Аравия в VI-VII вв. Возникновение ислама. Образование халифата. Политический строй и внутреннее развитие Арабского халифата

Возникновение ислама и объединение Аравии. Разложение первобытнообщинных отношений, стремление племенной верхушки закрепить за собой право на земельную собственность, скот и значительные доходы, поступавшие от караванной торговли, являлись основной предпосылкой политического объединения Аравии. Этому же способствовали упадок рабовладельческих государств на юге Аравии и необходимость противостоять внешним завоеваниям. Центром объединения стал Хиджаз, район сравнительно развитого земледелия, ремесла и торговли. Такие города Хиджаза, как Мекка, Ясриб (Медина) и Таиф, имели прочные связи с кочевыми племенами. Мекка находилась в засушливой местности, на перекрестке караванных путей из Йемена в Сирию, Палестину, Ирак и Египет. Земледелие здесь было невозможно. Население занималось ремеслом и оседлым скотоводством. Помимо обслуживания транзитной торговли, жители Мекки сами торговали и снаряжали караваны, вывозившие сырые и обработанные кожи, серебро в слитках из рудников Аравии, изюм из соседнего оазиса Таиф. Многие богатые мекканцы владели в Таифе и других оазисах участками обрабатываемой земли.
Большая часть населения Мекки принадлежала к племени Курейш. Город состоял из кварталов, заселенных отдельными ку-рейшитскими родами. В результате оживленной торговли в городе накопились огромные богатства, но существовало и значительное имущественное неравенство. Правил городом род Омейядов.
Постоянные торгово-экономические связи мекканцев с другими аравийскими племенами способствовали распространению их влияния на эти племена. Мекканский храм — Кааба (и его святыня — «Черный Камень» (метеорит), который был вделан в стену храма) стал местом паломничества и почитания для многих, в том числе и кочевых племен.
Стремление преодолеть племенную разобщенность и создать единое арабское государство идеологически выражалось в тот период в проповеди поклонения единому богу, в преодолении староарабского политеизма. В различных районах Аравии начали появляться проповедники единобожия. В Мекке таким проповедником был Мухаммед (570—632), происходивший из бедного рода Хашимитов племени Курейш. Новая религия — ислам, или мусульманство, возникла, по преданию, около 610 г. Однако в Мекке она не встретила широкой поддержки. Мекканская знать опасалась, что новая религия приведет к падению культа святилищ Каабы, а это могло бы повредить политическому влиянию Мекки и ее торговым связям с арабскими племенами. Последователи Мухаммеда подвергались преследованиям, что вынудило их переселиться в оазис Ясриб (Медину). Переселение, по преданию, произошло в 622 г. Год переселения (по-арабски «хиджра») был принят впоследствии за начальную дату мусульманского летосчисления. В Медине Мухаммед нашел благоприятную почву для распространения новой религии и своего политического влияния. Арабские племена Медины были враждебно настроены по отношению к верхушке мекканских курейшитов, у которых многие мединцы были в долгу. Поэтому мединские арабы были готовы поддержать проповедника единобожия, который враждовал с правителями Мекки. (Во главе с Мухаммедом они начали вооруженную борьбу с Меккой, нападая на ее торговые караваны. В ходе этой борьбы многие племена Аравии, враждебно настроенные по отношению к мек-канским ростовщикам и купцам, стали действовать совместно с мусульманами.
Борьба продолжалась до 630 г., когда после долгих переговоров Мухаммед заключил с мекканской верхушкой соглашение, по которому мекканцы обязались признать религиозную и политическую власть Мухаммеда и принять его учение — ислам; для себя [ они добились признания Мекки религиозным центром, а Каабы главным святилищем ислама. Причина подобного отношения ку — рейшитов Мекки к новой религии и ее пророку заключалась в том, что ислам к этому времени стал политической силой, способной объединить Аравию. Мекканская купеческая верхушка решила использовать эту силу в своих интересах и возглавить объединение Аравии под лозунгом обращения всех арабов в ислам.
Полное объединение Аравии и обращение (во многих случаях чисто внешнее) ее населения в ислам произошло уже после смерти Мухаммеда, в правление его ближайших преемников — первых двух халифов.

Арабский халифат: Возникновение, государственный строй.
Социальные отношения в Аравии в VI-VII вв. были очень сложными. На большей части страны не были изжиты первобытно-общинные отношения, ярко проявлявшиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общем владении землей и т. д. В то же время общество находилось на стадии разложения кровнородственной общины. Основными производителями материальных ценностей оставались свободные общинники. Крестьяне Аравии, жившие сельскими общинами,и основная масса скотоводческих племен противилисьустановлению феодальных отношений.
В VI—VII вв. получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало сосредоточение власти в руках родовой знати, признавало формальное равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени). Предлагался выход из социального кризиса путем священной войны против неверных.
«Пророком» ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактически главой всей Аравии.
С первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского Халифата. Центром ее становится город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения.
Политический строй, сохраняя черты рабовладельческого, стал быстро приобретать черты феодализма. Большая часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне платили поземельные подати как наследственные арендаторы. На новые земли переселилась значительная часть населения Аравии.
Государственное устройство Халифата представляло собой централизованную монархию. Халиф являлся духовным и светским главой государства. Соединение в одном лице высшей светской и духовной власти представляет важную особенность монархии, придающую ей сложный характер феодально-теократического государства.
Среди высших чиновников государства главную роль имел визирь. Важное значение приобретают так называемые диваны. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодальной раздробленности на территории Халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей.
В первый период Халифата право и религия сливались воедино. Основным источником права признавался Коран. Его автором считается Мухаммед. Мусульманское право получило название «шариата»(прямой путь). Помимо религиозных предписаний, шариат заключает в себе нормы уголовного, гражданского и процессуального права. Дополнением к Корану служили и служат сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских творцов законов.
Если в писаном праве имелся пробел, дозволялось прибегать к старому обычному праву - адату. Правовые, религиозные, этические нормы не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс. Сохраняется государственная собственность на землю, но по мере развития феодальных отношений получает распространение и частная собственность на землю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: