.Л. Лавров, считая, что крестьянство не готово к революции, был сторонником длительной планомерной пропаганды в массах научных знаний и передовых идей.

П.Н. Ткачёв был сторонником осуществления революционного переворота с помощью законспирированной профессиональной революционной организации.

23.3. В 1860-е гг., как реакция на антикрестьянский характер реформы 1861 г., возникают организации и кружки революционно-пропагандистского и просветительского характера, осуществлявшие свою деятельность в среде рабочих, крестьян и студенческой молодёжи. Таковы ишутинцы, чайковцы, кружок А. Долгушина. Наиболее крупной революционной организацией этого периода являлась «Земля и воля» (1861 - 1864), выдвигавшая требования возвращения крестьянам земельных «отрезков», введения представительного правления на всех уровнях и готовившая крестьянский бунт.

В указанный период зарождается экстремистское направление в русском освободительном движении, признававшее главным методом построения нового общества беспощадный массовый террор. Представителями этого направления являлись П.Г. Заичневский и С.Г. Нечаев.

23.4. Наибольший размах деятельность революционного народничества приобрела в 1870-е гг., с образованием 2-й «Земли и воли» (1876 - 1879), основателями и руководителями которой стали Г. Плеханов, М. Натансон, А. Михайлов, В. Фигнер, С. Перовская. Эта довольно многочисленная, хорошо организованная и законспирированная организация имела программу, в основе которой лежали требования социализации земли с безвозмездной передачей её в крестьянское общинное пользование, введение широкого самоуправления и демократических свобод. Главным методом являлась пропагандистская работа в массах.

В 1879 г. с связи с усилением радикального крыла организации, требовавшего насильственных методов борьбы с царским режимом, «Земля и воля» распалась на две организации – «Народную волю», ставшую на путь террора и прямого захвата власти, и «Чёрный передел», сохранивший прежние методы революционной пропаганды.

Программные требования народовольцев включали: свержение самодержавия и установление демократической республики, свобода слова, печати, вероисповедания, социализация земли и средств производства (заводов и фабрик), предоставление народам России права на самоопределение.

После убийства народовольцами Александра II (1881), организация была разгромлена полицией, и к концу 1880-х гг. прекратила свою деятельность. В начале 1880-х гг. распался «Чёрный передел».

23.5. С уходом со сцены революционного народничества в 80 – 90-е гг. XIX века получает распространение либеральное народничество, выступавшее за социально-политические преобразования в стране мирным путём. Представители этого направления (Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон) придерживались т.н. теории «малых дел» - систематической научной и просветительской работы в массах в целях улучшения материального положения народа и роста его культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: