Агрикультура Средневековья и эпохи возрождения. Летательных аппаратов (частично сохранились его чертежи). "птица есть аппарат, движущийся на основании математических законов ". Не только по

АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ



летательных аппаратов (частично сохранились его чертежи). "Птица есть аппарат, движущийся на основании математических законов ". Не только по анатомии животных, но и по морфологии растений Леонардо оставил рисунки замечательной точности и кра­сочности.

Идеи об ином устройстве мира носились в воздухе. Коперник еще не написал своей знаменитой книги. Однако, Леонардо знал его мысли. Те же мысли побудили Колумба (итальянца по происхождению) к попытке найти путь в Индию, что и привело к откры­тию Америки (полное кругосветное плавание было осуществлено несколько позднее Ма­гелланом).

Открытие Америки сделало известным для широких масс новое пред­ставление о том, что Земля круглая, но, помимо общего влияния на миросо­зерцание, оно имело еще ряд экономических последствий. Кроме торговых сношений с тропическими странами, от этих последних был заимствован ряд культур, и это оказало существенное влияние на состояние земледелия в Ев­ропе; наиболее важными из них были картофель для умеренного пояса и ку­куруза - для юга.

В средние века, при исключительном возделывании зерновых хлебов, в Европе часто повторялся голод от неурожаев, охватывавший целые страны, так как при однообразной культуре один какой-либо фактор (засуха, мороз, вредители) поражает громадные площади. Так картофель стал «вторым хле­бом» Европы, и теперь трудно представить, как раньше без него обходились.

На юге большое значение приобрела кукуруза, которая лучше противо­стоит жаре и засухе, чем северные хлеба, занявшая значительные площади в Италии, Румынии, Болгарии, Турции и в Закавказье; кроме того, для юга, где картофель вырождается, из той же Америки были привезены другие клубне­плоды (земляная груша и батат).

Вслед за открытием Америки (1492 г.) последовал ряд дальнейших событий, сде­лавших следующее столетие эпохой перелома в воззрениях на устройство мира и привед­ших к окончательному крушению авторитета папы и господства католической церкви. Кроме просветительной деятельности Леонардо да Винчи, в 1512 г. Коперник сформули­ровал основные принципы своего мировоззрения, по которому Земля превратилась из цен­тра мира только в одну из планет, вращающихся вокруг Солнца. В 1517 г. выступил Лю­тер, сжегший публично папскую буллу и вызвавший крупное (не только религиозное, но и общественное) движение в Германии, приведшее к полной ее независимости от влияния Рима. Магеллан завершает дело Колумба, опоясавши своим плаванием фактически весь земной шар. Тогда же (1516) появляется произведение Томаса Мора, который, нарисовав потрясающую картину состояния обездоленных масс трудящихся, изобразил счастливую жизнь на воображаемом острове «Утопия», где нет ни бедных, ни богатых, отменена частная собственность и все одинаково участвуют в труде, как члены социалистиче­ской производственной организации.

И в области сельскохозяйственной литературы XVI столетие дало ряд новшеств. Из ряда сочинений, вышедших в Италии, отметим только «Bicordo dele agricultura» Торелло (1557 г.), который предложил «новую систему зем­леделия». Именно, он рекомендовал для поддержания и поднятия плодородия почвы ввести посев трав (клевер) на полях, что нашло распространение толь­ко впоследствии. Его современник Голло (1550) в числе ряда других мер по поднятию урожайности, настаивает на широком применении известкования почвы.




Ф. Энгельс в «Диалектике природы» указывал, что возрождение науки после темной ночи Средневековья обязано производству. Во-первых, со вре­мен крестовых походов промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (текстильная промышленность, часовое де­ло, мельницы), химических (красильное дело, металлургия) и физических (оптика) фактов, которые не только доставили огромный материал для на­блюдений, но и создали основу для конструирования новых инструментов. Во-вторых, географические открытия помогли получить недоступный до того материал по зоологии, ботанике, физиологии человека, метеорологии. В-третьих, появился печатный станок.

В VIII веке в Англии появилась работа Вальтера Хенли «Хозяйство». В ней сообщается о появлении в Англии парового четырехполья, лемеха у плу­га, примитивного отвала. Интересна мысль Хенли о необходимости время от времени завозить семена из других мест, что позволяет без дополнительных затрат повышать урожайность сельскохозяйственных культур. Полезный со­вет он давал относительно соломы - рекомендовал ее запахивать.

Наиболее крупная работа рассматриваемой эпохи «О растениях» была написана доминиканским монахом Альбертом Великим (ХП-ХШ вв.). Он вы­сказал предположение о питании растений, влиянии на них агротехники. Ученый считал, что последняя приводит к преобразованию растений. Совре­менны взгляды Альберта на вспашку: польза ее заключается в «открывании» земли, уравнивании, перемешивании, рыхлении. Он дает обстоятельные ука­зания о сроках сева озимых, обосновывая их с учетом качества почвы. Если нормы посева не соответствуют оптимальным, семена дают тощие, слабые всходы. Из бобовых культур Альберт рекомендует клевер, а на зеленое удоб­рение - вику.

Другим заслуживающим внимания агрономическим произведением средневековья является аграрная энциклопедия итальянца П. Кресценция «О выгодах сельского хозяйства». В работе изложены основные сведения по полеводству, растениеводству и животноводству. Достоинство работы в оби­лии теоретического и практического материала и в хорошем изложении. Дол­гое время эта книга оставалась одной из лучших в Европе.

Однако при всей многочисленности трактатов по сельскому хозяйству они носили чисто эмпирический характер, и в них не было сделано никакого шага вперед относительно древних философов в понимании процессов пита­ния растений и смысла применения удобрений. A priori* даются рекоменда­ции приурочивать внесение удобрений к определенным фазам Луны. Встре­чаются советы: соединять "подобное с подобным" (например, удобрять сухую и теплую почву сухим навозом). В других случаях рекомендуется уравновешивать нежелательные свойства почвы противоположными свойст­вами удобрения.

Независимо от опыта.


4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ________________________________________ Щ7

В средние века основной продукцией английского хозяйства являлась овечья шерсть, большую часть которой отправляли в другие страны. Необра­ботанную шерсть было невыгодно продавать за границу. Поэтому в XIV сто­летии ее стали перерабатывать в сукно на месте. В 1467 г. король Эдуард IV совсем запретил вывоз необработанной шерсти, и после этого экспорт анг­лийского сукна увеличился. Рост ремесленников, потребности в шерсти дали мощный толчок для развития сельского хозяйства Англии.

В то время как в Риме и Париже еще продолжалась власть католической церкви, в Лондоне новое мировоззрение становится господствующим. В 1605 г. опубликован трактат «О преуспевании науки», написанный Фрэнсисом Бэ­коном. Этот Бэкон, часто называемый Веруламским, имел большее значение, чем раньше упоминавшийся его однофамилец, средневековый монах Роджер. В Англии были уже другие времена: можно было быть ученым, не будучи монахом, и можно было занимать высокие государственные должности, про­поведуя материализм. К. Маркс называет Бэкона «родоначальником англий­ского материализма и вообще опытных наук новейшего времени».

Современник Галилея и Шекспира, Бэкон впервые сформулировал во всей полноте задачу освобождения европейской мысли от оков средневековой схоластики. Силлогистической логике Аристотеля, словесно-дедуктивному искусству спора схоластиков, Фрэнсис Бэкон противопоставляет новую, ин­дуктивную логику, исходящую из фактов, из опыта. Эмпириков, ограничи­вающихся только опытом, Бэкон сравнивает с муравьями, суетливо перено­сящими тяжести; догматиков, строящих системы силами одного только ра­зума, - с пауками, ткущими из себя паутину. Ученый должен быть подобен пчеле, собирающей сок на растениях (опыт) и затем перерабатывающей его в мед своими силами (разум).

В 1620 г. вышел наиболее известный труд Ф. Бэкона «Новое орудие, или об истолковании природы и о пришествии царствия человека». Предло­женное им учение об индукции и эксперименте наметило путь, по которому дальше пошла европейская наука.

Ex nihilo nihit*. Но доказать это положение на опыте древние конечно затруднялись. Ван-Гельмонт, один из предвестников научного естествозна­ния, гениальный экспериментатор сделал точный опыт и попытался опреде­лить, за счет чего растения развиваются. Это был первый точный опыт в ис­тории естествознания. Ван-Гельмонту химия обязана первым применением лабораторного инструмента (весов), сделавшего впоследствии в руках Лавуа­зье переворот в этой науке.

Вывод ученого был верен для того времени. Наука не обладала ника­кими определенными понятиями о газообразной форме вещества.

Опыт проведен в 1629 г. Он был очень груб, в сегодняшнем понимании, и несовершенен. Но важно, что произошел переход от отвлеченных умство­ваний к опыту. Ван-Гельмонт взял ивовую ветвь, взвесил ее, затем пересадил в глиняный сосуд с взвешенной почвой (200 фунтов). В течение 5 лет он по-

* Ничто не получается из ничего.


