Методические указания. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

XV-XVI вв.

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема: 3. «Формирование и укрепление централизованного государства на Руси в

XV-XVI вв.».

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск


1. Тема 3: Формирование и укрепление централизованного государства на Руси в

2. Значение темы:

в этот период формируются ценности общечеловеческой культуры (гуманизм, антропоцентризм). Укрепление государства и национального самосознания русского народа.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

  • на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории;

должен иметь представления:

  • о создании единого централизованного государства в России, об особенностях объединительного процесса и его этапах;
  • об основных особенностях экономического, социального и политического развития государства;
  • об особенностях внешней политики в период формирования единого государства и в период правления Ивана IV в.

должен иметь навыки:

  • работы с исторической картой и историческими источниками

4. Форма учебного процесса – семинарское занятие

4. 1. План семинарского занятия:

1. Внешняя политика Русского государства на рубеже ХV – ХVI вв.

2. Административные реформы царя Ивана Грозного.

3. Внешняя политика царя Ивана Грозного. Его войны.

4. Опричнина Ивана Грозного.

5. Личность Ивана Грозного.

4.2. Исходный контроль знаний –

опрос по основным понятиям и терминам темы -10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 15 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- тематическое тестирование – 10 мин.

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы:

бояре, «дети боярские», дворяне, вотчина, поместье, сословие, духовенство, местничество, крепостничество, «заповедные лета», канон, ересь, наместник, кормление, Юрьев день, «Судебник», Избранная Рада, сословная монархия, приказы, Стоглавый собор, опричнина, земщина.

Роль внешнего фактора в объединительном процессе на Руси.

Выделение новых центров (Москва, Тверь). Укрепление экономического и политического положения Московского княжества. Дмитрий Донской. Особенности образования Российского государства. Характер объединительного процесса. Политический строй России. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 г. Историческое значение образования Российского централизованного государства.

Елена Глинская. Боярское правление. Обострение социальных противоречий. Укрепление самодержавия в XVI в. Реформы 1550-1560-х гг. Создание органов власти сословно-представительной монархии. Судебник 1550 г. Политические и социальные предпосылки введения опричнины. Последствия опричнины для дальнейшего развития страны.

  1. Каковы предпосылки объединения русских земель:

а) рост феодального землевладения

б) единство духовной культуры русских земель

в) политика Золотой Орды

г) помощь стран Запада


  1. Каковы причины возвышения Москвы среди прочих русских земель?

а) удачное географическое положение

б) умелая политика московских князей

в) союз Москвы и Новгорода

г) татарское происхождение московских князей

  1. Соперники Москвы в борьбе за ярлык великого владимирского княжения:

а) Тверь

б) Владимир

в) Новгород

г) Киев



4. Войсками золотой орды на Куликовом поле командовал:


а) Батый

б) Тохтамыш

в) Мамай

г) Бегич


5. Кто являлся союзником Золотой Орды в 1380г. во время похода на Русь?


а) Княжество Литовское

б) Княжество Рязанское

в) Ливонский орден

г) Великий Новгород



6. Что такое местничество?

а) политика удельных князей, направленная на борьбу за самостоятельность

б) назначение на государственные должности в соответствии со знатностью происхождения

в) характер обработки земли в разных землях

7. Когда окончательно было уничтожено монголо-татарское иго?


а) 1380г.

б) 1382г.

в) 1480г.

г) 1492г.


8. Что такое самодержавие?

а) власть монарха, ограниченная парламентом

б) власть монарха, неограниченная ничем

в) монарх имеет в своем распоряжении только законодательную власть



9. Во время опричнины страна была разделена на две части:


а) губернии и воеводства

б) уезды и земщину

в) земщину и опричнину

г) опричнину и боярщину


10. Поход Ермака в Сибирь был организован на средства предпринимателей:


а) Демидовых

б) Строгановых

в) Никитниковых

г) Шустовых


1. Летом 1480г. золотоордынский хан Ахмат подошел с большим войском к пограничной московской реке Угре. Московская рать встала на противоположном берегу. Ни Ахмат, ни Иван III так и не рискнули начать генеральное сражение – на том и разошлись. Так есть ли основания считать, будто это стояние на Угре ознаменовало собой свержение ордынского ига?

2. После длительной борьбы Москва становится столицей новой Руси – России. При этом одни считают, что центром государства она стала благодаря ее географическому положению: Но разве Тверь, Углич, Кострома находились в менее выгодном положении? Другие полагают, что Москве удалось стать центром помогла церковь – митрополит из Владимира перебрался туда. Тогда почему не Владимир, где пребывал митрополит стал столицей? Третьи утверждают, что Москве помогло стать стольным городом развитие культуры и богатство. Но, согласно оценкам историков, в нач. XIV в. самым культурными землями были Ростово-Суздальские, а самыми богатыми – Новгородские земли. Четвертые отдают предпочтение Москве как наиболее сильному княжеству. Однако известно, что таковым правильнее называть Тверское. И все центром объединения становится Москва, почему?

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:

Темы рефератов:

1. Образование Российского государства. Свержение монголо-татарского ига. Иван III.

2. Внутриполитическая борьба и Опричнина при Иване Грозном.

3. Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война.

4. Освоение Сибири и Дальнего Востока (XVI в.).

5. Феодальная война в середине XV в.

6. Церковь и государство в ХV - XVI в.

7. Теория “Москва - Третий Рим”.

8. Домострой - энциклопедия русской жизни в период средневековья.

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. История России: Курс лекций: С древнейших времен до наших дней/ Леванов, Б.В. М. Проспект, 2002.

2. История России: Учебник для вузов/ Мунчаев, Ш.М. М. Проспект.- 2003.

3. Ключевский В.О. История государства Российского. В 6 тт. М., Центр. – 2000.

Дополнительная:

1. Осипов Н.Д., Погодин С.Н. «Русская школа» историков: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.// Вопросы истории. 2000, №1

2. Правители России: От Рюрика до Путина: История в портретах/ Озерский, В. В М. Мысль.- 2004

Учебно-методическая:

1. Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. Учебник. М. Проспект, 2001.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России: Учеб. Пособие. М.: Простор, 1997.

3. Новосельцев А.П., Сахаров А.И., Буланов В.И., Назаров В.Д.История России с древнейших времён до конца 17 века./ Новосельцев А.П., Сахаров А.И.,. Буланов В.И., Назаров В.Д., отв. ред. Сахаров А.Н. - М.: АСТ - МТД, РАН,1997.

4. История России с IX в. до наших дней. Учеб. Пособие, ВГУ, 1997.


ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра Философии и социально-гуманитарных знаний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: