Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ник), рис, нашедший применение в Ломбардии, хлопчатник, нашедший место в Южной Испании. Раньше о хлопке доходили в Европу только рассказы о том, что на





ник), рис, нашедший применение в Ломбардии, хлопчатник, нашедший место в Южной Испании. Раньше о хлопке доходили в Европу только рассказы о том, что на Востоке «шерсть растет на деревьях» - отсюда немецкое название ваты — Baumwolle).

От арабов европейцы заимствовали приготовление бумаги из тряпья (вместо до­рогого пергамента), ветряные мельницы, применение «арабских» цифр, вместо римских и пр. В это время состояние науки у арабов было гораздо выше, чем в Европе.

Арабы образовали сильное государство, причем первоначально объединение разроз­ненных племен произошло на религиозной почве - Магомет объединил языческие арабские племена, вводя единобожие и уничтожая идолов. Затем начались крупные завоеватель­ные войны под лозунгом борьбы с неверными и распространения магометанства.

Обширные завоевания арабов относятся к VII и VIII векам. Они покорили ряд стран: кроме Аравии, овладели Сирией, Палестиной, Месопотамией, Западной Индией, Персией, Египтом, всей Северной Африкой, а затем дошли до Гибралтара и обосновались в Испании, проникли в Китай, в Среднюю Азию, через которую шел «шелковый торговый путь в Китай». В половине VIII века арабский халифат превышал по размерам владений прежнюю Римскую империю.

Арабская культура охватила разные национальности - ею были объединены кроме арабов, иранцы, бухарцы, турки, мавры (берберы) и др.; словом, это было разноплеменное объединение, связанное общим литературным языком и культурой. Вместе с тем, араб­ская культура была тесно связана с греческой.

Помимо того, что арабы заняли часть областей, где уже была греческая культу­ра, распространению ее способствовали следующие обстоятельства. Когда после введе­ния христианства император Юстиниан закрыл философские школы в Византии, то фи­лософы бежали в Персию, а Персия подпала под власть арабов. Тогда там появились пе­реводы с греческого языка на арабский Аристотеля, Гиппократа, Эвклида, и постепенно арабы стали приобщаться к культуре. Только благодаря им сохранились труды александ­рийских ученых по астрономии.

Центром арабского просвещения был Багдад. В Багдаде была построена обсерва­тория и создан ряд библиотек. Тогда же появилось утверждение, что «не только кровь мученика, но и чернила ученого заслуживают уважения»; или, «кто едет в путь ради нау­ки, тому аллах облегчит дорогу в рай». Характерно, что однажды при заключении мира с Византией было поставлено условие, чтобы византийцы выдали арабам по одному экзем­пляру произведений виднейших греческих авторов.

Арабы изучали географию благодаря далеким путешествиям в разные страны. Их торговые пути вели на север в Поволжье (царство волжских болгар) и в бассейн Камы, Новгород и Прибалтику, по Средиземному морю до Гибралтара и по восточному побере­жью Африки до Мадагаскара и вглубь - до озера Чад.




Из арабских ученых наибольшей известностью пользовался Авиценна (собственно Али-Ибн-Сина), уроженец кишлака близ Бухары в современном Узбекистане. Однако он был, очевидно, не узбеком, а таджиком, так как узбеки появились в Бухаре значительно позднее, но писал на арабском языке. Он жил с 980 по 1037 г., был философом и полити­ком, астрономом и алхимиком, врачом и поэтом. Особенной славой пользовался он как врач, и его «медицинский канон» служил в течение нескольких веков руководящей книгой Востока и Запада, однако его называли не только «князем врачей», но и «князем филосо­фов». В области философии он близко примыкал к Аристотелю, но из всего многообразия высказываний последнего культивировал преимущественно материалистические тенден­ции. Так, он признавал, что мир вечен и не сотворен, что познание невозможно без пред­варительного чувственного опыта. Однако и он должен был прибегать к известной мас­кировке и компромиссам, ввиду враждебного отношения мусульманского духовенства к открытой проповеди рационализма. Тем не менее, Авиценна не избежал, в конце концов, тюрьмы.


4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ______________________________ Щ^

Ознакомление с Востоком показало, что арабская культура была выше европейской. Тогда в Европе стали открываться кафедры арабского языка, а затем и университеты. После крестовых походов за 150 лет открылось 11 университетов (Болонья - 1158 г., Монпелье - 1180 г., Париж - 1200 г., за­тем Оксфорд, Неаполь, Кембридж, Саламанка и др.).



Кроме ознакомления с арабской наукой (а через нее и с Аристотелем) на Востоке (благодаря крестовым походам), европейцы в ту эпоху пришли в контакт с арабами и на крайнем Западе. Именно, пройдя через север Африки, арабы овладели Пиренейским полуостровом, подняли там промышленность и земледелие (ввели культуру хлопчатника, а также шелководство) и создали второй центр арабского просвещения с многолюдными университетами в Кордове и Гренаде.

Самым видным представителем арабской философии этого периода был Аверроэс (1126-1198). Он ставил своей задачей «освобождение Аристотеля от последующих ис­кажений», но он был не только комментатором Аристотеля, но развивал дальше его уче­ние. Поэтому о нем говорили, что если Аристотель объяснял природу, то Аверроэс объяс­нил Аристотеля. Он отрицал бессмертие души, но говорил о всеобщем Разуме, о вечном движении вперед человеческой мысли (нет другой награды, кроме той, которую человек может получить здесь, на Земле, и она заключается в его собственном совершенствова­нии). Он говорил о двух противоположных направлениях в философии: «Одни объясняют мир развитием, другие - творением».

От опасности, грозившей со стороны правоверного мусульманского Духовенства, Аверроэс защищался учением «о двойственной истине», допускающей независимость фи­лософии и религии. Этим он пытался создать известную автономию для философии (од­нако и он изведал в жизни многое — от придворных почестей до тюрьмы и ссылки). Заме­чательны некоторые высказывания Аверроэса по вопросам общественной жизни. Так, идя в разрез со всем мусульманским миром, он возражал против рабского положения женщи­ны и утверждал, что женщина способна ко всему, что составляет привилегию мужчин (вплоть до участия в управлении государством), если не лишить ее просвещения.

Учение Аверроэса вышло за пределы арабского халифата и проникло в европейские государства. Этому способствовали, между прочим, и религиозные гонения. Так, в пери­од, когда взяли верх правоверные сторонники ислама, стали изгонять всех иноверцев, то подверглись изгнанию евреи, а в Кордове и Севилье было много студентов-евреев из се­мейств богатого еврейского купечества; эти студенты переселились во Францию, Ита­лию и другие государства Европы, принеся с собой и учение Аверроэса.

Вот этот своеобразный контакт с арабской культурой, как на Востоке, так и на Западе предшествовал эпохе Возрождения. Арабы стали носителями классической куль­туры, через них Аристотель, Эвклид и Архимед стали известны католической Европе.

Но крестовые походы, конечно, кроме знакомства с арабской литературой, дали толчок и для развития торговли, что способствовало дальнейшему развитию жизни го­родов.

В итоге два вида экспорта получились из святой земли. С одной стороны, монаше­ство и богомольцы вместе с мифами и легендами везли реликвии и предметы культа. С другой стороны, был экспорт знания, знание проникало в монастыри на почве ознакомле­ния с Аристотелем и, Аверроэсом, стали возникать ереси, но росли и меры борьбы с ними, создана была инквизиция, орудие папского Рима.

Папские ставленники — инквизиторы, учреждали верховные судилища и присужда­ли еретиков к сожжению; приговор должны были беспрекословно выполнять светские власти.


104_______________________ 4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Культ монастырей и монашества развился в собственную противоположность. С одной стороны, они были центром реакционных настроений, а с другой стороны, только монахи были грамотными людьми, которые могли читать Аристотеля и других филосо­фов, и у некоторых из них пробуждалась самостоятельная мысль. Они начинали критиче­ски относиться к догматам церкви, и тогда дело кончалось тем, что уже их объявляли еретиками. Интересно, что когда появились переводы трудов Аристотеля, то церковь не сразу допустила их к легальному обращению. В 1209 г. Парижский собор присудил к со­жжению 10 монахов, обвиненных в неправильных высказываниях и приверженности к «мистическому пантеизму» (они знакомились с Аристотелем в изложении Аверроэса). Но через 3-4 десятилетия Аристотель, «профильтрованный» и очищенный от толкований Аверроэса, стал основой всех познаний о природе, и вместо продолжения изучения приро­ды церковь стала пользоваться Аристотелем даже для торможения непосредственного изучения природы.

В XIII в. в Англии объявляется монах Роджер Бэкон, учившийся в Оксфорде и Па­риже, знакомившийся по оригиналам с Платоном, Аристотелем, Эвклидом, Птолемеем и Авиценной; он читал лекции в Оксфорде, но затем его лекции и сочинения вызывают сна­чала подозрение, а впоследствии и преследование - его держат 10 лет в келье монастыря как узника, под строгим надзором. На время, получив свободу (при папе Клименте IV), он заканчивает свой капитальный труд, «Opus majus», и выступает с критикой церковных авторитетов, бичует невежество и злоупотребления духовенства, но затем снова (после смерти Климента) попадает в тюрьму на 14 лет. Кроме обличения церковников, Бэкон открывает пути к точному знанию. Основной мотив его произведений: без опыта нет познания. Он ведет борьбу со схоластикой, отрицает магию. Бэкон предвидел создание телескопа, утверждал, что можно создать повозки, которые будут двигаться без лоша­ди, что можно создать подводные лодки и летательные машины. Эти замечательные предвидения, однако, не сопровождались опытами, которым Бэкон придавал столь боль­шое значение (быть может, потому, что большую часть своей жизни Бэкон провел или заключенным в монастырской келье, или в настоящей тюрьме). Книги Бэкона после его смерти были крепко прикованы цепями на самых высоких полках Оксфордской библиоте­ки, и за долгий период такого хранения многие рукописи оказались испорченными.

Одна из трудностей исторического изложения заключается в том, что в разных странах шли разные течения, и в то время как в Испании свирепствовала инквизиция, во Флоренции, тогда независимой от Рима, начался расцвет литературы и искусства.

Флоренция явилась центром Ренессанса, в ней процветала городская жизнь, она стала родиной гуманизма. «Через Элладу и Рим - к новой жизни» - таков был девиз гума­низма. Флоренция того времени характеризовалась как город поэтов, ученых, философов, художников, ремесленников, купцов всех рангов.

Во Флоренции долгое время правила династия Медичи. В сущности, это был бан­кирский дом Медичи, возвысившийся до положения правительства «республики». Правя­щие герцоги из этой династии были покровителями искусства и науки. Во Флоренции творят крупные поэты (Данте, Петрарка, Боккаччо), которые от латинского языка пе­решли к изложению своих произведений на современном итальянском языке (последний относится к латинскому, примерно как русский к церковнославянскому).

Изобретение книгопечатания (1446 г.) произошло также во Флоренции в конце XV столетия. Флоренция становится научным центром: в ней развивает свою деятельность Леонардо да Винчи - разносторонний ученый, философ, живописец, инженер и архитек­тор одновременно. Это был человек необычайных творческих способностей и громадной эрудиции, занимался, чуть ли не всеми науками. Его любимым тезисом было: «Знание -это дочь опыта», в этом отношении он продолжил мысли Роджера Бэкона, хотя рукопи­си последнего не были ему доступны. Опыт как исходный пункт научного познания и ма­тематическая формулировка вытекающих из него выводов — вот путь, которым стре­мился идти Леонардо. Знаток анатомии, Леонардо изучал полет птиц и строил проекты






Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1072; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10149 - | 7559 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Введение. Современный бой является общевойсковым боем. Для него характерны применение ядерного оружия, участие большого количества сухопутных войск с их разнообразной
  2. I. Конец V - середина XI в. - период раннего средневековья,
  3. I. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
  4. I. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
  5. II. Разрешение кризиса в Южной Родезии
  6. II. «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб» (1715 г.) – общая характеристика правового документа. Место и значение документа в развитии российского государства и права
  7. VI. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
  8. VII.2. Закономерности изменения свойств нефтей и газов на месторождениях
  9. XIII.4. Прямые методы поисков месторождений нефти и газа
  10. А в этой Правде - клевете не место!
  11. А и В отрицательные.. Полученный первоначально неправильный результат (обратный код числа -1110 вместо обратного кода числа -1010) компьютер исправляет переносом единицы из
  12. А. Группа месторождений, связанных с антиклинальными складками


 

18.207.238.169 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.