108 _______________________ 4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ливал растение дождевой водой, так как знал, что дождевая вода свободна от примесей минеральных веществ, которых много в речной воде. Через 5 лет Ван-Гельмонт нашел, что ивовая ветвь прибавила в весе около 160 фунтов, а почва потеряла в весе только несколько унций. Отсюда заключил, что расте­ние прибавило в весе не за счет почвы, а за счет воды и что растению доста­точно только одной воды для своего роста, т. е. по сути подтвердил Фалеса, который считал, что вода - основа всех начал, и уплотняясь, дает органиче­ское вещество для растений.

Вот настолько был несовершенен и неудачен первый опыт и даже не столько по постановке, сколько по логическому выводу - на деле из этого опыта следовало только одно: не только почва является источником образо­вания главной массы растений, больше же он ничего не говорит. Хотя, с глу­бокой древности существовало представление, что nil sale et sole utilius*.

В средние века среди сельскохозяйственной литературы резко выделя­ется по определенности воззрений на роль и происхождение минеральных веществ и на значение удобрений сочинение Бернара Палисси, вышедшее еще в 1563 г. Вот что писал он: «Соль есть основа жизни и роста всех посе­вов... Навоз, который вывозят на поля, не имел бы никакого значения, если бы не содержал соли, которая остается от разложения сена и соломы» (под солью автор подразумевает, как он сам говорит, все необходимые для растений ве­щества). «Если кто засевает поле несколько лет подряд, не унавоживая, то по­севы извлекут из земли соль, необходимую для своего роста. Земля, таким образом, обедняется солями и отказывается давать урожаи, поэтому нужно ее удобрить или дать отдохнуть несколько лет, чтобы она снова приобрела неко­торую соленость, происходящую из дождей и рос... Разве вам не случалось видеть, как некоторые земледельцы, перед тем как засевать то же поле пше­ницей на второй год, сжигают неизрасходованную пшеничную солому, сня­тую ими с поля. В золе окажется та соль, которую солома поглотила из поч­вы: вернуть ее обратно - значит, улучшить почву».

Впервые был высказан правильный взгляд на почву как источник мине­ральных веществ, необходимых для растения (даже в 18-19 вв. многие пред­полагали, что растение само их синтезирует). Дано верное представление о причинах истощения почвы, о необходимости возврата зольных веществ в виде удобрений. Верность этих положений была доказана точными опытами лишь 300 лет спустя. Однако взгляды Палисси остались неизвестными, как для большинства его современников, так и для последующих авторов, да и он сам не мог дать им строгого подтверждения, так как методы точного химиче­ского исследования еще не были разработаны.

Замечательна биография Палисси. Талантливый самоучка, он был сыном крестья­нина, первоначально горшечником, потом перешел к изящным изделиям из фарфора, был рисовальщиком и чертежником. Стремясь воспроизводить на фарфоре цветные изобра­жения (ящериц и пр.), Палисси эмпирическим путем испытывал разные сплавы, со свин­цом, кобальтом, марганцем и пр. Таким образом, он познакомился со свойствами ряда ее-

* Нет ничего полезнее соли и солнца.


4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ______________________________ Щ9

ществ. Но, не имея теоретических знаний, он вынужден был тратить годы упорного труда, чтобы добиться искомых результатов. При этом он страдал от недостатка средств, и однажды, когда у него не хватило дров для окончания какого-то опыта, он сжег в горне часть пола в своем доме, за что прослыл у соседей сумасшедшим. В конце концов, его изделия стали художественными, и на них появился спрос.

Кроме этой деятельности, была и другая сторона жизни Палисси, ради которой он временно бросил свою мастерскую, - это его путешествия. Любовь к природе, ее кра­сотам сделала его странником: с палкой в руке и котомкой за плечами он обошел значи­тельную часть Франции, Голландии, Германии, поддерживая свое существование зара­ботком во время путешествия, одновременно приобретая знания «собственными зубами» («я не имею другой книги, кроме неба и земли»). Собирая коллекции, он особенно интересо­вался отпечатками рыб и окаменелыми остатками морских животных в напластованиях горных пород, не отвечавших современной фауне. Он стал утверждать, что это не слу­чайная «игра природы», как часто тогда говорили, и не результат всемирного потопа, но что эти морские животные жили в этих же местах тогда, когда здесь еще не было су­ши. На этой почве у Палисси возникли разногласия с представителями религии.

Чтобы спастись от провинциальных судей, Палисси в конце концов переселяется в Париж и ищет загциты при королевском дворе. С одной стороны, открывает здесь ху­дожественную мастерскую, а с другой, он, не знавший ни латинского, ни греческого язы­ка, читает лекции по естествознанию для наиболее образованных людей придворного кру­га и демонстрирует всем желающим свои коллекции ископаемых, развивая необычайные для того времени взгляды на прошлое Земли и жизнь организмов в былые времена.

Издает книгу «О природе вод и источников, металлов, солей, камней, почв, огня и эмалей», но в конце концов попадает в тюрьму за принадлежность к протестантской религии (кальвинизм). Когда король посещает его в тюрьме с целью уговорить прими­риться с католической церковью, Палисси отвечает гордым отказом и умирает в тюрь­ме в возрасте около 90 лет.

Вскоре, после того как в Бастилии умер Бернар Палисси, в Риме имела место еще одна вспышка фанатизма инквизиции - был сожжен на костре свободный мыслитель фи­лософ, представитель пантеизма, Джордано Бруно (1600), развивавший учение Коперни­ка о вращении Земли и делавший из него философские выводы, решительно стирая проти­воположность «между совершенным небом и несовершенной Землей» и выявляя относи­тельность таких понятий, как «центр», «верх» и «низ» в космическом пространстве.

Замечательно, что в конце XVI столетия человек благодаря изобрете­нию микроскопа смог открыть клеточное строение живых организмов. Пер­вым таким человеком стал английский естествоиспытатель Роберт Гук (1635— 1703). В 1665 г. он опубликовал альбом рисунков среза древесной коры, при увеличении похожий на соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово «cell», что по английски означает «ячейка», «камера» или «келья». Этот тер­мин закрепился в науке и был переведен на русский язык как «клетка». В действительности же Гук видел не саму клетку, а оболочку клетки, клеточ­ную стенку.

Выдающийся современник Гука голландец Антон ван Левенгук просла­вился созданием линз, которые давали увеличение в 100-300 раз. С их по­мощью Левенгук увидел микроскопические организмы - простейших, бакте­рий, дрожжей, клеток крови лягушек.


по

4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

4.2. Земледелие России в период средневековья 4.2.1. Земледелие восточной Европы

Восточнославянская территория разделялась на две зоны: лесостепную и лесную которые различались по почвенным и климатическим условиям. Поэтому и возможности освоения земель для посева хлебов существенно от­личались. В лесостепи первейшей целью было уничтожение дикой степной растительности, в лесной же полосе эта задача сводилась к уничтожению ле­са. Почвенный покров лесостепной зоны в основном был представлен черно­земными почвами высокого исходного плодородия. Но земледелие в этой зо­не было связано с большими рисками. Кочевые племена (гунны, авары и др.) вытесняли земледельческое население с освоенных территорий и препятство­вали возрождению земледелия в некогда густо заселенных местах.

Для этого периода (VI-VIII вв.) нет письменных источников, которые с достаточной полнотой отражали бы характер земледелия этого времени. Но есть косвенные свидетельства о земледелии того далекого периода. Визан­тийский историк Маврикий Стратег, живший в VI в., в своем труде «Страте-гикон» сообщает, что у антов большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Менандр - историк того же времени отмечает, что авары, прежде всего, разоряли поля славян, стремясь нанести им наибольший урон.

Древнеславянские поселения VI-VIII вв. обнаружены на огромной тер­ритории лесостепной полосы Русской равнины: в Поднепровье, Молдавии и главным образом в междуречье Днестра, где в более позднее время находился один из центров славян, хотя их количество значительно меньше по сравне­нию с Черняховским временем (рис. 37). Пришельцы нередко оседали на мес­те древних поселений, используя обжитые места и укрепления. Опасность на­бега кочевников побуждала славян селиться в труднодоступных, непримет­ных и уединенных местах, черноземных останцах, скрытых среди небольших озер и болот. Расположение поселков среди тучных черноземов указывает на земледельческий уклад жизни обитателей селений.

VII-VIII вв. датируются и памятники так называемого волынцевского типа, получившие свое название от поселений и могильника около с. Волын-цева на Сейме (Сумская область). Здесь открыты остатки глинобитных жи­лищ и сельскохозяйственных орудий: наральники и серпы.

В юго-восточных областях лесостепной полосы, почти на границе с ко­чевническим миром, в VI-IX вв. обитало мирное земледельческое население, оставившее следы своего пребывания в виде городищ и могильников. На тер­ритории Левобережья Днепра, в верховьях Дона, Десны, Ворсклы найдены славянские поселения. В глухих местах Верхнего Дона в VIII-IX вв. также обитали земледельческие племена. На многих городищах находили зерновые ямы, зерна пшеницы и проса, жернова и сельскохозяйственные орудия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: