double arrow
Распространение земледелия в новые районы

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА



Перу была выведена крахмальная кукуруза, отличающаяся крупной величи­ной зерен и неизвестная - в Мезоамерике.

Эти традиции ирригационного земледелия сохранялись в инкский пе­риод (XV -XVI вв. н. э.), когда сложилась обширная держава, включившая в свой состав наряду с древними культурными областями побережья, также горные районы Перу и Боливии.

Основой инкской империи было земледелие. Сезон земледельческих работ открывал сам вождь - инко. Главным орудием была деревянная палка с упором для ноги, с помощью которой обрабатывали поля, делали лунки для посадки маиса и убирали картофель. Отдельные технологические элементы возделывания картофеля и маиса представлены на рисунке 23.

Рисунок 23 - Инкское земледелие по испанской рукописи. Уборка урожая картофеля и маиса.

Строившиеся каналы обкладывались камнем. Большие усилия были за­трачены на организацию террасного земледелия, характерного для горных районов инкской державы. На склонах гор из камня сооружались искусст­венные террасы, на которые наносился слой жирной земли. Широко приме­нялись удобрения - навоз лам и альпак в горах и птичий помет, знаменитый гуанако, - на побережье, что бесспорно содействовало интенсивности земле­делия страны инков. В этом отношении перуанцы опередили почти все стра­ны Древнего Востока.

Вся обработка земли велась вручную из-за отсутствия подходящих для тягла животных. Основным орудием земледельца была деревянная палка с упором для ноги, иногда малоудачно именуемая американистами «ножным плугом». Нередко эта палка имела бронзовый наконечник. С помощью этого орудия осуществлялось большинство сельскохозяйственных работ: вскапы­вание поля, проделывание лунок для посадки маиса, уборка картофеля. При вскапывании поля позади мужчин, отворачивающих крупные комья земли, шли женщины с толстыми кольями для разрыхления земли. Для большей си-







лы удара эти колья имели на конце каменные кольца. Известна была и моты­га с бронзовым наконечником.

Существуют различные точки зрения относительно путей распространения зем­леделия на новые районы планеты. Отечественная и мировая литература свидетельст­вует, что однородные памятники материальной культуры, сходные обычаи, рассеяны по всему земному шару и встречаются у всего человечества. Они касаются не только круп­ных событий, но и мелочей. Джеймс Джордж Фрэзер, например, собрал богатейший фольклорный материал - аналогичный библейским мотивам и сюжетам в верованиях и обрядах древних и новых народов. В большинстве своем они носят аграрный характер. Они свидетельствуют о возможных путях распространения земледелия.



«Человек разумный» - Homo sapiens появился впервые примерно 150 тыс. лет назад на востоке Африки. Отсюда он, как предполагают учёные, около 90-100 тыс. лет назад переселился на Ближний Восток, а затем - в Западную Европу, на Кавказ и в Среднюю Азию. На ранних этапах евразийского «турне» он известен учёным под именем неандертальца, а около 40 тыс. лет назад - кроманьонца, уже имевшего об­лик современного человека.

Другой маршрут этого многотысячелетнего путешествия пролегал в Восточную Азию, Индию. Пройдя через Малайзию и Индонезию, около 50 тыс. лет назад человек ра­зумный достиг Австралии. Около 20-30 тыс. лет назад через Сибирь он проник в Японию, а затем в Америку, пройдя по существовавшему тогда Берингийскому мосту - перешей­ку, связывавшему Чукотку с Аляской. За исключением полярных льдов, нет области, где не было бы археологических памятников каменного и железного веков. Ученые находят неолитические стоянки в нынешних пустынях и джунглях, тайге и тундре. Это указыва­ет на былую заселенность регионов, позже оставленных человеком и вновь осваиваемых ныне с применением машинной техники.

Л. Наровчатская приводит множество свидетельств о связях народов планеты. Она отмечает, что Санскрит и шумеро-вавилонские таблицы дают возможность ряду ученых, отечественных и зарубежных, утверждать, что волна цивилизации ойкумены Евроазиафрики имела свое влияние в Восточной и Северной Европе. Гессенские захороне­ния и захоронения на дюне Озименки (2 тысячи лет д.н.э.) на р. Мокше в Пензенщине аналогичны захоронениям хеттов из Ура в 3-тысячелетнем до н. э. слое цивилизации по­верх неолитических захоронений срубной культуры - могилы «прапонтийцев» - пришель­цев из Средиземноморья. Колонизация Среднего Поволжья проходила, очевидно, в два этапа: первый додинастийный Египет - хетты, второй - великое переселение народов (предположительно середина II тыс. до н. э. и VII в. до н. э.).






Сейчас читают про: