Психологические характеристики политического поведения Мао Цзэдуна

Анализируя психологические основания политического поведения Мао Цзэдуна, обратимся к тем характеристиках, которые давал политикам Н. Макиавелли. В работах современных исследователей эти характеристики получили название «фактора Макиавелли». Именно они будут самым ярким штрихом к политико-психологическому портрету Мао Цзэдуна. Фактор Макиавелли характеризует социальный интеллект политика, его дипломатические способности, уровень психологической проницательности, способность адекватно оценить партнёра, способность быть оператором рефлексивного управления, партнёром и оппонентом.

Для того чтобы понять, какими психологическими характеристиками было обусловлено политическое поведение Мао Цзэдуна, можно попытаться взглянуть на него глазами Макиавелли. Это означает посмотреть под углом способности завоевывать, удерживать и пользоваться властью. Модель Макиавелли исходит из власти как самоцели. Главное для государя завоевание и укрепление власти, все остальное подчинено этой задаче. Как раз в рамках макиавеллистской традиции, несомненно, находились многие стороны деятельности Мао Цзэдуна, когда речь идет о методах и формах осуществления власти. Очевидно, что показатель данного фактора у Мао Цзэдуна достаточно высок, однако, макиавеллистская модель в полной мере не дает представления о лидерах такого типа, как Мао Цзэдуна. Он являл собой пример руководителя, который опирается на широкие народные массы. Его тезис о «линии масс» — это определенная форма взаимодействия правителя и народа, форма властвования, предполагающая стимулирование массовой активности в том направлении, которое отвечает интересам вождя. И подобная форма властвования традиционна для культуры Китая.

Мао сочетал в себе не только качества политика, но и идеолога, выдвигающего определенные цели по преобразованию общества. Высший государственный интерес сочетался у него с целями весьма существенного преобразования общественных отношений и, вероятно, самой психологии народа, призванных в конечном итоге обеспечить величие нации и величие государства.

Обратимся к концепции Е.В. Егоровой-Гантман, которая выделяет шесть основных блоков, наиболее влияющих на политическое поведение:

— представление политика о себе самом;
— потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение;
— система важнейших политических убеждений;
— стиль принятия политических решений;
— стиль межличностных отношений;
— устойчивость к стрессу.

Выше мы уже рассмотрели первые три блока, теперь остановимся на следующих: стиле принятия политических решений, стиле межличностных отношений и устойчивости к стрессу.

Рассмотрим стиль принятия политических решений. Для Мао Цзэдуна это, несомненно, авторитарный стиль. Здесь можно заметить определенную долю жесткости, граничащей с жестокостью. Известно, что Мао расправлялся со своими противниками репрессивными мерами. Но, с другой стороны, ему часто приходилось идти на компромиссы: и с колеблющимися сторонниками, и с соперниками в борьбе за власть, и с иностранными деятелями. Из этого можно сделать вывод об определенной гибкости поведения и умении вести себя в соответствии с требованиями определенной ситуации: Мао был не только народен, скромен, доступен, значителен, он был непогрешим, безошибочен. Кто угодно мог оступиться, ошибиться, сойти с верного пути — но только не Мао. Он не ошибался никогда. И это еще один миф о великом вожде народной революции.

Великолепные актерские качества Мао в огромной степени способствовали поддержанию образа, им же самим и созданного. Бытует мнение, что политическая деятельность — это, прежде всего, род игры, зрители которой не наблюдают эту игру в театре, но она затрагивает их интересы, напрямую влияя на ход истории и жизни людей. Они вовлечены в эту игру. Китайцам присуща склонность к актерскому мастерству. Мао в совершенстве владел этим искусством. Его видели таким, каким должны были видеть.

Ф. Бурлацкий пишет о Мао, что «Мао Цзэдун по натуре артист, который умеет скрывать свои чувства и ловко разыгрывать нужную ему роль даже перед хорошо знакомыми людьми». Это одна из самых важных характеристик стиля межличностных отношений.

Мао Цзэдун запрещал себе проявлять обычные человеческие чувства. Больше всего об этом говорит его равнодушие к собственным детям. Его сыновья от второго брака учились в Советском Союзе, и Мао почти нигде о них не напоминал, пятеро дочерей от третьего брака были отданы на воспитание в крестьянские семьи, а от четвертого брака родились двое дочерей, но о них не встречается никаких упоминаний. Отцовские чувства были атрофированы.

Мао настолько поглощен своей политической ролью, что все остальное приобретает для него второстепенное значение. По мнению биографов Мао Цзэдуна, он был мастером политической борьбы — «и открытых схваток, и тайных сговоров, и жестоких расправ». Подобно своему герою Лю Баню он любил свой народ и ненавидел его господ, он лучше других понимал чаяния своего народа и меньше оглядывался на зарубежный опыт. И еще одной из наиболее значимых черт, отмеченных Э. Сноу, — Мао не останавливался ни перед какими средствами ради достижения собственных целей.

Кроме того, для анализа личностных характеристик Мао Цзэдуна вполне применима и модель харизматического лидера, разработанная М. Вебером и его последователями. Имеются определенные черты, которые роднят Мао с лидерами подобного типа, как-то: установка на единоличную власть, прямая апелляция лидера к массам, претензия на идеологический диктат. Однако, веберовская модель в полной мере не применима к Мао Цзэдуну. Важно заметить, что, согласно этой концепции, существуют личности незаурядные, великие человеческие характеры, темпераменты, умы. Современная эпоха дала новый тип личности, который не мог найти своего места в прошлом. Это тип народного вождя. Ими движет жажда власти, непомерное честолюбие, беспринципность, порой жестокость и склонность к демагогии. Это выходцы из низов общества, они шестым чувством улавливают настроения масс, умеют «подстраиваться» к ним и их интересам, манипулировать ими и их сознанием. Когда же такая личность обретает еще и роль идеолога, а масса принимает ее и становится фанатично преданной своему вождю, тогда политик такого типа обретает огромную силу воздействия и в рамках маленькой политической группировки, и на широком поприще массового сознания. Быть может, Мао и олицетворял собой такой тип политического лидера. Во всяком случае, для любого китайца Мао был и остается Великим Вождем Великой Народной Революции, перевернувшей всю историю Поднебесной. Мао Цзэдун стал новым лидером, по словам Бурлацкого, «затмившим собою и Конфуция, и Лао-Цзы, и Будду и весь древнекитайский пантеон божеств и героев».

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что Мао Цзэдун — фигура действительно незаурядная. Он оказал сильнейшие влияние на современный Китай, перевернув существовавшие на протяжении веков представления о государстве и правителе. Он добился значительных успехов в политической деятельности и признания не только на территории Китайской Народной Республики, но и далеко за ее пределами.

На основе использования метода политико-психологического портретирования была предпринята попытка исследования персональных характеристик Мао Цзэдуна с целью объяснения того, как те или иные личностные инварианты политического лидера влияют или не влияют, во-первых, на его политическое поведение, во-вторых, на проводимую им политику и, как следствие, на ситуацию в стране и происходящие изменения. При этом во внимание были приняты культурные особенности Китая и его религиозная система. Так же были учтены особенности властных отношений, сложившихся в Китае на основе сугубо специфичной культуры Китая.

Таким образом, можно сделать вывод, что личность Мао Цзэдуна характеризуется высоким лидерским потенциалом и способностью оказывать решающее воздействие на ход ключевых общественно-политических процессов. Доминирующими мотивами являются мотивы власти и достижения. Кроме того, важно заметить, что Мао удавалось действовать таким образом, чтобы получить поддержку со стороны масс, которая не ослабевала даже при весьма неудачной реформе «большого скачка» или же попытки «коммунизации». В сознании народа Мао Цзэдун представал как великий вождь великой Народной революции, популярность которого не ослабевает до сих пор.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть значимость культурно-исторического контекста при построении политико-психологических портретов. Любой портрет по своей сути контекстуален. Невозможно построить портрет политика, в отрыве реальности — будь то реальность историческая, или же современная для этого политика. Необходимо принимать во внимание как условия его социализации, так и ценности, распространенные в окружении политического лидера, которые, несомненно, этой социализации способствуют. Кроме того, следует уделять должное внимание тому, какой событийный ряд влияет на трансформацию убеждений политика и его умение действовать при изменении привычных жизненных условий. Также следует учитывать ту совокупность социальных, экономических и иных процессов, являющихся фоном политической деятельности лидера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: