Правило диагоналей

Правило золотого сечения

Правило третей

Кадр мысленно делится на три равные части по горизонтали и по вертикали. В результате получается сетка. Объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Наиболее важные объекты съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий.

При съемке пейзажей выигрышно смотрятся фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. Если вы хотите сконцентрировать внимание зрителя на красивом земном ландшафте, то горизонт следует расположить по верхней горизонтальной линии, если же взгляд должен быть прикован к небу - на нижней.

Еще в древности художники обнаружили, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек четыре. Они расположены на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев кадра. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата снимка. Расположите в этих точка основные объекты кадра (гору, дерево, здание...).

Это правило гласит, что важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагоналей кадра Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее. Композиция построенная от левого верхнего угла к правому нижнему более динамичная. При съемке пейзаже й дороги и реки выгоднее располагать по диагонали.

Для построения гармоничной композиции используйте в кадре различные объекты (деревья, фигуры людей, дороги, реки, дома)

Если вы снимаете пейзаж у реки, озера или моря в нем очень гармонично может поместится лодочка, пирс, или просто какое-нибудь дерево.

При съемке пейзажей вам могут пригодится недорогие аксессуары такие как градиентный и поляризационый фотофильтры. Они позволят вам по вашему усмотрению перераспределить соотношение света и теней.

Фотографируя туманный пейзаж, не используйте ультрафиолетовый фильтр, так как он поглощает дымку. Снимая в ясный солнечный день, ультрафиолетовый фильтр наоборот улучшит снимок.

При съемке ночных пейзажей вам не обойтись без штатива, если же его у вас нет, постарайтесь найти какую-либо поверхность рядом с точкой съемки и положить фотоаппарат на нее.

Для улучшения детализации и резкого изображения объектов, находящихся на разном удалении, не снимайте пейзажи на открытых диафрагмах.

При фотосъемки пейзажей можно получить великолепные снимки независимо от того какой у вас объектив широкоугольный, средний или же телевизионный.

Интервал яркостей пейзажа весьма разнообразен при фотографировании летом. Чем он больше, тем точнее должна быть выдержка. Ее надо определять особенно точно, когда фотографируют пейзаж с очень темным передним планом на фоне белых облаков (интервал яркостей до 1: 500). При более высоком контрасте будут трудности с прорисовыванием деталей при съемке цифровым фотоаппаратом, выдержка выбирается исходя из сюжета. Если на переднем плане расположены светлые объекты, например стволы берез, то выдержка может быть менее точной. Атмосферная, или воздушная, дымка, пасмурная погода еще более снижают контраст сюжета, облегчая тем выбор выдержки. Открытый ландшафт без переднего плана имеет незначительный интервал яркостей, поэтому ошибка в выдержке здесь сказывается в наименьшей степени.

Восходящее и заходящее солнце снимают с низкой светочувствительностью 32. Для получения его изображения достаточно крупным надо пользоваться длиннофокусным объективом. Рекомендуется применять голубой светофильтр.

При фотографировании лесного пейзажа выбирают место, где деревья растут, не очень густо, например на опушке. Много деревьев, стоящих рядом, дадут пестроту на фотографии. Рекомендуется, чтобы между передним планом (два-три дерева) и задним (массив леса) был разрыв, например небольшая поляна. На таком снимке хорошо передается пространство, особенно когда применяется длиннофокусный объектив.

Фотографируя в лесу, надо учитывать, что блики от солнца, пробивающиеся сквозь листву, весьма осложняют съемку, так как интервал яркостей у такого сюжета крайне велик и в некоторых случаях доходит до 1: 100 000. Почти всегда подобные снимки невыразительны: тени на них выходят черными, а блики белыми пятнами совершенно без деталей. Съемку в лесу лучше делать в момент, когда солнце закрыто легким облачком, что сильно снизит контраст сюжета и позволит сделать снимок с деталями в тенях и светах. Выдержку надо определять по теням. В пасмурную погоду снимать в лесу не рекомендуется — фотографии получаются серыми, крайне невыразительными.

При съемке в лесу, когда небо не входит в кадр, рекомендуется для уменьшения контраста сюжета применять голубой или сине-голубой светофильтр. Желтые и желто-зеленые светофильтры в этом случае использовать не надо, так как они почти не улучшают передачу зелени в лесу, а только удлиняют выдержку. Когда в кадре захвачено небо, то их применение обязательно.

При фотосъемке облаков обязательно применение желтого светофильтра средней плотности. Очень плотные светофильтры значительно увеличивают контраст между облаками и небом. В этом случае они выходят очень темными.

При съемке облаков с научно-технической целью выдержка определяется по освещенности облаков, о проработке деталей объектов на земле не надо заботиться. Рекомендуется употреблять фотопленки и снимать с плотным желтым или оранжевым светофильтром. Перистые и легкие слоистые облака фотографируют с красным светофильтром.

Атмосферную дымку устраняют с помощью светофильтра: чем он плотнее, тем более сильная дымка может быть погашена. Фотографируя на изопанхроматических фотоматериалах с красным светофильтром, можно совершенно устранить дымку и получить на снимке детали очень удаленных объектов.

Фотографирование радуги производится с высоким значением ISO матрицы фотоаппарата или на высокочувствительной фотопленке со светло-желтым светофильтром. Выдержку необходимо выбирать исходя из яркости радуги.

ПРИЕМЫ ФОТОСЪЕМКИ
Прием №1
Снимки текущей воды получаются очень разными в зависимости от длительности выдержки.
Слово "вода" - это общее понятие. Её проявления - это и горные потоки, и водопады, и озера, и пруды. Для начала давайте познакомимся с особенностями съёмки текущей воды.
А
F5; AF80-200 мм F2.8D Авто; 1/4 Поправка экспозиции -1.0EV Префектура Сидзуока Водопад Сироито (Белые нити)
B
F5; AF80-200 мм F2.8D Авто; 1/125 Поправка экспозиции -1.0EV Префектура Сидзуока Водопад Сироито (Белые нити)
При съёмке воды на конечный результат съёмки очень влияет время выдержки. При большом времени выдержки вода получится как белое клубящееся облако, а при маленьком - вам удастся остановить поток, и на фото будут видны даже маленькие разлетающиеся капельки воды (см. фото А и В). Это одна из иллюстраций увлекательности фотосъёмки - камера позволяет увидеть даже то, что незаметно глазу. При съёмке желательно использовать штатив, сделайте несколько фотографий с автоматическим приоритетом затвора и с различной выдержкой. Скорость течения воды везде разная, поэтому назвать конкретные числа сложно, но для водопада большое время выдержки - примерно одна восьмая секунды, маленькое - 1/125 с и короче. По мере того, как у вас будет набираться опыт съёмки, вы сами научитесь разбираться, какое время выдержки даст тот или иной эффект. При съёмке морских волн, или фонтанов в парке вы тоже можете получать различные снимки, варьируя скорость щелчка затвором. Если сквозь воду проглядывают тёмные камни, и они занимают больше половины места в кадре, используйте отрицательную поправку экспозиции. И наоборот, если большая половина кадра слишком светлая, необходима положительная поправка. Для того, чтобы верно определить величину поправки, нужен опыт, однако для начала попробуйте фотографировать с поправкой ±0.5..0.7EV.
 
Прием №2
Поместите в кадр водные растения и отражения на водной глади - и ваши фотографии будут очень интересными.
При съёмке озёр и прудов можно получить замечательные снимки, если добавить на поверхность воды интересную деталь.
C
F80; AF 70-300 мм ED; F4-5.6D F11; Авто Поправка экспозиции -0.3EV Плато Татэсина
D
F80S; AF Микро 105 мм F2.8D F8; Авто Префектура Тиба, город Итибара
При съёмке озёр и прудов, если на поверхности воды будет что-то примечательное, можно сделать интересные фото. Обязательно сделайте снимки с отражающимися в воде деревьями или видом окрестностей. Особенно чудесно смотрятся деревья с ярко-зелёными или красными и жёлтыми листьями (Фото С). Секрет удачных снимков такого плана - в том, чтобы найти высоту, с которой отражение смотрелось бы наиболее чётко. Когда определитесь с точкой съемки, закрепите камеру, чтобы избежать дрожания рук и фотографируйте с диафрагмой F11 или. F16. Если по воде пойдут волны или рябь, отражение исказится, поэтому фотографируйте в безветренную погоду. Если окружающий лес слишком густой, или в целом света не хватает, необходимо корректировать экспозицию. Мы также советуем вам попробовать сделать снимки с водными растениями. Фотогра-фируйте сверху, сбоку, попытайтесь создать образец красоты природы. Снимок D сделан после дождя; мы сфокусировались на каплях, сверкающих на листьях. В дождливый день капли падают в воду и по ней тут и там расходятся круги; водная поверхность становится похожей на узор. При большем времени выдержки круги будут малозаметны, поэтому лучше фотографировать максимум при выдержке 1/30. Число, размер и положение кругов меняется каждую секунду, поэтому определитесь с тем, когда щёлкать затвором, какой ракурс выбрать и - не жалейте кадров и плёнки.
 
Прием №3
Особенности съёмки различны при разной погоде: в ясный день - они одни, в пасмурный, туманный день - другие.
E
F5; AF18-35 мм F3.5-4.5D F16; Авто; фильтр C-PL Префектура Тиба, Исуми Озеро Тонбо
F
F5; AF24-50 мм F3.3-4.5D F5.6; Авто Префектура Фукусима Огунинума
На фотосъёмку вне дома очень влияют погодные условия. Если день ясный, то, конечно, жаловаться нечего, самое подходящее для съёмок время. Фото Е сделано с помощью широкоугольника, благодаря чему в снимке чувствуется перспектива, кроме того, важной особенностью стало использование C-PL фильтра. Его применение позволяет удалить отражение в воде, поэтому для съёмок водных ландшафтов он очень полезен. Кроме того, с этим фильтром снимки получаются очень контрастными, его очень удобно применять для получения красочных фотографий. Однако нужно знать меру, иначе снимки буду неестественными, поэтому необходимо разобраться, какое значение ставить, прежде чем приступать к съёмке. Это относится и к его использованию для удаления отражения на воде. С другой стороны, есть немало людей, которые отказываются от съёмок в плохую погоду, когда пасмурно или туман. Однако есть интересные моменты, которые можно увидеть только в непогожие дни, и нам бы не хотелось, чтобы вы отказывались от такой возможности для съёмок. Особенно когда опускается туман; снимки получаются просто фантастические (фото F). Кроме того, как мы уже отмечали ранее, отличный объект съёмок - водная гладь, по которой расходятся круги от капель дождя. В таких случаях, как например, с туманом, когда слишком много светлых оттенков, обычно прибегают к плюсовой поправке экспозиции, но мы советуем фотографировать и с отрицательной поправкой. Более того, можно корректировать экспозицию не только во время тумана, но и в ясную погоду. Экспериментируйте, делайте отрицательную и положительную поправку экспозиции в различных условиях, и у вас могут получиться совершенно неожиданные снимки. Мы бы хотели, чтобы вы научились умело применять этот приём для улучшения вашей техники съёмки.
 
Прием №4
Когда вы делаете видовые снимки, прежде всего определитесь, какой объект будет главным в кадре.
Цветы, растущие у воды, дети, играющие на берегу, рыбаки, плывущая лодка - всё это тоже отличные объекты для съёмки в водных пейзажах. Когда вы фотографируете вид водных окрестностей и хотите поместить в кадр какой-нибудь объект на подобие перечисленных ранее, очень важно определиться, на что направить внимание в данном пейзаже. Затем, помимо главного объекта, подумайте, что можно поместить на второй план. Это относится не только к пейзажным снимкам, но и вообще ко всем фотографиям. Нужно выбрать ключевой объект, определиться, что может помочь показать его во всей красе, а что лучше исключить из кадра. Тогда вы сами поймёте, какой объектив использовать, откуда и как фотографировать, какое значение диафрагмы поставить.
G H I
F5; Reflex 500 мм F8; 1/250 Префектура Тиба город Савара Парк водных растений F80S; AF80-200 мм F2.8D F4; Авто; фильтр C-PL Префектура Тиба город Итибара F5; AF17-35 мм F2.8D F11; Авто; фильтр C-PL Адзумино
Для того чтобы выделить главный объект, необходимо поработать с величиной диафрагмы. При более открытой диафрагме задний план будет размытым, и главный объект съёмки будет чётко выделяться, будет ясно видно, что вы хотели показать на этой фотографии. Например, на фото G, главный объект - водяная мельница, которая чётко видна, потому что фон - вода и берег - размыты. И ещё, лучше всего не помещать главный объект съёмок в самый центр. Умело используйте пространство в кадре, разместите объект съёмки с левого или правого края. На фото H главный объект - ирисы, цветущие у кромки воды, а в качестве акцента мы поместили в нижней части кадра листья лотоса. Ирисы - высокие цветы, растущие вертикально вверх, поэтому и фотографировали мы их вертикально. Кроме того, был использован фильтр C-PL, чтобы избежать отражения в воде. На этом снимке мы фокусировались на водных растениях, но тут неожиданно появились каноэ и мы тут же сфотографировали их. Мы не упустили момент, и каноэ стали хорошим дополнительным акцентом на этой фотографии. Мы также добавили контрастности, применив фильтр C-PL.
 
Прием №5
Наверняка неподалёку от вашего дома тоже есть водоём, в котором есть что сфотографировать.
Ручеёк, пробегающий невдалеке от вашего дома, или маленький пруд, резвящиеся в воде головастики - несомненно, прямо рядом с вами можно найти интересный объект для съёмок. Ищите интересное в обыденном!
J
F5; AF Микро105 мм F/2.8D F8; Авто; фильтр C-PL Префектура Тиба, город Итибара
K
F80S; AF28-105 мм F/3.5-4.5D F5.6;Авто Поправка экспозиции -0.5EV Префектура Тиба, город Кимицу Курури
На фотографии J - головастики, плавающие на заливном рисовом поле. Если бы в кадре были только они, фото вышло бы скучным, и чтобы было ясно, где именно плавают будущие лягушата, мы сфотографировали их на фоне зелёных рисовых побегов. Чтобы головастики были видны чётко, мы применили C-PL фильтр. А на фото К - не водный пейзаж, но по пути к нему можно натолкнуться на такое место. Источник Курури, у города Кимицу в префектуре Тиба, известен своими целебными свойствами; на фото - колодец, в котором любой может свободно набрать воды. Чистая вода, красные золотые рыбки, - так и кажется, что сейчас кожей почувствуешь прохладу, царящую возле этого колодца. Такие вот "пейзажи с водой", подмеченные в нашей повсе-дневной жизни - тоже отличный объект для фотосъёмки.
 
 
 

С.К. Иванов-Аллилуев, "Фотосъемка пейзажа"
Искусство | 1971 | Страниц: 24 | PDF | 3.70 Мб


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: