Манифест 17 октября 1905 года. «Основные государственные законы» 23 апреля 1906 года. Эволюция государственного строя в России начала XX века

26.1. Манифест 17 октября 1905 г.

26.2. Государственная дума Российской империи: порядок формирования и функции.

26.3. Государственный совет Российской империи в 1906 – 1917 гг.: порядок формирования и функции.

26.4. Совет министров – правительство Российской империи в 1905 – 1917 гг.

26.5. Сущность дуалистической монархии 1905 – 1917 гг.

26.1. К началу XX века Россия оставалась абсолютной монархией. Высший аппарат управления был представлен в судебной сфере – Сенатом, в исполнительной – министерствами и периодически созываемым Комитетом министров. При императоре функционировал законосовещательный орган – Государственный совет. Императорская власть обладала верховными полномочиями при решении всех государственных вопросов.

Отсечение широких масс от участия в политической жизни страны вызывало недовольство передовых общественных кругов, в первую очередь, буржуазии, земских либералов и буржуазной интеллигенции, требовавших доступа представителей населения к процессу законотворчества.

Революция 1905 – 1907 гг. заставила самодержавие пойти на политические уступки, результатом чего явился известный Манифест 17 октября 1905 г., закреплявший в империи ряд новых гражданских и политических прав: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов, а главное – учреждение всероссийского представительного органа власти с законодательными функциями – Государственной думы, что знаменовало поворот государственного строя России на путь буржуазного конституционализма.

26.2. В отличие от манифеста 6 августа 1905 г., даровавшего населению законосовещательную Думу с правом участия в думских выборах представителям от землевладельцев, городской буржуазии и крестьян, новая Государственная дума обладала законодательными полномочиями и правом выборов в неё наделялся городской пролетариат.

Выборы в Государственную думу были всесословными, неравными, многоступенчатыми, путём тайного голосования. Избиратели делились на 4 группы: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. По первым двум группам избирателей выборы предполагали имущественный ценз. Избирательный возраст устанавливался в 25 лет. Избирательная система способствовала комплектованию Думы преимущественно из представителей дворянства и крупной буржуазии. Правом участия в выборах в целом обладало 15 % населения империи.

Срок полномочий Думы составлял 5 лет. Император назначал выборы в Думу, определял продолжительность её сессий, обладал правом её досрочного роспуска. Депутаты Думы присягали императору. Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. ни один закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной Думы, которая обладала правом законодательной инициативы, утверждения государственного бюджета (за исключением некоторых статей) и уставов акционерных обществ, запросов по поводу деятельности министерств.

26.3. С учреждением законодательной Государственной Думы в феврале 1906 г. была осуществлена реформа Государственного совета, который из законосовещательного учреждения превратился в верхнюю законодательную палату, рассматривающую законопроекты, одобренные Думой. Государственный совет также наделялся правом законодательной инициативы.

Состав Государственного совета увеличился втрое, изменился и порядок его формирования: половина членов Совета с его председателем назначалась императором, половина избиралась губернскими земскими и дворянскими собраниями, биржевыми комитетами, университетами. Срок полномочий членов Государственного совета составлял 9 лет, с перевыборами 1/3 состава каждые три года.

Более консервативный по составу, нежели Дума, Государственный совет служил своеобразной преградой на пути либерального и революционного законотворчества нижней палаты.

26.4. В октябре 1905 была проведена реформа высшей исполнительной власти: Совет министров превратился в постоянно действующий орган власти с правительственными функциями – руководством и планированием деятельностью министерств. Отныне любое министерское законодательное предложение, прежде чем попасть на рассмотрение в Государственную думу, в обязательном порядке подлежало рассмотрению и одобрению в Совете министров. Однако, в отличие от классического Правительства, председатель Совета министров Российской империи не обладал правом подбора министров, которые назначались и смещались императором и были ответственны перед ним же.

26.5. Таким образом, после 1905 г. в России произошли некоторые изменения в механизме государственной власти в плане ликвидации монопольных законодательных прав монарха. Эти изменения были закреплены в утверждённых 23 апреля 1906 г. «Основных государственных законах» Российской империи – своего рода конституции царской России.

Высшая законодательная власть была поделена между императором, Государственной думой и Государственным советом. Без одобрения одной из перечисленных инстанций законопроект не мог обрести силу закона. Однако верховные законодательные полномочия императора были поколеблены незначительно – император обладал правом абсолютного вето на законопроекты, одобренные обеими палатами; без его подписи закон не мог вступить в силу; только императору принадлежала инициатива пересмотра «Основных государственных законов»; в перерывах между думскими сессиями император обладал безраздельными законодательными полномочиями – подписанные им указы и манифесты сразу обретали силу закона. В сфере управления, исполнительной и судебной власти верховные императорские полномочия остались неизменными.

Наличие законодательных прав у двух субъектов – монарха и парламента, дало основание некоторым историкам обозначить государственный строй России в 1905 – 1917 гг. как дуалистическая (дуализм - двойственность) монархия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: