Сарматы. Савдарата. Шау-Дара-та?

Признаюсь. Я поддаюсь магии этих слов. Они больше чем скифы вызывают во мне то, что Джек Лондон назвал «Зовом предков».

Скифы сошли с исторической сцены примерно во втором веке до н.э., достаточно сказав о себе. По крайней мере, их видели, с ними разговаривали. Именитые очевидцы (Геродот, Гиппократ) познакомили потомков со своими впечатлениями о них. Скифы сошли с истории, их место на "варварском поле" заняли сарматы. В источниках говорится, будто сарматы стали теснить скифов тоже с востока. Но никто не знает точно, то ли они пришли откуда-то, то ли вычленились из скифских племен. Мне кажется, что второе вернее. Скифы как общее название множества племен расчленялось. И внешнему глазу стали видны кое-какие очертания внутри "поля". Во всяком случае, какой-то пучок энергии высветился среди этого "поля". И появилось новое название - сарматы.

Логично представлять, что новое общество племен обозначилось на том же поле. По законам развития должно было что-то новое появиться у них. Только так можно одолеть общий хаос и выбраться из него в новом качестве, или в новом составе. Выше уже отмечалось, какими средствами дикие племена одолевали развитые общества. Одно из них - овладение искусством обращения с железом. В данном же случае вопрос в другом.

Абсолютным богатством скифов было не золото даже не железо. Кони - высшая ценность скифского мира. Благодаря им они побеждали интеллектуально развитых противников. Сеяли смуты, диким вихрем проскакивая сквозь строго выстроенные вражьи колонны. Кони держали равновесие сил и внутри племен. Тут уж все зависело от сноровки и умения обращаться с ними. Но коней, оказывается, тоже можно по-разному использовать. Здесь тоже есть ресурсы для "интенсификации".

Сарматы "интенсифицировали" процесс. Они придумали стремена и совершили скачок в военном деле. Техника боя приняла другой оборот. Теперь можно копьем наносить удары противнику, стоя на стремени. Есть источники, которые именно этим преимуществом объясняют выход новых племен на авансцену "скифского поля". Сарматы заявили о себе громко и решительно. Именно под их натиском скифы теряли свое положение как единого союза. Союз сломался и теперь уже войны шли внутри самого "поля".

Считается, что сарматы заняли пространство ближе расположенное к Кавказским горам. И даже вошли в сами горы. Позднейшие источники, например, армянские (география Хоренского), называют Сарматией страну, расположенную в восточной стороне Кавказского хребта, к побережью Каспийского моря ("Азиатская Сарматия"). Там, где позже определились дагестанские племена, а также, возможно, местность к западу от побережья, которую мы привыкли считать занятой осетинами. Какой язык они несли с собой? Это неизвестно. Однако названия - сарматы, особенно - савроматы или савдараты, напоминают осетинское звучание. Возможно, именно это и есть то, что называется "носителями иранских корней" в осетинском языке. А может, точнее - "вносителями". У сарматов, была возможность соприкоснуться с автохтонным населением и поделиться с ним частью своего словарного фонда, Явление общее для перекрещивающихся народов.

Сарматы тоже по-разному назывались. Быть может, потому, что все эти племенные названия - собирательные. Общие. В литературе встречается название савдарата. Есть легенды, в которых эти племена облекаются в черные одежды. И уже фантазируешь, слышишь осетинское звучание - от слов "шау" - черный и "дарын" (носить) - "шаударата". Такие намеки у специалистов имеются. А вот еще другое название племени - галата, - тоже напоминает осетинское звучание. Может, Галаевы - оттуда?)

Сарматов тоже причисляют к осетинским предкам. Но про них сочинены свои легенды, им приписываются чудесные этнопревращения. Наиболее интересен как раз миф о происхождении савроматов. Будто из породнения скифских юношей с сарматскими женщинами. Связка с греческим мифом об амазонках? "Сказка ложь, да в ней намек". Какой же намек может быть здесь?

Намек философский. Племена смешивали этносы. Влияли на последующие этнообразования. Скрещиваясь, они меняли сами себя. Это абсолютный исторический закон, если даже рождение племени от амазонок - чистейший миф. Мифом об амазонках и о племени савроматов нам преподнесен намек. Послан message (как говорят сегодня). Нас обучают правилам изучения истории. Нам внушают мысль о существовании главного принципа этнообразования - постоянного скрещивания народов. На такой вывод особенно натолкнуло меня чтение работ академика Н.Я. Марра.

Но выводы можно сделать и от Гиппократа. У него тоже есть своя версия о происхождении племени амазонок. Если правда навеваемая Гиппократом версия о медицинском приговоре над скифским племенем - и чрезмерная тучность, и влажность, и все такое, что не помогало физическому процветанию скифского племени, то выход был найден. В случае признаков вырождения люди прибегали к смешанным бракам. Легенды проделали это и со скифами. Будто жизнестойкое племя амазонок принудило скифских юношей войти с ними в брачные отношения. И от них пошло новое племя - савроматы.

Данная трактовка - тоже частный случай от общего принципа - племена и этносы постоянно скрещиваются, и совершают взаимный генетический обмен. Крупные племена не только смешиваются между собой, как скифы с амазонками, но и воздействуют на автохтонное население. И оно меняется, приобретая какие-то новые черты. Степень изменений разная, в зависимости от обстоятельств и природы. Но изменение и полное перерождение - совершенно разные вещи. Последнее бывает в случае полных катастроф.

Сарматов считают обитавшими на Северном Кавказе даже более чем скифов. Свое происхождению с ними связывают даже некоторые дагестанские племена. Но тут и осетины недалеко. Влияние могло быть, и почему-то в это верится. Вот только бы знать, кто такие были сами сарматы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: