Каллиграфическое искусство

Каллиграфия

Образец китайской каллиграфии времён династии Сун (1051—1108 гг), автограф поэта Ми Фу.

Иероглифы появились в Китае как языковые символы и как средство общения. Со временем их написание породило искусство, называемое каллиграфией (от греч. χαλλιγραφια — «красивый почерк») — эстетическое оформление рукописного текста.

Первые образцы декоративной письменности датируются периодом династии Шан. Известные под названием «панцирного письма» иероглифы вырезались на панцирях черепах и костях животных для записи церемониальных эпизодов. В 221 г. до н. э. произошло объединение Китая под властью великого императора Цинь Ши-Хуанди, который в последствии унифицировал валюту, язык и письменность. Его премьер-министр Ли Сы разработал регулярный почерк для делопроизводства, известный как «малый чжуань». Все знаки в нём одного размера, вертикальной прямоугольной формы, большинство составляющих элементов находятся в верхней части. Линии одинаковой ширины — тонкие, чётко вычерченные, прямые, вытянутые, плавные и текучие. Этим красивым почерком нельзя было писать быстро, но он и по сей день остаётся наиболее популярным при гравировке печатей, его ещё называют штемпельным почерком.

Во времена династии Хань Китай переживал экономический рост, в связи с этим был разработан почерк для государственного делопроизводства. Им стала упрощённая форма малого чжуаня, известная как «ханьский официальный». С его появлением пиктографический элемент стал менее выраженным, тогда как сами линии знаков приобрели большее значение, их изгибы стали более прямоугольными. Китайская письменность достигла поворотной точки: впервые сила нажима кисти стала переменной — в начале линии нажим был максимальным, а к концу постепенно ослабевал.

Многочисленные войны в период поздней Хань привели к необходимости ускоренной передачи информации. Это способствовало развитию очень быстрой формы письма с немногочисленными и простыми правилами, но с сохраняющимися волнообразными горизонтальными линиями. Правление следующей династии Вэй сопровождалось многочисленными внутренними беспорядками. Многие интеллектуалы отвернулись от политики, переключив свою энергию и талант на литературу и искусство. Как ни странно, гражданские волнения привели к потрясающему прогрессу в художественном искусстве и выдвинули величайшие фигуры в истории каллиграфии. Великий мастер Ван Сичжи был непревзойдённым во всех стилях, и его работы остаются лучшими в китайской каллиграфии до сих пор. Золотой век Китайской каллиграфии наступил в период династии Тан (618-907 гг.). В те времена регулярный стиль достиг своего зенита, а все другие стили приняли формы, которые используются и сегодня. Эпоха знаменита большим числом великих художников, которые вдохновляют современных каллиграфов и поныне. Среди мастеров этого периода наиболее почитаемы Янь Чжэньцин (709 — 785) и Лю Гунцюань (778 — 865). Они создали свою собственную школу написания в стиле «кайшу», которая сохранилась по сей день.

Есть две основные причины, по которым написанный китайцем иероглиф может стать произведением искусства: во-первых, потому что изначально иероглифы представляли собой символы, а во-вторых, написание их всегда требовало отточенного мастерства — китайцы издревле пользовались при написании специальными волосяными кисточками. Ручка кисточки изготавливалась их бамбука или была деревянной, а сама кисть делалась из волосков животных, которые были и мягкими, и в то же время обладали упругостью. Кисть обмакивали в тушь, а затем формировали на бумаге черно-белые изображения, несущие определенный смысл и настроение. Движение кисти требует огромного мастерства, для овладения которым необходимы годы.

Что же представляет собой каллиграфическое искусство? Хорошее каллиграфическое произведение должно быть не просто красивым, но живым и одухотворенным. А это требует силы и ритма, необходимых для хорошего владения кистью, требует умения располагать всю конструкцию таким образом, чтобы каждый иероглиф, каждая строка согласовывались бы друг с другом. Техника владения кистью при написании иероглифов была использована и при написании картин. Есть такое замечание, что китайские каллиграфия и живопись граничат с искусством танца, и чувство пространства в них сродни с чувством пространства и в танце. Поэтому известный в династию Тан мастер скорописи Чжан Сюй, глядя на танцы с мечами, постигал душу скорописного стиля. Кстати, считается, что характер каллиграфа, его мировоззрение и чувства, его бытовые привычки зачастую проявляются в написанных им иероглифах, поэтому существуют такие высказывания, что «иероглифы похожи на человека, который написал их», а «написанное — это картина души». Искусство каллиграфии стало одним из элементов идеи комбинации трёх техник, воплотившейся из многолетних поисков форм, которые могли бы передать силу человеческих чувств и стремлений. Зародилась великая китайская традиция «трёх совершенств»: соединение поэзии, живописи и каллиграфии в одном художественном произведении. Эта традиция продолжает оказывать решающее влияние в современном китайском искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: