Древ няя Восточная цивилизация и ее характерные черты

Предпосылки формирования цив ил изаций.

Тема I. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО МИРА.

История начинает ся с возникновением челове че ского обществ а. По различным оценкам человеч еств о существует от

200 тыс. до 4 млн. лет, в то время ка к цивилизация насчитывает около 5 тысяч лет.

Переход человеческого общества от первобытнос ти к цивилизации занял длительный исторический период. Период первобытной истории подразделяют на каменн ый, бронзовый и железн ый века, которые в свою очередь делятся на определенные эта п ы.

В стан овлении цивилизаций большую рол ь сыграла неолитическая революция 1, сущность которой включалась в переходе от присваивающих форм хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему хозяйству - землед елию и скотоводству. Неолитическая революция выдвинула на авансцену истории но вые сообщества землед ельцев и скотоводов, которые смогли накопить значительный прибавочный продукт, позволивший им созд ат ь

более выс о к и й уровень материальной и духов ной жизни.

1 Формирование экономики, основанной на зе мл е д ел ии и

скотоводстве, английский архиолог Гордон Чайлд (1892-1957 гг.)

назвал неолитической революцией. Она произошла по его

мнению в период нового камен н ого века (нео л ита) 8-5 тыс. лет назад


Первые цивилизации возникли к III тыс. до н. э. на Др евнем Востоке в благоприятных для земл е д ел ия и скотоводс т ва климати ч еских условиях. Родиной их стали долины рек и приморские р а йоны. Особенности кли м атических условий отложили отпечаток на характер хозяйственной деятельности, что в св ою очередь спо с обствовало формированию особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. В связи с этим в Древнем мире сложились два типа цивилизаций - восточная и западная. Цивилизации Древнег о мира (Шумеры, Вави л он, Древнюю Грецию и Древний Рим) называют обычно первичными, т. к. они выросли из первобытности, не опираясь на пред шеству ющую цивилизационную традицию.

В обществах, вступавших на путь цивилизации, постепенно складыв ались п р едпосылки, способствовавшие - этому переходу.

1. Отделение ремесла от сельского хозяйств а. Появлени е особого типа поселен ий - городов, станови вшихся центрами экономического развития.

2. Социальное расслоение обществ а. Появление разных социальных групп, отличавшихся друг от друга по материальному положению, по профессиональны м признакам, по объему прав и привилегий.

3. Формирование государства как сист емы управления обществ о м.

4. Возникновение письменности, которая способствовал а развитию культуры и хозяйственной жизни.


Одним из древнейших районов возникновения цивилизации стало южное Двуречье (долины рек Еврат а и Тибра), где в IV тыс. до н. э. появились но вые политические структуры в форме городов - государст в. Эти города - государства долго воевали друг с другом, но в XXIV в. до н. э. правите л ь города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное государство Шум е р. Позже, в XIX в. до н. э. Шумер был захвачен семит с ки ми племен ами аморитами и на его ра з в ал и н а х возникло Вави л онское государство.

Шумер с кое и Вави л онское государства был и первыми, вступившими на путь цивилизации. И них сложились основные характерные черты древней восточной цивилизации. В чем они проявились?

1. Высо кая ст еп ень з а в и симост и человека от природы.

2. Господство религиозно - мифологических представлений в духовн о й жизни общества. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде миф о в, когда действительность воспринималось не только в реальности, но и через приз м у веры в сверхъестественные си лы.

3. Стабильность и традиционализм в развитии. В восточных обществ а х из м е не ния прои сходят крайне медленн о, поэтому многие поколения люд е й могут существовать в одних и тех же условиях, повторять один и тот же социальный опыт. В связи с этим в таких обществах выс о к о уважени е к опыту старших, существует культ предков, полное взаимопонимание поколений.


4. Обществ е нная жизнь построена на принципах коллект ивизма. Это связано с большой ролью общины, которая контролировала все стороны жизнедеятельности человека: принципы социальной справедливости, форму и характер труда, нравственные нормы и духовн ые приоритеты.

5. В таких обществ а х огромную роль играет централизованное государство, контролирующее все сф ер ы жизни. При ослаблении государства это общество распадалось. Тип государства - деспотия, которая предполагает ничем не ограниченную власть верховного правителя (фараона, халифа, императора). Личность его обожеств л я е тся. В Египте, например, фараона считали живым воплощени е м бога Хора, владыки небес. Впоследствии фараон был наделен " со лнечны м им е н ем ” - он стал богом Ра. В Ки тае императора называли Сын о м Неба. В древнейшей ре ли ги оз н о й индийской кн иге Веды было написано, что царь создан из частиц тела ра з н ых богов, " и поэ т ом у он блеском превосходит все созданные существ а... Подобно солнцу он жжет глаза и сердце, и никто на зем ле не может смотреть на него …”.

По отношению к подданным проводится политика принуж д ения и насилия, основная цель которой нагнетани е страха перед властью. Во всех десп отиях Древнег о Востока страх перед правителем соч е тался с безграничной верой и преданностью ему.

6. Для восточных деспотий характерна обществ е нно - государствен ая собственно сть, отсутствие рыночных отношений.

7. Личность на Востоке не имела собственной ценности. О соответствии с восточными представ ления ми: человек - это песчинка на берегу огромного океана вечности. От каждого,


конкретного человека ничего не зависело. В государств е отсутствовали демократия и права че лове ка.

8. В таком обществ е развитие идет циклами. Его исторический путь графически мо жно изобразить в виде пружин ы, где каждый виток - это один цикл, в катором можно выделить 4 ст ад ии:

1) усиление централизованной власти и государства;

2) кризис власт и;

3) упадок власти и ослабление государства;

4) социальн ая катастрофа: бунт народа, нашестви е иноземцев.

При таком медленном циклическом развитии обществ о имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. Имен но на Востоке возникают древнейшие си стемы письменности, зарождаются науки (арифметик а, география, астрономия), современные мировые религии (буддизм, христианство, ис ла м).

Восточн ы й тип цивилизации был шир о ко распространен в

Азии, Африке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: