АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
подсечно-огневая система земледелия. И, тем не менее, именно здесь довольно рано складывается высокоразвитая культура с письменностью и монументальной архитектурой (Mason, 1957; Collier, 1961).
После утверждения в середине II тысячелетия до н. э. сложившейся экономики начинается закономерный процесс развития общества. Увеличивается численность населения, и число оседлых поселков значительно возрастает. Уже с начала I тысячелетия до н. э. центрами этих поселков становятся культовые постройки, превращающиеся в монументальные религиозные центры. Появляется письменность, и к IV-V вв., до н. э. относятся древнейшие надписи племен майя. Городки этих племен складываются сначала в Гватемале, а затем появляются и в Южной Мексике. Основой хозяйства древних майя является земледелие. Недаром эту древнюю культуру обычно даже именуют маисовой цивилизацией, выдвигая на первое место растение, имеющее решающую роль для жизни общества, хотя одновременно возделы-вались также другие виды растений. Маис составлял 70-85% пищи майя.
В конце XVI в. на полуострове Юкатан испанцы обнаружили в джунглях развалины древнего белокаменного города. С того времени началось изучение загадочной культуры майя. Легенды повествуют, что в IV—III тысячелетиях до н. э. предки майя приплыли на лодках с севера. В конце II тысячелетия до н. э. первые майя создали на территории современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско первую крупную городскую цивилизацию Центральной Америки.
На основании археологических материалов, письменных источников и этнографического описания земледелия этих районов восстановлены основные черты системы земледелия этой зоны, которая носит название системы мильпа.
В течение дождливого сезона (июнь-октябрь) в лесу подыскивался подходящий участок, причем наилучшим считался участок с черной почвой и высоким лесом. Рубка леса с помощью каменных топоров представляла огромные трудности, и поэтому наиболее крупные деревья предпочитали уничтожать сдиранием коры или разведением огня, после чего дерево засыхало. В марте-апреле, до начала дождей, проводили сжигание леса. Точное определение сроков начала тех или иных сельскохозяйственных работ имело огромное значение. Майя оставили тщательно разработанную календарную систему, для записи которой предназначались древнейшие иероглифические надписи. В этом бесспорно одна из причин их успехов в области сельского хозяйства. В мае начинался посев. Для посева использовалась обычная палка, которой делались кеуки для зерен маиса. Она даже не имела упора для ноги. Впрочем, каменистая почва Юкатана, где сосредоточено большинство поселков и городков майя, исключала применение других орудий. Засеянные поля тщательно пропалывались. Ранние сорта убирались в ноябре-декабре, а основной урожай снимался уже в январе.
Больших успехов древние земледельцы Мезоамерики достигли в селекционной деятельности. Сам маис в этом отношении является культурой, выведенной человеком, которая без его помощи не может даже обсемениться. Майя было выведено значительное число сортов маиса с различными свойствами и с различными сроками созревания. Как отмечал Н. И. Вавилов,
мексиканские сорта хлопчатника не превзойдены селекцией. Эти особенности различных сортов майя стремились в своей системе землепользования применять с максимальной выгодой.
Подсечно-огневая система земледелия, применяемая майя требовала частого перемещения обрабатываемых участков. Уже при вторичном посеве урожай резко сокращался. Лишь на отдельных участках можно было сеять в третий раз. Через 6-10 лет на выжженных участках вырастал новый, еще невысокий лес, но такие участки были менее плодородны и давали значительно меньший урожай, чем лесная целина.
Показательна высокая производительность системы мильпа. В настоящее время один индеец при этой системе затрачивает 46 рабочих дней, чтобы обеспечить питание себе и своей семье. Безусловно, что в эпоху существования древней цивилизации майя с четким агрокалендарем, регулируемым жрецами, с высокопоставленной селекцией эта система земледелия давала еще более высокий эффект.
В ацтекский период эта система не претерпела особых изменений. В книге «Ацтеки: империя крови и величия» (1997) отмечается, что в долине Мехико поселились полукочевые племена и стали выращивать кукурузу, плести корзины и делать глиняные горшки. Первые охотники и рыболовы появились здесь, по крайней мере, 12 тыс. лет назад. В плодородных долинах у подножия Анд и зеленых оазисов в пустыне возникали небольшие сельские общины.
В районе Теночитлана ацтеками был применен оригинальный способ возмещения нехватки пригодной для земледелия земли: на озере устраивались «ползучие огороды» - чинампи. Для того чтобы выращивать овощи, фрукты, маис в засушливом климате Центральной Мексики, строили чинам-пы - плавучие огороды. В почву заболоченных низин вбивали сваи, соединяли их плетнем и насыпали внутрь огражденных участков метровый слой почвы. На образовавшийся рукотворный остров укладывали солому, речной ил и плодородную землю. Края чинамп укрепляли специально посаженными деревьями, чаще всего ивами. Над низиной поднимались прямоугольники искусственных полей. На приподнятые поля постоянно добавляли органическое вещество водных растений. Благодаря этому плодородие почвы поддерживалось на достаточно высоком уровне. За год с подобного огорода собирали по несколько урожаев. Расцвет этой системы земледелия относится к 600-900 гг. Места, где когда-то были чинампы, не исчезли бесследно. Там ярко зеленеет трава, даже если вокруг - выжженная солнцем земля. Но народ, покинул эти места. Дело в том, что в X в. территория была захвачена воинственными племенами соседей. Пришельцы получили в свое распоряжение систему земледелия, обеспечивающую высокую продуктивность. Но спустя сравнительно недолгое время они ушли. Главная причина в том, что в ходе сражения были убиты или разбежались жрецы - хранители календаря и знаний о сроках проведения различных видов сельскохозяйственных работ. Утрата этой информации привела к упадку чинампов, которые требовали постоянного внимания. Пришельцам этот тип хозяйства был совершенно не-