Исходный контроль знаний (тесты). Тема: 1 «Восточные славяне в древности IV – IX вв. Формирование Древнерусского государства и его распад. Место Киевской Руси в мировой цивилизации»

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема: 1 «Восточные славяне в древности IV – IX вв. Формирование Древнерусского государства и его распад. Место Киевской Руси в мировой цивилизации».

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск


1. Тема 1: Восточные славяне в древности IV – IX вв. Формирование Древнерусского государства и его распад. Место Киевской Руси в мировой цивилизации

2. Значение изучения темы:

2.1. Учебное:

Даннаятема является вводной в курс Отечественной истории. Она даёт представление о славянах, их происхождении; закономерностях процесса образования государства у восточных славян и причинах его распада, что является характерной особенностью истории всех народов и национальных государств.

2.2. Профессиональное:

Врачу как и другому любому специалисту необходимо знать, что из себя представляет история общества, в котором мы живем и работаем. Поэтому изучения формирования основ древнерусской государственности студентам медикам крайне необходимо и полезно.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

o на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории;

должен иметь представления:

о о сущности, формах и функциях исторического знания;

o о происхождении и расселении славянских племен, их быте и нравах;

o об основных этапах становления государственности Древней Руси причинах упадка Древнерусского государства

должен иметь навыки:

o работы с исторической картой и историческими источниками

4. Форма учебного процесса - семинарское занятие

4.1. План семинарского занятия:

1. Заселение славянами Восточно – Европейской равнины.

2. Соседи славян.

3. Образование государства у восточных славян.

4. Принятие христианства на Руси. Расцвет Древнерусского государства.

5. Феодальная раздробленность на Руси.

6. Место Древнерусского государства в мировой цивилизации.

опрос по основным терминам и понятиям темы – 10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 10 мин.

- практическая работа по исторической карте – 20 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы: род, племя, соседская община, родовая община, «вервь», военная демократия, князь, дружина, дань, подсечно-огневое и пашенное земледелие, язычество, христианство, трёхполье, бортничество, патриархальная семья, славяне, союз племен, норманнская теория, вира, князь, дружина, полюдье, православие, государство, феодализм, «уроки», «погосты», закупы, смерды, холопы, рядовичи, «люди», челядь, тиуны, феодальная раздробленность, феодальная война, усобица.

Дискуссии о происхождении и прародине славян. Источники о славянах. Распад общеславянской общности на западных, южных и восточных славян. Заселение Восточно-европейской равнины. Соседи славян. Занятия славян (земледелие и скотоводство, промыслы, ремесло). Торговля и торговые пути. Общественный строй. Распад родовых отношений. Община. Союзы племен. Мировоззрение восточных славян.

Предпосылки образования государства у восточных славян. "Норманнская теория". Происхождении названия "Русь". Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. Политический строй. Зарождение государственного аппарата, его структура. Вече. Социально-экономический строй. Земледелие, ремесло, торговля. Проблема землевладения и складывания раннефеодальных отношений. Особенности и историческое значение образования государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: