Китай — родина конфуцианства

Религии, исповедуемые в Китае, — это буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство, христианство и конфуцианство. При этом следует сделать оговорку, что буддизм и конфуцианство далеко не все считают религиями. В соответствии с Конституцией страны, свобода вероисповедания гарантирована каждому гражданину. Однако среди всех религий, имеющих место в Поднебесной лишь одна родилась здесь. Это конфуцианство, по сути своей являющееся этико-политическим учением, возникшим в Древнем Китае. Более двух тысяч лет конфуцианство имеет огромное влияние на развитие политической жизни, общественного строя и духовной культуры Китая. Великий Конфуций заложил основы своего учения в пятом веке до нашей эры. Затем конфуцианство было распространено последователями Конфуция: Сюнь-цзы, Мэн-цзы и другими. Конфуцианство всегда призывало к укреплению сложившегося строя и действующих форм государственного управления путём строгого соблюдения традиций. С самого начала конфуцианство, преимущественно выражая интересы господствовавшего класса, было активным участником в социально-политической борьбе.

Конфуцианство имеет три уровня. Первый — идеологически-официальный.

Каждый чиновник должен был знать 13 канонов конфуцианской и доконфуцианской классики. Обязательнной к изучению наизусть была и форма канонов — как способ выражения мыслей и чувств в соответствии с требованиями «благопристойности». Позже, между седьмым и десятым веками, к ним добавились восемь памятников, сложившихся в V-II веках до Рождества Христова: «Чжоуские ритуалы», «Правила благопристойности эпохи Чжоу», «Образцовые церемонии и правила благопристойности», «Комментарий Цзо», «Комментарий Гунъяна», «Комментарий Гуляна» — исторические сочинения, признанные комментариями к «Суждениям и беседам» — высказываниям Конфуция, записанным его учениками. Любое правило приобретало для конфуцианца ценность только тогда, когда бывало записано и соотнесено с оригинальным писанием.

Канонические конфуцианцы веровали, что благодатная связь общества и природы с божественным небом обеспечивалась совершенством личности императора. Непосредственное участие императора в календарных молениях и жертвоприношениях призвано было подтвердить нормативность и регулярность этой связи. Промахи предыдущих династий объяснялись их нравственным падением, а вину за текущие беды император возлагал на себя, и тогда его эдикты содержали слова покаяния. Однако интересно, что какого-либо подобия духовенства и церковной организации в конфуцианстве не сложилось. При этом Конфуций был канонизирован как «совершенномудрый». Был установлен культ Конфуция.

Однако конфуцианство на время утратило господствующие позиции после падения в III в. империи Хань. В VII-VIII веках, после завершения периода раздробленности Китая, стартовало движение за восстановление позиций конфуцианства, потесненного даосизмом и буддизмом. Второй расцвет конфуцианской мысли вылился в становление неоконфуцианства в XI-XII веках. Новое конфуцианство подразумевает всю совокупность конфуцианских идейных течений II тысячелетия, опиравшихся главным образом на идеи «Четверокнижия». Ещё оно отличается тенденцией к приданию максимально этического смысла учениям о бытии и познании. В философских построениях неоконфуцианцев небо обычно выступало в трех значениях:
1) абстрактная природная целостность, универсум;
2) главное природное начало в человеке, его природная сущность;
3) высшее природное начало, соотносящееся в триаде «трёх ценностей» с Землей — природным началом более низкого уровня, и человеком — фактором произвольной творческой активности и «искусственности».

Главной проблемой конфуцианской философии было определение границ вмешательства человека в сферу действия провиденциальных «небесных» сил. При этом яростно доказывалась неподвластность природных циклов и закономерностей человеку. Конфуцианцами признавались разные степени возможности человека влиять на свою судьбу, по-разному определялись и недоступные человеческому вмешательству границы «небесного предопределения».

Следующий уровень функционирования конфуцианства — народная культура и массовое сознание. С конфуцианскими идеями ассоциировались нормы обычного права, формы общежития и обыденного поведения, изречения древних мудрецов толковались предельно упрощенно и затверживались(заучивались) наизусть с детства. Великие мыслители конфуцианства, персонажи канонической литературы становились героями легенд, сказок, народных лубков. Получалось так, что с одной стороны, конфуцианство становилось национальным символом, конфуцианские идеи сливались с древнейшими представлениями о Китае как центре ойкумены, а с другой стороны, последнее обстоятельство определило и взгляд на конфуцианскую образованность как знак преодоления дистанции между китайцами и «варварами». В многочисленных трудах, написанных историками, обобщается, что конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии — людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. А ещё значится, что главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики являлось понятие «гуманность», как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье.

В учении самого Конфуция регулирование политических отношений посредством норм добродетели резко противопоставляется управлению на основе законов. «Если, — подчеркивал Конфуций, — руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». В целом добродетель в трактовке конфуцианцев — набор принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю и долга. Конфуций не отвергал значения законодательства, хотя, судя по всему, ему он уделял лишь вспомогательную роль.

Интересным в учении Конфуция является то, что существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку играет принцип «исправления имен». Целью исправления имен является задача привести «имена» в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, отец — отцом, сын — сыном, сановник — сановником, подданный — подданным, простолюдин — простолюдином.

В сегодняшнем Китае власть не препятствует осуществлению религиозной деятельности, а наоборот — обеспечивает свободу вероисповедания, охраняет права храмов и церквей, запрещает неверующим вести атеистическую пропаганду в культовых местах. Правительство гарантирует религиозным служителям право участвовать в политической жизни, иметь представителей в народных собраниях и обсуждать в политических консультативных советах всех уровней государственные дела. Для ведения самостоятельного и независимого управления буддизм, ислам, католичество и протестантство создали местные и национальные организации. Особенно важным является то, что эти организации и их деятельность не подконтрольны зарубежным религиозным центрам. Интересно то, что при китайской Академии общественных наук и Шанхайской академии общественных наук действуют институты мировых религий со специальными отделениями буддизма, ислама и христианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: