double arrow
АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Древние земледельцы Среднего Поднестровья

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Древние земледельцы Среднего Поднестровья

Высокоразвитая земледельческая культура Малой Азии сыграла из­вестную роль в становлении земледелия на юго-востоке Европы, где в VII-VI тысячелетии до н. э. ряд местных племен переходит к новым видам хозяйст­ва. Возникновение земледелия, учитывая оледенения, произошло гораздо позже. В тундре, примыкавшей к уходившему леднику, зародились редкие леса, окаймлявшие реки и озера.

Самые полные сведения о земледельческой культуре славянских наро­дов касаются района Днепра, Южного Буга и Днестра. Это регион так назы-




ваемой трипольской культуры земледельческо-скотоводческих племен, насе­лявших названную территорию. Древним земледельцам этого региона в IV -III тысячелетия до н. э. принадлежит исключительное место в истории этого края. Ключевым памятником является поселение Поливанов Яр, которое располагается в Черниговской области Украины. Здесь обнаружены остатки 5 поселков трипольского времени с возрастом IV тысячелетия - середина III тысячелетия до н. э.

Были найдены земледельческие орудия - землекопалки и мотыги, предназначенные для начальной обработки почвы перед посевом. Они изго­товлены из рога оленя или лося. У некоторых мотыг есть просверленные от­верстия круглой или овальной формы для рукоятки. Длина их не более 15 см, но отдельные мотыги достигают четверти метра. Для уборки злаковых куль­тур применялись серпы с кремневыми вкладышами, которые делались из уз­ких, правильных призматических контуров пластин (рис. 24).




Рисунок 24 - Кремневые серпы Юго-Восточной Европы: 1-позднее Триполье, 2-эпоха бронзы и 3-5 рансго железа (по С.Н.Бибикову, 1962).

Палеоботанический анализ показал, что видовой состав возделываемой пшеницы включает однозернянку и двузернянку. Предположительно можно говорить о наличии еще одного вида пленчатых пшениц - спельты. Преобла­дала двузернянка. В небольших количествах обнаружена карликовая пшени­ца, которая не была самостоятельной культурой, а служила спутницей полб. В ранних поселках был распространен ячмень пленчатый и голозерный. Вы­ращивание двух видов пленчатых пшениц имеет особое значение для того периода. Эти виды выносливы, неприхотливы, не склевываются . Уборку их производили без серпов, обламыванием колосьев. Карликовая пшеница ско­роспела, засухоустойчива, дает прочную соломину, которая могла служить прекрасным строительным материалом. Мололи зерно на каменных ручных зернотерках, хранили в глиняных грушевидных сосудах с узким устьем, обычно покрытых крышкой.



Если для ранних поселков были характерны составные серпы, имею­щие вкладыши-пластины, то позднее появилась новая разновидность жат­венных орудий: зубчатые вкладыши, отличающиеся большими размерами




(длина пластин - 7-8 см), и вкладыши цельных серпов (длина пластин - до 10 см). Эти изменения облегчали их изготовление и увеличивали производи­тельность серпа.

Тип земледелия (мотыжный способ обработки почвы) остается неиз­менным, а прогрессивность ведения земледельческого хозяйства сказывается в улучшении технической оснащенности орудий, которые становятся более производительными. К началу III тысячелетия до н. э. проявляются признаки, позволяющие говорить о качественных сдвигах в экономике населения. До­пустимо предположить наличие в этот период пашенного земледелия с при­менением тягловой силы крупного рогатого скота. К чертам, свойственным ему, относится увеличение ассортимента выращиваемых культурных злаков, что может отражать расширение посевных площадей и рост урожайности. Переработка зерна (помол) осуществлялась на зернотерках, рабочая площадь которых тоже стала больше.

История трипольских племен охватывает промежуток от позднего неолита до раннего бронзового века (IV-II тысячелетие до н.э.). В эпоху своего расцвета они зани­мали территорию в бассейнах Днестра, Южного Буга и Днепра. Вопрос об истоках их культуры нельзя считать решенным и поныне. Т. С. Пассек рассматривал ее возникнове­ние как процесс автохтонного развития дотрипольских племен. Г. Чайлд называл ее при­шлой из областей Восточного Средиземноморья. С. Н. Бибиков выделял в ней два компо­нента: местный или охотничий, и пришлый, или земледельческий, видя в ней результат ассимиляции пришлыми племенами южного ареала местных охотничьих племен.

Академик Б. Я. Рыбаков считает, что этнографическая литература рас­полагает множеством народных календарей (около десятка), где достаточно полно описывается земледелие скифов Северного Причерноморья. Все они исходят из области интенсивного славянского земледелия в лесостепной по­лосе и относятся к тем благословенным «трояновым векам» (П-Ш вв.), когда славяне Среднего Поднепровья вели оживленную торговлю хлебом с Рим­ской империей. Наибольший интерес с технологической точки зрения являет календарь-кувшин из могильника в Ромашках на Роси, невдалеке от самого Черняхова. Общий смысл всего календаря отражает земледельческие интере­сы древних полян.

Кувшин-календарь позволяет определять все фазы развития, все необходимые для урожая природные явления и отмечает точные дни языческих праздников. Он отражает состояние агротехнических знаний IV в., достаточно высокого уровня для того времени. Ромашковский календарь построен в расчете на те яровые хлеба, которые возделывались на киевских полях с эпохи триполья, т. е. до Черняховской культуры.

В соответствии с основными этапами сельскохозяйственных работ регламенти­ровались языческие аграрные моления. Они охватывали время всей жизни яровых хлебов на поле:

1. Праздник первых ростков - 2 мая. Постепенно был заменен праздником Бориса и Глеба («Бориса-Хлебника», «Боришъ-денъ»).

2. Моления о дожде с 20 по 30 мая.

3. Ярилин день - 4 июня.

4. Моления о дожде с 11 по 20 июня.

5. Праздник Купала (позднее Иван Купала) — 24 июня.

6. Моления о дожде с 4 по 6 июля.

7. Отбор жертв для праздника Перуна 12 июля.







Сейчас читают про: