Складывание Российского централизованного государства: проблемы формирования и эволюции

Проблемное задание

Хан Батый во время похода в Европу, находясь от Рима в нескольких днях перехода, повернул армию назад. В XIII в. Запад был в напряжении. Ожидали монгольских орд даже в Англии. Через Русь Батый прошел в Венгрию, монголы разбили венгерские, немецкие и польские силы. Из 60 сражений монголы не проиграли ни одного. Но, дойдя до Адриатического моря, они остановились и повернули назад. Почему?

Практическое задание: Составьте таблицу основных походов в ходе монголо-татарского завоевания Руси (1237–1242) и выясните:

· направление главного удара монголо-татарских войск на Русь и при-
чины поражения русских дружин;

· какие особенности государственного устройства имела Золотая Орда;

· кто из русских князей первым получил ярлык на великое княжение;

· при
каком русском князе сложились основные принципы и особенности золотоордынского ига;

· почему Русская Православная церковь была освобождена от уплаты дани и
фактически превратилась в привилегированную организацию на Руси;

· как складывались отношения русских князей с правителями Золотой Орды на протяжении XIV-XV вв.

Указатель основных терминов к теме:

Автохтоны – коренное, первоначальное население страны.

Басма – пластинка с оттиснутой на ней надписью, которая выдавалась ордынскими ханами в XIII-XV вв. как верительная грамота.

Баскак – представитель монгольского хана в завоеванных землях. Ордынский сборщик дани в русских княжествах во второй половине XIII – начале XIV вв.

Боярская феодальная республика – форма политического устройства в средневековой Руси XII-XV вв., при которой верховная власть принадлежит аристократическим феодальным родам, вручающим бразды правления выбранным представителям.

Бесермены – мусульманские купцы, которым на откуп отдавался сбор дани.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.

Волохи – восточно-романская народность, предки современных молодован и румын.

Вотчина – родовое наследственное владение землей.

Военная демократия – общественное устройство при переходе от первобытности к государству. При сохранении остатков первобытного коллективизма вожди племен постепенно превращаются в племенных князей, в руках которых сосредоточивается всё управление племенем или союзом племен. Вокруг вождя формируется дружина, отделенная от племенного ополчения и лично ему подчиненная. Одновременно выделяется и племенная знать – главы родов, сильных патриархальных семей. Идет процесс социальной дифференциации (расслоения).

Вирник – сборщик виры, т.е. штрафа за убийство.

Глаголица – одна из двух славянских азбук. От кириллицы отличается формой букв.

Дружина (от санскритского слова «dru» – «следую за») – отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя, и составлявших привилегированный слой общества.

Емец – сборщик «продажи», т.е. штрафа за кражу.

Жития – книжные биографии святых, духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.

Княжий тиун – правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя.

Кормление – система управления на местах, при которой наместник получал не жалование, а часть подати, собранной на подчиненной ему территории.

«Лествичное восхождение» (от «лестница») - особый порядок наследования княжей власти. Старшинство городов в русской земле соответствовало старшинству княжеских сыновей в семье: старший получал после смерти отца в княжение Киев, далее шли Новгород, Чернигов. Старший брат становился великим князем, но после его смерти киевский стол переходил не его детям, а его младшим братьям или следующим родственникам, старшим в роду.

Митрополит – в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчиненной патриарху.

Мытник – сборщик торговой пошлины – мыта.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором все продукты и товары производятся не на продажу, а для внутреннего потребления.

Община – форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, кровным родством. Более поздняя форма – соседская (территориальная) община сочетает индивидуальное и общинное владение землей. Община обладает полным или частичным самоуправлением.

Обычное право – совокупность неписанных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.

Огнищанин (от «огнище» - «дом») – управляющий личным хозяйством князя.

Ордынский выход – ежегодная дань, которую русские земли платили Золотой Орде.

Подсека – место среди леса, расчищенное для пашни.

Поместье – земельное владение, предоставляемое на период службу, не подлежащее передаче по наследству.

Ряд – договор, соглашение в Древней Руси.

Сакрализация – придание священного характера тому или иному человеку или событию.

Удел – доля члена княжеского рода в родовом владении.

Улус – отдельные земли, подвластные хану.

Христианство – одна из трех мировых религий. В основе его – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя. Источник вероучения христианства – Священное Предание, главным в котором является Священное Писание (Библия), а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные сочинения отцов церкви. Христианство возникло в I в. н.э. среди евреев. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована.

Этноним – название народа.

Язычество – традиционное обозначение религий, основанных на многобожии. В современной науке обозначается словом «политеизм» в противоположность «монотеизму» - единобожию.

Ярлык – льготная грамота золотоордынских ханов светским и духовным феодалам подвластных земель, дающая право на осуществление верховных полномочий.

Тема III

(вторая половина XV – XVI вв.)

Образование Российского централизованного государства шло одновременно по трем направлениям: 1) объединение земель вокруг Москвы; 2) укрепление власти московских князей; 3) борьба за свержение золотоордынского ига. Особенности российской модели централизации определялись доминированием политических факторов, прежде всего, необходимостью освобождения от золотоордынского ига и слабостью экономических предпосылок.


Последний этап централизации пришелся на княжение
Ивана III Васильевича (1462 – 1505) и его сына Василия III Ивановича (1505 –1530)
При Иване III, именовавшем себя «государем всея Руси»,
процесс объединения русских земель был в основном завершен, и Вели-
кое княжество Московское превратилось в мощную державу. Огромную
роль в этом сыграло свержение монголо-татарского ига в 1480 г.

Важным моментом в истории формирования Российского государства стало обретение Русской Православной церковью фактической независимости после отказа признать Флорентийскую унию в 1439 г. С падением Константинополя (1453) московская митрополия заявила о своих претензиях стать «третьим Римом» – центром всего православного мира.

Юридически процесс создания единого Российского государства был
закреплен в Судебнике 1497 г.

В начале XVI в. появился термин «Россия». Территория Московского государства увеличилась в 6 раз, расширяясь на восток до Урала и Северного Ледовитого океана. В это время начало складываться территориальное разделение труда, развивались элементы товарного производства, возникали новые торговые центры. К России полностью перешел Волжский торговый путь.

В итоге социально-экономического и политического развития в середине XVI в. в России оформилась сословно-представительная монархия. Ее органами являлись Земские соборы, созываемые для решения важнейших государственных вопросов. В 1547 г. Иван IV принял царский титул, венчавшись на царство.

В 1550 г. был принят новый Судебник, развивалась
приказная система, укреплялось дворянское поместное землевладение. Современный российский историк Р.Г.Скрынникова по этому поводу пишет: «Государство взяло на себя обязательство обеспечить поместьями дворяни их потомков…, пригодных к службе, а дворянское сословие согласилось на обязательную пожизненную военную службу». Новый порядок гарантировал сыновьям и внукам помещика право на получение поместья в соответствии с окладом отца.

Царствование Ивана IV Грозного (1533 – 1584) разделяется на два этапа: первый (конец 1540-х – 1550-е гг.) – реформы Избранной рады, второй (1560-е – начало 1580-х гг.) – период опричнины и деспотии. Эта политика являлась средством борьбы с остатками удельной системы и укрепления самодержавной власти московского царя, а также средством мобилизации внутренних ресурсов страны для ведения Ливонской войны (1558–1583).

Несмотря на то, что в ходе опричнины были подорваны позиции боярства и крупного феодального землевладения, Иван Грозный не сумел преодолеть амбиций боярства. Через 25 лет после отмены опричнины бояре способствовали крупным политическим потрясениям. После смерти Ивана Грозного правившая 700 лет династия Рюриковичей прервалась, на Руси наступила Смута 1605-1613 гг. и правление бояр – «семибоярщина».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: