АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Древние земледельцы Среднего Поднестровья
Высокоразвитая земледельческая культура Малой Азии сыграла известную роль в становлении земледелия на юго-востоке Европы, где в VII-VI тысячелетии до н. э. ряд местных племен переходит к новым видам хозяйства. Возникновение земледелия, учитывая оледенения, произошло гораздо позже. В тундре, примыкавшей к уходившему леднику, зародились редкие леса, окаймлявшие реки и озера.
Самые полные сведения о земледельческой культуре славянских народов касаются района Днепра, Южного Буга и Днестра. Это регион так назы-
ваемой трипольской культуры земледельческо-скотоводческих племен, населявших названную территорию. Древним земледельцам этого региона в IV -III тысячелетия до н. э. принадлежит исключительное место в истории этого края. Ключевым памятником является поселение Поливанов Яр, которое располагается в Черниговской области Украины. Здесь обнаружены остатки 5 поселков трипольского времени с возрастом IV тысячелетия - середина III тысячелетия до н. э.
Были найдены земледельческие орудия - землекопалки и мотыги, предназначенные для начальной обработки почвы перед посевом. Они изготовлены из рога оленя или лося. У некоторых мотыг есть просверленные отверстия круглой или овальной формы для рукоятки. Длина их не более 15 см, но отдельные мотыги достигают четверти метра. Для уборки злаковых культур применялись серпы с кремневыми вкладышами, которые делались из узких, правильных призматических контуров пластин (рис. 24).
Рисунок 24 - Кремневые серпы Юго-Восточной Европы: 1-позднее Триполье, 2-эпоха бронзы и 3-5 рансго железа (по С.Н.Бибикову, 1962).
Палеоботанический анализ показал, что видовой состав возделываемой пшеницы включает однозернянку и двузернянку. Предположительно можно говорить о наличии еще одного вида пленчатых пшениц - спельты. Преобладала двузернянка. В небольших количествах обнаружена карликовая пшеница, которая не была самостоятельной культурой, а служила спутницей полб. В ранних поселках был распространен ячмень пленчатый и голозерный. Выращивание двух видов пленчатых пшениц имеет особое значение для того периода. Эти виды выносливы, неприхотливы, не склевываются. Уборку их производили без серпов, обламыванием колосьев. Карликовая пшеница скороспела, засухоустойчива, дает прочную соломину, которая могла служить прекрасным строительным материалом. Мололи зерно на каменных ручных зернотерках, хранили в глиняных грушевидных сосудах с узким устьем, обычно покрытых крышкой.
Если для ранних поселков были характерны составные серпы, имеющие вкладыши-пластины, то позднее появилась новая разновидность жатвенных орудий: зубчатые вкладыши, отличающиеся большими размерами
(длина пластин - 7-8 см), и вкладыши цельных серпов (длина пластин - до 10 см). Эти изменения облегчали их изготовление и увеличивали производительность серпа.
Тип земледелия (мотыжный способ обработки почвы) остается неизменным, а прогрессивность ведения земледельческого хозяйства сказывается в улучшении технической оснащенности орудий, которые становятся более производительными. К началу III тысячелетия до н. э. проявляются признаки, позволяющие говорить о качественных сдвигах в экономике населения. Допустимо предположить наличие в этот период пашенного земледелия с применением тягловой силы крупного рогатого скота. К чертам, свойственным ему, относится увеличение ассортимента выращиваемых культурных злаков, что может отражать расширение посевных площадей и рост урожайности. Переработка зерна (помол) осуществлялась на зернотерках, рабочая площадь которых тоже стала больше.
История трипольских племен охватывает промежуток от позднего неолита до раннего бронзового века (IV-II тысячелетие до н.э.). В эпоху своего расцвета они занимали территорию в бассейнах Днестра, Южного Буга и Днепра. Вопрос об истоках их культуры нельзя считать решенным и поныне. Т. С. Пассек рассматривал ее возникновение как процесс автохтонного развития дотрипольских племен. Г. Чайлд называл ее пришлой из областей Восточного Средиземноморья. С. Н. Бибиков выделял в ней два компонента: местный или охотничий, и пришлый, или земледельческий, видя в ней результат ассимиляции пришлыми племенами южного ареала местных охотничьих племен.
Академик Б. Я. Рыбаков считает, что этнографическая литература располагает множеством народных календарей (около десятка), где достаточно полно описывается земледелие скифов Северного Причерноморья. Все они исходят из области интенсивного славянского земледелия в лесостепной полосе и относятся к тем благословенным «трояновым векам» (П-Ш вв.), когда славяне Среднего Поднепровья вели оживленную торговлю хлебом с Римской империей. Наибольший интерес с технологической точки зрения являет календарь-кувшин из могильника в Ромашках на Роси, невдалеке от самого Черняхова. Общий смысл всего календаря отражает земледельческие интересы древних полян.
Кувшин-календарь позволяет определять все фазы развития, все необходимые для урожая природные явления и отмечает точные дни языческих праздников. Он отражает состояние агротехнических знаний IV в., достаточно высокого уровня для того времени. Ромашковский календарь построен в расчете на те яровые хлеба, которые возделывались на киевских полях с эпохи триполья, т. е. до Черняховской культуры.
В соответствии с основными этапами сельскохозяйственных работ регламентировались языческие аграрные моления. Они охватывали время всей жизни яровых хлебов на поле:
1. Праздник первых ростков - 2 мая. Постепенно был заменен праздником Бориса и Глеба («Бориса-Хлебника», «Боришъ-денъ»).
2. Моления о дожде с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала (позднее Иван Купала) — 24 июня.
6. Моления о дожде с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна 12 июля.