Агрикультура Средневековья и эпохи возрождения. Ник), рис, нашедший применение в ломбардии, хлопчатник, нашедший место в южной Испании. Раньше О хлопке доходили в европу только рассказы О том, что на


ник), рис, нашедший применение в Ломбардии, хлопчатник, нашедший место в Южной Испании. Раньше о хлопке доходили в Европу только рассказы о том, что на Востоке «шерсть растет на деревьях» - отсюда немецкое название ваты — Baumwolle).

От арабов европейцы заимствовали приготовление бумаги из тряпья (вместо до­рогого пергамента), ветряные мельницы, применение «арабских» цифр, вместо римских и пр. В это время состояние науки у арабов было гораздо выше, чем в Европе.

Арабы образовали сильное государство, причем первоначально объединение разроз­ненных племен произошло на религиозной почве - Магомет объединил языческие арабские племена, вводя единобожие и уничтожая идолов. Затем начались крупные завоеватель­ные войны под лозунгом борьбы с неверными и распространения магометанства.

Обширные завоевания арабов относятся к VII и VIII векам. Они покорили ряд стран: кроме Аравии, овладели Сирией, Палестиной, Месопотамией, Западной Индией, Персией, Египтом, всей Северной Африкой, а затем дошли до Гибралтара и обосновались в Испании, проникли в Китай, в Среднюю Азию, через которую шел «шелковый торговый путь в Китай». В половине VIII века арабский халифат превышал по размерам владений прежнюю Римскую империю.

Арабская культура охватила разные национальности - ею были объединены кроме арабов, иранцы, бухарцы, турки, мавры (берберы) и др.; словом, это было разноплеменное объединение, связанное общим литературным языком и культурой. Вместе с тем, араб­ская культура была тесно связана с греческой.

Помимо того, что арабы заняли часть областей, где уже была греческая культу­ра, распространению ее способствовали следующие обстоятельства. Когда после введе­ния христианства император Юстиниан закрыл философские школы в Византии, то фи­лософы бежали в Персию, а Персия подпала под власть арабов. Тогда там появились пе­реводы с греческого языка на арабский Аристотеля, Гиппократа, Эвклида, и постепенно арабы стали приобщаться к культуре. Только благодаря им сохранились труды александ­рийских ученых по астрономии.

Центром арабского просвещения был Багдад. В Багдаде была построена обсерва­тория и создан ряд библиотек. Тогда же появилось утверждение, что «не только кровь мученика, но и чернила ученого заслуживают уважения»; или, «кто едет в путь ради нау­ки, тому аллах облегчит дорогу в рай». Характерно, что однажды при заключении мира с Византией было поставлено условие, чтобы византийцы выдали арабам по одному экзем­пляру произведений виднейших греческих авторов.

Арабы изучали географию благодаря далеким путешествиям в разные страны. Их торговые пути вели на север в Поволжье (царство волжских болгар) и в бассейн Камы, Новгород и Прибалтику, по Средиземному морю до Гибралтара и по восточному побере­жью Африки до Мадагаскара и вглубь - до озера Чад.

Из арабских ученых наибольшей известностью пользовался Авиценна (собственно Али-Ибн-Сина), уроженец кишлака близ Бухары в современном Узбекистане. Однако он был, очевидно, не узбеком, а таджиком, так как узбеки появились в Бухаре значительно позднее, но писал на арабском языке. Он жил с 980 по 1037 г., был философом и полити­ком, астрономом и алхимиком, врачом и поэтом. Особенной славой пользовался он как врач, и его «медицинский канон» служил в течение нескольких веков руководящей книгой Востока и Запада, однако его называли не только «князем врачей», но и «князем филосо­фов». В области философии он близко примыкал к Аристотелю, но из всего многообразия высказываний последнего культивировал преимущественно материалистические тенден­ции. Так, он признавал, что мир вечен и не сотворен, что познание невозможно без пред­варительного чувственного опыта. Однако и он должен был прибегать к известной мас­кировке и компромиссам, ввиду враждебного отношения мусульманского духовенства к открытой проповеди рационализма. Тем не менее, Авиценна не избежал, в конце концов, тюрьмы.


4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ______________________________ Щ^

Ознакомление с Востоком показало, что арабская культура была выше европейской. Тогда в Европе стали открываться кафедры арабского языка, а затем и университеты. После крестовых походов за 150 лет открылось 11 университетов (Болонья - 1158 г., Монпелье - 1180 г., Париж - 1200 г., за­тем Оксфорд, Неаполь, Кембридж, Саламанка и др.).

Кроме ознакомления с арабской наукой (а через нее и с Аристотелем) на Востоке (благодаря крестовым походам), европейцы в ту эпоху пришли в контакт с арабами и на крайнем Западе. Именно, пройдя через север Африки, арабы овладели Пиренейским полуостровом, подняли там промышленность и земледелие (ввели культуру хлопчатника, а также шелководство) и создали второй центр арабского просвещения с многолюдными университетами в Кордове и Гренаде.

Самым видным представителем арабской философии этого периода был Аверроэс (1126-1198). Он ставил своей задачей «освобождение Аристотеля от последующих ис­кажений», но он был не только комментатором Аристотеля, но развивал дальше его уче­ние. Поэтому о нем говорили, что если Аристотель объяснял природу, то Аверроэс объяс­нил Аристотеля. Он отрицал бессмертие души, но говорил о всеобщем Разуме, о вечном движении вперед человеческой мысли (нет другой награды, кроме той, которую человек может получить здесь, на Земле, и она заключается в его собственном совершенствова­нии). Он говорил о двух противоположных направлениях в философии: «Одни объясняют мир развитием, другие - творением».

От опасности, грозившей со стороны правоверного мусульманского Духовенства, Аверроэс защищался учением «о двойственной истине», допускающей независимость фи­лософии и религии. Этим он пытался создать известную автономию для философии (од­нако и он изведал в жизни многое — от придворных почестей до тюрьмы и ссылки). Заме­чательны некоторые высказывания Аверроэса по вопросам общественной жизни. Так, идя в разрез со всем мусульманским миром, он возражал против рабского положения женщи­ны и утверждал, что женщина способна ко всему, что составляет привилегию мужчин (вплоть до участия в управлении государством), если не лишить ее просвещения.

Учение Аверроэса вышло за пределы арабского халифата и проникло в европейские государства. Этому способствовали, между прочим, и религиозные гонения. Так, в пери­од, когда взяли верх правоверные сторонники ислама, стали изгонять всех иноверцев, то подверглись изгнанию евреи, а в Кордове и Севилье было много студентов-евреев из се­мейств богатого еврейского купечества; эти студенты переселились во Францию, Ита­лию и другие государства Европы, принеся с собой и учение Аверроэса.

Вот этот своеобразный контакт с арабской культурой, как на Востоке, так и на Западе предшествовал эпохе Возрождения. Арабы стали носителями классической куль­туры, через них Аристотель, Эвклид и Архимед стали известны католической Европе.

Но крестовые походы, конечно, кроме знакомства с арабской литературой, дали толчок и для развития торговли, что способствовало дальнейшему развитию жизни го­родов.

В итоге два вида экспорта получились из святой земли. С одной стороны, монаше­ство и богомольцы вместе с мифами и легендами везли реликвии и предметы культа. С другой стороны, был экспорт знания, знание проникало в монастыри на почве ознакомле­ния с Аристотелем и, Аверроэсом, стали возникать ереси, но росли и меры борьбы с ними, создана была инквизиция, орудие папского Рима.

Папские ставленники — инквизиторы, учреждали верховные судилища и присужда­ли еретиков к сожжению; приговор должны были беспрекословно выполнять светские власти.


104 _______________________ 4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Культ монастырей и монашества развился в собственную противоположность. С одной стороны, они были центром реакционных настроений, а с другой стороны, только монахи были грамотными людьми, которые могли читать Аристотеля и других филосо­фов, и у некоторых из них пробуждалась самостоятельная мысль. Они начинали критиче­ски относиться к догматам церкви, и тогда дело кончалось тем, что уже их объявляли еретиками. Интересно, что когда появились переводы трудов Аристотеля, то церковь не сразу допустила их к легальному обращению. В 1209 г. Парижский собор присудил к со­жжению 10 монахов, обвиненных в неправильных высказываниях и приверженности к «мистическому пантеизму» (они знакомились с Аристотелем в изложении Аверроэса). Но через 3-4 десятилетия Аристотель, «профильтрованный» и очищенный от толкований Аверроэса, стал основой всех познаний о природе, и вместо продолжения изучения приро­ды церковь стала пользоваться Аристотелем даже для торможения непосредственного изучения природы.

В XIII в. в Англии объявляется монах Роджер Бэкон, учившийся в Оксфорде и Па­риже, знакомившийся по оригиналам с Платоном, Аристотелем, Эвклидом, Птолемеем и Авиценной; он читал лекции в Оксфорде, но затем его лекции и сочинения вызывают сна­чала подозрение, а впоследствии и преследование - его держат 10 лет в келье монастыря как узника, под строгим надзором. На время, получив свободу (при папе Клименте IV), он заканчивает свой капитальный труд, «Opus majus», и выступает с критикой церковных авторитетов, бичует невежество и злоупотребления духовенства, но затем снова (после смерти Климента) попадает в тюрьму на 14 лет. Кроме обличения церковников, Бэкон открывает пути к точному знанию. Основной мотив его произведений: без опыта нет познания. Он ведет борьбу со схоластикой, отрицает магию. Бэкон предвидел создание телескопа, утверждал, что можно создать повозки, которые будут двигаться без лоша­ди, что можно создать подводные лодки и летательные машины. Эти замечательные предвидения, однако, не сопровождались опытами, которым Бэкон придавал столь боль­шое значение (быть может, потому, что большую часть своей жизни Бэкон провел или заключенным в монастырской келье, или в настоящей тюрьме). Книги Бэкона после его смерти были крепко прикованы цепями на самых высоких полках Оксфордской библиоте­ки, и за долгий период такого хранения многие рукописи оказались испорченными.

Одна из трудностей исторического изложения заключается в том, что в разных странах шли разные течения, и в то время как в Испании свирепствовала инквизиция, во Флоренции, тогда независимой от Рима, начался расцвет литературы и искусства.

Флоренция явилась центром Ренессанса, в ней процветала городская жизнь, она стала родиной гуманизма. «Через Элладу и Рим - к новой жизни» - таков был девиз гума­низма. Флоренция того времени характеризовалась как город поэтов, ученых, философов, художников, ремесленников, купцов всех рангов.

Во Флоренции долгое время правила династия Медичи. В сущности, это был бан­кирский дом Медичи, возвысившийся до положения правительства «республики». Правя­щие герцоги из этой династии были покровителями искусства и науки. Во Флоренции творят крупные поэты (Данте, Петрарка, Боккаччо), которые от латинского языка пе­решли к изложению своих произведений на современном итальянском языке (последний относится к латинскому, примерно как русский к церковнославянскому).

Изобретение книгопечатания (1446 г.) произошло также во Флоренции в конце XV столетия. Флоренция становится научным центром: в ней развивает свою деятельность Леонардо да Винчи - разносторонний ученый, философ, живописец, инженер и архитек­тор одновременно. Это был человек необычайных творческих способностей и громадной эрудиции, занимался, чуть ли не всеми науками. Его любимым тезисом было: «Знание -это дочь опыта», в этом отношении он продолжил мысли Роджера Бэкона, хотя рукопи­си последнего не были ему доступны. Опыт как исходный пункт научного познания и ма­тематическая формулировка вытекающих из него выводов — вот путь, которым стре­мился идти Леонардо. Знаток анатомии, Леонардо изучал полет птиц и строил проекты



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: