ник), рис, нашедший применение в Ломбардии, хлопчатник, нашедший место в Южной Испании. Раньше о хлопке доходили в Европу только рассказы о том, что на Востоке «шерсть растет на деревьях» - отсюда немецкое название ваты — Baumwolle).
От арабов европейцы заимствовали приготовление бумаги из тряпья (вместо дорогого пергамента), ветряные мельницы, применение «арабских» цифр, вместо римских и пр. В это время состояние науки у арабов было гораздо выше, чем в Европе.
Арабы образовали сильное государство, причем первоначально объединение разрозненных племен произошло на религиозной почве - Магомет объединил языческие арабские племена, вводя единобожие и уничтожая идолов. Затем начались крупные завоевательные войны под лозунгом борьбы с неверными и распространения магометанства.
Обширные завоевания арабов относятся к VII и VIII векам. Они покорили ряд стран: кроме Аравии, овладели Сирией, Палестиной, Месопотамией, Западной Индией, Персией, Египтом, всей Северной Африкой, а затем дошли до Гибралтара и обосновались в Испании, проникли в Китай, в Среднюю Азию, через которую шел «шелковый торговый путь в Китай». В половине VIII века арабский халифат превышал по размерам владений прежнюю Римскую империю.
|
|
Арабская культура охватила разные национальности - ею были объединены кроме арабов, иранцы, бухарцы, турки, мавры (берберы) и др.; словом, это было разноплеменное объединение, связанное общим литературным языком и культурой. Вместе с тем, арабская культура была тесно связана с греческой.
Помимо того, что арабы заняли часть областей, где уже была греческая культура, распространению ее способствовали следующие обстоятельства. Когда после введения христианства император Юстиниан закрыл философские школы в Византии, то философы бежали в Персию, а Персия подпала под власть арабов. Тогда там появились переводы с греческого языка на арабский Аристотеля, Гиппократа, Эвклида, и постепенно арабы стали приобщаться к культуре. Только благодаря им сохранились труды александрийских ученых по астрономии.
Центром арабского просвещения был Багдад. В Багдаде была построена обсерватория и создан ряд библиотек. Тогда же появилось утверждение, что «не только кровь мученика, но и чернила ученого заслуживают уважения»; или, «кто едет в путь ради науки, тому аллах облегчит дорогу в рай». Характерно, что однажды при заключении мира с Византией было поставлено условие, чтобы византийцы выдали арабам по одному экземпляру произведений виднейших греческих авторов.
Арабы изучали географию благодаря далеким путешествиям в разные страны. Их торговые пути вели на север в Поволжье (царство волжских болгар) и в бассейн Камы, Новгород и Прибалтику, по Средиземному морю до Гибралтара и по восточному побережью Африки до Мадагаскара и вглубь - до озера Чад.
|
|
Из арабских ученых наибольшей известностью пользовался Авиценна (собственно Али-Ибн-Сина), уроженец кишлака близ Бухары в современном Узбекистане. Однако он был, очевидно, не узбеком, а таджиком, так как узбеки появились в Бухаре значительно позднее, но писал на арабском языке. Он жил с 980 по 1037 г., был философом и политиком, астрономом и алхимиком, врачом и поэтом. Особенной славой пользовался он как врач, и его «медицинский канон» служил в течение нескольких веков руководящей книгой Востока и Запада, однако его называли не только «князем врачей», но и «князем философов». В области философии он близко примыкал к Аристотелю, но из всего многообразия высказываний последнего культивировал преимущественно материалистические тенденции. Так, он признавал, что мир вечен и не сотворен, что познание невозможно без предварительного чувственного опыта. Однако и он должен был прибегать к известной маскировке и компромиссам, ввиду враждебного отношения мусульманского духовенства к открытой проповеди рационализма. Тем не менее, Авиценна не избежал, в конце концов, тюрьмы.
4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ______________________________ Щ^
Ознакомление с Востоком показало, что арабская культура была выше европейской. Тогда в Европе стали открываться кафедры арабского языка, а затем и университеты. После крестовых походов за 150 лет открылось 11 университетов (Болонья - 1158 г., Монпелье - 1180 г., Париж - 1200 г., затем Оксфорд, Неаполь, Кембридж, Саламанка и др.).
Кроме ознакомления с арабской наукой (а через нее и с Аристотелем) на Востоке (благодаря крестовым походам), европейцы в ту эпоху пришли в контакт с арабами и на крайнем Западе. Именно, пройдя через север Африки, арабы овладели Пиренейским полуостровом, подняли там промышленность и земледелие (ввели культуру хлопчатника, а также шелководство) и создали второй центр арабского просвещения с многолюдными университетами в Кордове и Гренаде.
Самым видным представителем арабской философии этого периода был Аверроэс (1126-1198). Он ставил своей задачей «освобождение Аристотеля от последующих искажений», но он был не только комментатором Аристотеля, но развивал дальше его учение. Поэтому о нем говорили, что если Аристотель объяснял природу, то Аверроэс объяснил Аристотеля. Он отрицал бессмертие души, но говорил о всеобщем Разуме, о вечном движении вперед человеческой мысли (нет другой награды, кроме той, которую человек может получить здесь, на Земле, и она заключается в его собственном совершенствовании). Он говорил о двух противоположных направлениях в философии: «Одни объясняют мир развитием, другие - творением».
От опасности, грозившей со стороны правоверного мусульманского Духовенства, Аверроэс защищался учением «о двойственной истине», допускающей независимость философии и религии. Этим он пытался создать известную автономию для философии (однако и он изведал в жизни многое — от придворных почестей до тюрьмы и ссылки). Замечательны некоторые высказывания Аверроэса по вопросам общественной жизни. Так, идя в разрез со всем мусульманским миром, он возражал против рабского положения женщины и утверждал, что женщина способна ко всему, что составляет привилегию мужчин (вплоть до участия в управлении государством), если не лишить ее просвещения.
Учение Аверроэса вышло за пределы арабского халифата и проникло в европейские государства. Этому способствовали, между прочим, и религиозные гонения. Так, в период, когда взяли верх правоверные сторонники ислама, стали изгонять всех иноверцев, то подверглись изгнанию евреи, а в Кордове и Севилье было много студентов-евреев из семейств богатого еврейского купечества; эти студенты переселились во Францию, Италию и другие государства Европы, принеся с собой и учение Аверроэса.
|
|
Вот этот своеобразный контакт с арабской культурой, как на Востоке, так и на Западе предшествовал эпохе Возрождения. Арабы стали носителями классической культуры, через них Аристотель, Эвклид и Архимед стали известны католической Европе.
Но крестовые походы, конечно, кроме знакомства с арабской литературой, дали толчок и для развития торговли, что способствовало дальнейшему развитию жизни городов.
В итоге два вида экспорта получились из святой земли. С одной стороны, монашество и богомольцы вместе с мифами и легендами везли реликвии и предметы культа. С другой стороны, был экспорт знания, знание проникало в монастыри на почве ознакомления с Аристотелем и, Аверроэсом, стали возникать ереси, но росли и меры борьбы с ними, создана была инквизиция, орудие папского Рима.
Папские ставленники — инквизиторы, учреждали верховные судилища и присуждали еретиков к сожжению; приговор должны были беспрекословно выполнять светские власти.
104 _______________________ 4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Культ монастырей и монашества развился в собственную противоположность. С одной стороны, они были центром реакционных настроений, а с другой стороны, только монахи были грамотными людьми, которые могли читать Аристотеля и других философов, и у некоторых из них пробуждалась самостоятельная мысль. Они начинали критически относиться к догматам церкви, и тогда дело кончалось тем, что уже их объявляли еретиками. Интересно, что когда появились переводы трудов Аристотеля, то церковь не сразу допустила их к легальному обращению. В 1209 г. Парижский собор присудил к сожжению 10 монахов, обвиненных в неправильных высказываниях и приверженности к «мистическому пантеизму» (они знакомились с Аристотелем в изложении Аверроэса). Но через 3-4 десятилетия Аристотель, «профильтрованный» и очищенный от толкований Аверроэса, стал основой всех познаний о природе, и вместо продолжения изучения природы церковь стала пользоваться Аристотелем даже для торможения непосредственного изучения природы.
|
|
В XIII в. в Англии объявляется монах Роджер Бэкон, учившийся в Оксфорде и Париже, знакомившийся по оригиналам с Платоном, Аристотелем, Эвклидом, Птолемеем и Авиценной; он читал лекции в Оксфорде, но затем его лекции и сочинения вызывают сначала подозрение, а впоследствии и преследование - его держат 10 лет в келье монастыря как узника, под строгим надзором. На время, получив свободу (при папе Клименте IV), он заканчивает свой капитальный труд, «Opus majus», и выступает с критикой церковных авторитетов, бичует невежество и злоупотребления духовенства, но затем снова (после смерти Климента) попадает в тюрьму на 14 лет. Кроме обличения церковников, Бэкон открывает пути к точному знанию. Основной мотив его произведений: без опыта нет познания. Он ведет борьбу со схоластикой, отрицает магию. Бэкон предвидел создание телескопа, утверждал, что можно создать повозки, которые будут двигаться без лошади, что можно создать подводные лодки и летательные машины. Эти замечательные предвидения, однако, не сопровождались опытами, которым Бэкон придавал столь большое значение (быть может, потому, что большую часть своей жизни Бэкон провел или заключенным в монастырской келье, или в настоящей тюрьме). Книги Бэкона после его смерти были крепко прикованы цепями на самых высоких полках Оксфордской библиотеки, и за долгий период такого хранения многие рукописи оказались испорченными.
Одна из трудностей исторического изложения заключается в том, что в разных странах шли разные течения, и в то время как в Испании свирепствовала инквизиция, во Флоренции, тогда независимой от Рима, начался расцвет литературы и искусства.
Флоренция явилась центром Ренессанса, в ней процветала городская жизнь, она стала родиной гуманизма. «Через Элладу и Рим - к новой жизни» - таков был девиз гуманизма. Флоренция того времени характеризовалась как город поэтов, ученых, философов, художников, ремесленников, купцов всех рангов.
Во Флоренции долгое время правила династия Медичи. В сущности, это был банкирский дом Медичи, возвысившийся до положения правительства «республики». Правящие герцоги из этой династии были покровителями искусства и науки. Во Флоренции творят крупные поэты (Данте, Петрарка, Боккаччо), которые от латинского языка перешли к изложению своих произведений на современном итальянском языке (последний относится к латинскому, примерно как русский к церковнославянскому).
Изобретение книгопечатания (1446 г.) произошло также во Флоренции в конце XV столетия. Флоренция становится научным центром: в ней развивает свою деятельность Леонардо да Винчи - разносторонний ученый, философ, живописец, инженер и архитектор одновременно. Это был человек необычайных творческих способностей и громадной эрудиции, занимался, чуть ли не всеми науками. Его любимым тезисом было: «Знание -это дочь опыта», в этом отношении он продолжил мысли Роджера Бэкона, хотя рукописи последнего не были ему доступны. Опыт как исходный пункт научного познания и математическая формулировка вытекающих из него выводов — вот путь, которым стремился идти Леонардо. Знаток анатомии, Леонардо изучал полет птиц и строил проекты