Методические рекомендации. 1. Российские императоры и их окружение: Александр I, Николай I, Александр II

Семинар 9

Темы докладов

1. Российские императоры и их окружение: Александр I, Николай I, Александр II.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Лященко Л.М. Царь-освободитель. М.: Международные отношения, 1994.

Мурузи П. Александр I, Император Всероссийский. М.: Вече, 2005.

Сахаров А.Н. Александр I. М.: Наука, 1998.

Сахаров А. Н. Александр I и Аракчеев // Отечественная история. 1998. № 4.

Соловьев С. Император Александр I: Политика, дипломатия. М.: Мысль, 1995.

Хартли Джанет М. Александр I. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

2. М.М. Сперанский и судьба его реформ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Пивоваров Ю.С. Михаил Михайлович Сперанский: судьба реформатора в России / Из истории реформаторства в России. Философско-исторические очерки. Отв. ред. А.А. Кара-Мурза. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1991.

Российские реформаторы XIX – начала ХХ вв. / Отв. ред. А.П. Корелин. М.: Международные отношения, 1995.

Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского. М.: Молодая гвардия, 1991.

3. Восточный вопрос во внешней политике России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Российская дипломатия в портретах / Под ред. А.В. Игнатьева, И.С. Рыбаченок, Г.А. Санина. М.: Международные отношения, 1992.

Хевролина В.М. Российская дипломатия и балканский вопрос во второй половине 60-х гг. XIX в. Стратегия и тактика // Отечественная история. 2005. №1. С.39-56.

Шепарнева А.И. Крымская война в освещении западников // Вопросы истории. 2005. №9.

4. Война России на Кавказе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Блиева З.М. Русско-чеченские отношения в XVII-XVIII веках // Вопросы истории. 2003. № 12.

Шамиль на Кавказе и в России / Сост. М.Н. Чичагова. М.: Коммер.-произв. центр «Тонар» Сов. Фонда милосердия и здоровья, 1995.

Шишов А.В. Полководцы кавказских войн. М.: Центрполиграф, 2001.

Шнайдер В.Г. Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период: особенности интеграционных процессов. М.: Союз, 2005.

5. П.В. Алабин и Самара.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алабин П.В. Самара: 1586-1886 гг. Самара: Кн. изд-во, 1992.

Алабин И., Московский О.В. С достоинством и честью: Биографическое повествование о Петре Алабине. Самара: Полдень, 1997.

Алексушин Г.В. Во главе Самары (1781-1997). Самара: Самар. Дом печати, 1999. С.109-128.

АЛЬТЕРНАТИВЫ РОССИЙСКИМ «РЕФОРМАМ СВЕРХУ» В XIX ВЕКЕ

1. Консервативная идеология.

2. Либеральное направление общественной мысли.

3. Революционные теории.

Опорные понятия: анархизм, декабристы, западничество, «Земля и воля», земства, либерал, марксизм, народники, петрашевцы, славянофильство.

Персоналии: Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, С.Г. Нечаев, Г.В. Плеханов, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, бр. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бесов А.Г. Социокультурные нормы российской государственности XIX в. // Вопросы истории. 2005. №6.

Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991.

Либерализм, консерватизм, марксизм: Пробл.-тем. сб. / Под ред. Пивоварова Ю.С. М.: ИНИОН, 1998.

Рудницкая Е.Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России // Вопросы истории. 2003. №8.

Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: Росспэн, 1999.

В начале занятия надо отметить, что в русском образованном обществе XIX в. предметом ожесточенных дискуссий стал вопрос о дальнейшем историческом пути России, судьбе и целях либеральных реформ. Единое мнение, как таковое, отсутствовало. Предлагались различные проекты – от защиты монархических устоев до призывов к революции и коренному переустройству общественного строя. Укажите, что в начале века сформировались три идейно-политических лагеря – консервативный (Н.М. Карамзин), либеральный (М.М. Сперанский) и революционный (декабристы).

Если вести речь о консерватизме, то надо, прежде всего, раскрыть смысл «Записки о древней и новой России» Н.М. Карамзина и его взгляды на исторический путь России. Далее логично рассмотреть основные положения теории официальной народности графа С. Уварова в контексте той политической ситуации, которая сложилась в царствование Николая I. Более поздний консерватизм следует проанализировать, опираясь на взгляды журналиста М.Н. Каткова и обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Ведь в их лице идеология консерватизма нашла ярых защитников и стала вполне официальной. Главной ее задачей было удержать Россию от преобразований и связанных с ними потрясений.

Касаясь особенностей российского либерализма, надо указать, что последний никогда не имел большого количества адептов, оставаясь идеологией наиболее образованных слоев. Хотя в ряде случаев в истории XIX века мы видим, что инициатива либеральных реформ исходит от самой власти. Далее надо перейти к рассмотрению взглядов представителей либеральной мысли 30-40-х гг. XIX в. - западников и славянофилов. Выявите суть их разногласий. Отметьте, что пореформенный либерализм представлен земской интеллигенцией, деятельность которой привела позднее к образованию либеральных политических организаций (союз земцев-конституционалистов) и партии кадетов. Выясните, подходила ли России в тех исторических условиях либеральная идеология, была ли она жизнеспособна.

В третьем вопросе речь ведется о революционном движении в России. Укажите, что революционная альтернатива впервые была четко сформулирована декабристами. Рассмотрите основные положения проектов П. Пестеля и Н. Муравьева по переустройству России. Могли ли они реализоваться, на ваш взгляд?

На основе веры в крестьянскую общину с ее уравнительностью и коллективизмом (вспомним, взгляды А.И. Герцена) в стране формируются теории крестьянского социализма. Организационно они оформились в движение народничества. Проанализируйте народническое движение и его основные направления: пропагандистское, анархистское и заговорщическое. Особую известность, благодаря террористической деятельности против представителей власти, приобрело революционное народничество («Народная Воля»). Считалось, что террор поможет разжечь классовую ненависть крестьян по отношению к власть имущим, а также напугает последних. Крестьянская революция установит новый, справедливый социальный порядок. Главным итогом практики народников стала усилившаяся при Александре III репрессивная политика царизма. Ответьте в связи с этим, можно ли добиться социальной гармонии путем террора и силы?

В конце XIX в. в России получил распространение марксизм (группа «Освобождение труда» Г.В. Плеханова, Российская социал-демократическая рабочая партия). Охарактеризуйте значение марксизма в общественной мысли страны, укажите различия во взглядах марксистов и народников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: