История напитка

Чай

Российские китаеведы

Основателем российского китаеведения заслуженно считается Никита Бичурин. Он был миссионером и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, а в монашестве звался отцом Иоакинфом. Русская духовная миссия в Пекине с 1807 по 1920 годы вела свою деятельность под его началом. Первому русскому китаеведу удалось собрать обширную коллекцию тибетских рукописей. Международное признание получили труды Никиты Бичурина по истории Китая, и труды по этнографии монголо-тюркоязычных народов.

В действительности, именно российская духовная миссия стала колыбелью российского китаеведения. Здесь кроме Бичурина работали А.Леонтьев, И.Россохин, К.Скачков. Эти люди, вернувшись из Китая, составляли, основу первой российской школы китаеведов в Санкт-Петербурге. Именно благодаря труду этих людей, были переведены своды китайских законов, философские труды, составлены первые учебники китайского языка, а также описание политической системы Китая.

Накопленный до восемнадцатого века опыт русского китаеведения позволили вывести отечественное китаеведение на ведущие позиции в мире. Именно русскими впервые была создана основа для научного изучения китайского языка. Русскими же была составлена первая в мире структурированная китайская грамматика. В середине девятнадцатого века Россия достигла того, что китайский изучался системно — в Кяхте, в Петербурге, в Казани. Язык преподавался на курсах при училищах и государственных учреждениях, в специальной школе переводчиков, в гимназии, в университете.

Но далеко не всегда царская политика была дальновидна. Именно в период столь явного лидерства российское руководство исключает китайский язык из системы народного образования. Авторитет китаистов и начатое ими нелёгкое дело были низложены, а основа для будущего развития китаеведения в России была подорвана, наметились тенденции к деградации данной области человеческих знаний.

Настоящий кризис российской модели китаеведческого образования разразился на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Со временем это стало очень сильно мешать государству проводить комплексно дальновидную международную политику. Точку в данном вопросе поставило создание во Владивостоке Восточного института, открывшегося в 1899 году. Во Владивостоке разработали и применили новые технологии подготовки китаеведов-практиков, а в столице была открыта Практическая Восточная академия. Школа преподавания китайского языка и русское китаеведение вновь заняли самые передовые позиции на планете.

Как ни странно, даже после революции 1917 года китаеведение шло в гору. Так, в кругу нынешних китаеведов считается, что, старт сильному классическому русскому китаеведению как самостоятельной науке положили в двадцатых годах минувшего столетия ученые петербургской школы академики Алексеев и Конрад. Круг их интересов расценивался большевиками как безопасный, так как охватывал, в основном, китайскую философию, классические тексты, поэзию, литературные и эстетические традиции. У истоков же советского китаеведения стояли учёные: академики С.Тихвинский, М.Сладковский, В.Мясников и профессор М.Юрьев.

В советской России сложилось множество китаеведческих школ. Вслед за петербургской появились Московская и Дальневосточная школы китаеведения. Все они внесли существенный вклад в развитие мирового востоковедения, дав науке новые интересные концепции, глубоко заинтересовавшие учёных в Америке и странах Европы.

Увлажнила губы первая пиала,
В горле так, как в первый дождь весной.
Вторая —
Тает чувство одиночества и грусти.
Третья — кишечник оросила:
Уплывают мысли о безысходном бытии;
Читанные вспоминаются трактаты старины.
После четвертой — пот росой на лбу,
Отвлекаюсь от забот семьи, Управы.
Пятая… в костях легко и жилах -
Неужели телом молодею?
Медленно шестую пригублю -
Просыпается душа.
Седьмая… полет в груди,
Руки вспоминают движения «облаками»,
Что в юные годы так часто повторял.

Ху Тун


Чай — это национальный китайский напиток. Он содержит в себе витамины, теины, масла, соединения фтора и другие ценные вещества. Чай имеет ряд целебных свойств: улучшает зрение, помогает человеку сосредоточить внимание, оказывает мочегонное действие, повышает общий тонус организма. Немудрено, что китайцы издавна верят: постоянное употребление чая увеличивает продолжительность человеческой жизни. И в самом деле, многие лечебные качества этого напитка доказаны на строгой научной основе, и чай повсеместно признан в качестве весьма эффективного естественного биостимулятора. В Китае чай является традиционной сельскохозяйственной культурой, важным источником экспортных валютных поступлений. Бесчисленные магазинчики и всякого рода специализированные чайные заведения разбросаны по всей стране, а новомодные «салоны чайного искусства» с элегантными классическими интерьерами быстро стали привычным явлением на улицах китайских городов.

Чай как напиток был известен китайцам очень давно — первые упоминания о нём относятся к периоду 5800-летней давности. На протяжении длительного периода в истории Китая значение чая и культура его употребления постепенно трансформировались. Условно всю историю эволюции чаепития можно разделить на пять крупных этапов развития.

Открытие чая приписывают центральному культурному герою китайского эпоса Шэнь Нуну (Божественному Землепашцу), с именем которого связывается начало земледелия, торговли и медицины. По одной из легенд Шэнь Нун имел прозрачный живот. Это давало ему возможность, исследуя различные растения наблюдать на себе их действие. Однажды он в течение одного дня попробовал 100 различных трав и 72 яда, и его организм не справился с такой нагрузкой. Шэнь Нун упал под дерево и потерял сознание. В это время с листа скатилась роса и, попав ему в рот, вернула Божественного Землепашца к жизни. Придя в себя, он заинтересовался этим растением, которое оказалось чайным деревом. Он сделал вывод, что чай может выводить из организма яды. Так, впервые упоминание о чае встречается в трактате Шэнь Нуна «Стволы и травы» («Шэнь Нун Бао Цао Цзин»). С момента открытия и вплоть до эпохи Чунь Цю (Вёсен и Осеней) чай в основном использовался для алтарных жертвоприношений. До нашего времени дошло описание приготовления так называемого «императорского чая».

По преданию, в определенный лунный день 12 девственниц переставали стричь ногти. По прошествии некоторого времени, в строго определенное время они выходили собирать чай. Каждая девушка срывала по 30 почек одинакового размера, не касаясь их подушечками пальцев. Затем собранные листья промывали 12 раз, помешивая руками, и запаивали в серебряный сосуд. Над ним Император производил некие магические действия. Такой чай использовался для ритуалов как дань предкам.

Следующим этапом развития чайной культуры является промежуток времени от позднего периода Чунь Цю до начала Западной Хань. В это время лист чайного дерева начали использовать в пищу.

В течение третьего периода — от начала до среднего периода Западной Хань — активно изучались полезные свойства чая. Чай по праву приобрёл репутацию лекарства от ста болезней.

На следующем этапе — поздний период Западной Хань — чай появляется при дворе Императора как драгоценный напиток.

Последний этап — Западная Цзинь — эпохи Суй и Тан (VI — IX век) считается расцветом культа чая. В это время чай окончательно переместился из сакральной области в повседневную жизнь. В эти времена жил некто Лу Юй. Юношей принявший постриг в одном из буддийских монастырей, а впоследствии возвратившийся к мирской жизни, Лу Юй более всего известен тем, что, собрав воедино крупицы знаний своих предшественников и современников, написал первый в мире сводный научный труд, посвященный чаю — «Чацзин» («Трактат о чае»). Выход этой книги способствовал популяризации искусства чаепития во всем Китае, превратив в заядлых почитателей этого напитка и императора с его министрами, и последнего уличного бродягу. Более того, чай вскоре после этого прижился во многих соседних странах — Корее, Японии, государствах Юго-Восточной Азии. В начале XVII века голландская Вест-индская компания впервые представила чай на суд европейской публики. И уже к середине того же века послеполуденное чаепитие стало привычным ритуалом в жизни английской знати.

Примечательный факт: два наиболее распространенных фонетических варианта слова «чай» в языках, заимствовавших это понятие из китайского, — cha и tee — восходят к двум диалектам китайского языка. В государствах, воспринявших понятие чая, да и сам чай, из Северного Китая, — таких, как Россия, Япония, Турция — хождение получили различные версии слова cha: чай, chay, chya. А языки в странах, связанных торговым судоходством с портами Южного Китая, — Испании, Германии, Англии — усвоили близкие себе фонетические формы (соответственно — te, tee, tea), которые близки южнокитайскому произношению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: