double arrow

Агрикультура Средневековья и эпохи возрождения. Появление ржи положило начало более прогрессивному развитию зем­леделия в лесной полосе руси. Произошел переход к паровой системе земле­делия. Это растение


Появление ржи положило начало более прогрессивному развитию зем­леделия в лесной полосе Руси. Произошел переход к паровой системе земле­делия. Это растение умеренного климата не особенно требовательно к почве, оно при благоприятных условиях вегетации всегда дает устойчивые урожаи. Положительные качества ржи были в полной мере оценены земледельцами лесной полосы, и эта весьма ценная продовольственная культура получила признание и распространение на территории Восточной Европы. Она оказала существенное влияние на формирование состава сельскохозяйственных куль­тур; кроме того, изменила их значение в лесной полосе древней Руси. Пше­ницу и ячмень, рожь оттеснила на второй план.

Прогрессивное значение паровой системы заключалось в том, что при обработке окультуренных почв не требовалось участия больших семейных коллективов, как при расчистке лесных участков подсечного земледелия. Земледелец мог уже обрабатывать пахотные участки силами одной семьи, и это было одной из важных причин дальнейшего развития мелкого индивиду­ального хозяйства.

В этих условиях лошадь стала занимать центральное место в крестьян­ском хозяйстве. При паровой системе земледелия круг ее работ значительно расширился, причем главнейшими из них были обработка почвы, вывозка на­воза на поля и другие внутрихозяйственные перевозки. Наиболее важное зна­чение паровой системы земледелия заключалось в огромном расширении по­севов озимой ржи. При трехполье озимая рожь, высеваемая в паровом поле, занимала почти половину всей площади, т. е. первое место по размерам по­севных площадей и первостепенное значение в земледелии лесной полосы. Яровые культуры: пшеница, ячмень, просо, горох чечевица были оттеснены на второй план.

Археологические исследования древнерусских памятников ХИ-ХШ вв. дали богатый материал для характеристики аграрной культуры этого време­ни. Городища, неукрепленные селища, многочисленные курганы содержат находки, характеризующие различные стороны сельскохозяйственной куль­туры и техники домонгольской Руси. При раскопках древних русских городов Новгорода, Пскова, Москвы, Смоленска и других в слоях пожарищ, относя­щихся к ХП-ХШ вв., находят большое количество обугленного зерна различ­ных сельскохозяйственных культур. В этих слоях количество зерен ржи все­гда значительно больше, чем в более ранних слоях. При раскопках Новгоро­да, например, в слоях ХП-ХШ вв. найдено ржи в 1400 раз больше, чем в ран­нее время, что связано с увеличением населения города и возрастанием зна­чения ржи как продовольственной культуры.

Кроме ржи земледельцы в лесистых областях возделывали, пшеницу, ячмень, полбу. Менее распространенной культурой был овес. Из зернобобо­вых возделывались горох, чечевица и бобы, из прядильно-масличных - лен и конопля. В это время появилась и гречиха. Зерна её найдены в Гродно. Не­большое количество пленок культурной гречихи найдено вместе с берестяной грамотой XII - XIII вв. в Витебске.

Об озимом хлебе известие появилось в новгородской летописи, где под


4, АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ______________________________ Щ

1127 год сказано: «Том же лете вода бяше велика в Волхове, а снег, лежа до Яковлева дни, а на осень уби мороз верынь всю и озимице». Пашни преиму­щественно были в лесистых местах, поэтому обработка, земли начиналась подсушиванием - вырубкой леса или выжиганием. Такая земля долго не нуж­далась в удобрении и, поэтому, в древних летописях нет упоминания о нем.

Археологические раскопки в селе Веськово, что находится на берегу Плещеева озера, в пяти километрах от города Переславля-Залесского свиде­тельствуют, что в конце I тысячелетия новой эры судьбы угро-финских пле­мен, славян и варягов были уже тесным образом переплетены. В IX столетии славяне здесь были настолько сильны и многочисленны среди финнов, что имели свой город Ростов, упоминаемый в летописи Нестора под 862 годом.

Из летописи Нестора известно, что в те времена племена-славян и ме­рян платили дань варягам, но в 862 году они отказались это делать, изгнали варягов за море, но не смогли установить у себя внутреннего порядка и в том же 862 году снова призвали варягов. Это подтвердили и находки, сделанные на горе Гремяч близ Переславля.

Коренное население области - угро-финские племена вели полукочевой образ жизни и занимались охотой, звериной ловлей, рыболовством и под влиянием пришлых славян постепенно переходили к земледелию.

Область Суздальскую в первый раз Нестор упоминает при повествова­нии о событии времен Ярослава Мудрого в 1024 году. Он говорит, что в этот год жестокий голод свирепствовал в Суздале. Мужья отдавали в рабство жен для своего прокормления. Волхвы, пользуясь смятением городских жителей и хвалясь откровением свыше, уверяли, что они знают тайную причину голода, и обвиняли в чародействе некоторых старых женщин. От этого произошли большие беспорядки: простой народ с яростью бегал по улицам, мучил и умерщвлял несчастных, обвиняемых волхвами. Сам Ярослав явился в Суз­даль, наказал виновных в беспорядках одних смертью, других высылкой и объявил народу, что не волшебники, но Бог карает людей гладом и мором за грехи их и что смертный в бедствиях своих должен только умолять Всевыш­него. Вскоре из обильной земли Волжских болгар привезено было множество хлеба и голод прекратился. Летописное сообщение Нестора свидетельствует о земледельческом характере занятий суздальцев в XI веке.

Положение Суздальской земли изменилось, когда Владимир Мономах незадолго до своей кончины (1125 г.) отдал ее в удел, предназначенный млад­шему из сыновей Юрию, прозванному впоследствии Долгоруким. Ему обяза­на своим происхождением и Москва. Земля эта сделалась независимым кня­жеством, а при его сыне Андрее Боголюбском подчинила себе и Киев. Пер­вые Суздальские и Владимирские князья Юрий и Андрей предоставляли зна­чительные льготы переселенцам (ссуды). Причем наблюдалось не только добровольное, но и насильственное переселение пленных болгар, мордвы, венгров.)

Конечно, переселение народа из Приднепровской Руси началось сти­хийно еще задолго до великих князей Юрия и Андрея, но при них оно стало организованным и мощным. Этому способствовали условия как внешнего,


116 _________________ 4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

так и внутреннего порядка Киевской Руси: рабовладение, половецкая опас­ность, княжеские раздоры. Все это тяжелым бременем ложилось на народные плечи и, естественно, он все более и более искал убежища в лесах централь­ной России. Обнаруженное им ополье за Клязьмой, внешне похожее на юж­ные степи, с плодородными землями, мирным населением, богатыми рыбой реками, только усиливало его тягу на север. А предоставление беженцам с юга статуса вольного земледельца, при великих князьях Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском, окончательно предопределило опустошение и распад Киевской Руси. Учитывая все это, можно с уверенностью сказать, что в Суз­дальской земле возникла первоначальная ветвь великорусского народа. Нема­ловажную роль в этом событии сыграло земледелие в ополье, которое в этом крае оставалось вольным относительно долго и даже при крепостном праве, не имело столь жестких форм закабаления крестьянского труда, какие наблю­дались в иных краях, имеющих не такую давнюю историю.

Мирный характер колонизации, распространение православия, вольный статус земледельца способствовали быстрой ассимиляции коренного угро-финского населения.

В IX-XII столетиях появляются названия, прямо характеризующие страну пришельцев: Киев, Лыбедь, Почайна, Трубеж, Переяславль, Золотые Ворота и другие. Заимствуются не только названия, архитектурные формы, но и система земледелия (переложная), орудия труда (за исключением плуга), ассортимент возделываемых культур, кроме гречихи. Но природные условия этой северной стороны, конечно, сильно отличались от днепровской. Прихо­дилось долго и упорно приспосабливаться к местным условиям: суровой зи­ме, тяжелым почвам, натуральному хозяйству. Новым поселенцам («насель­никам») нужны были большая осмотрительность, наблюдательность, сноров­ка и физическая крепость, чтобы обустроиться и выжить в нелегких услови­ях, получить хороший урожай и возможно не истощать почву.

Памятником этому времени-детству великоросса остается простона­родный календарь, основанный на приметах, отразивших все сколько-нибудь значительные явления природы для нашей северной, средней сейчас, сторо­ны. На первый взгляд он кажется неполным, местами противоречивым, да­же наивным, но попробуйте не считаться с ним, и после целого ряда разоча­рований вы будете вынуждены поступать так, как подсказала когда-то народ­ная наблюдательность. Впрочем, некоторые из этих примет у нас в крови уже с молоком матери, и мы считаем их как бы само собой разумеющимися, не помня, или не хотя знать, кто автор данного наблюдения.

В простонародный календарь вошли приметы: о морозах, об оттепелях, о дейст­вии ветров и луны на растения, о том, как узнавать ведро или ненастье, приметы об урожае, пословицы и поговорки, связанные с земледельческим хозяйством.

Когда на Благовещенье на крышах снег не растает, то не весь стает с полей и на Егоръев день (23 апреля).

Снег лежит или неделю до Благовещенья, или неделю за Благовещенье.

Если на Благовещенье будет мороз, то родится много огурцов.

На Благовещенье дождь -родитсярожь.

Овес сеять хоть в золу, или в воду, да в пору.


4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ __________ Ц7

Хоть грязь топчи, а овес мечи.

Когда на дороге грязь, тогда овес князь. Когда заквакают лягушки, то пора сеять овес.

Лягушка квачет, овес скачет.

Когда дуб развернется в заячье ухо-сей овес.

Овес и сквозь лапоть прорастает.

Когда станет земля тепла, то сей яровое.

Раннее яровое сей, как сольется вода, а позднее, когда цвет рябины будет в кругу.

Коли на Егоръев день мороз, то и под кустом овес.

Коли на Егорий зимний и вешний мороз, то будет просо и овес.

Коли на Юрьев день лист с полушку, то в Ильин клади хлеб в кадушку.

Как в мае дождь, так будет рожь.

Яровую пшеницу начинают тогда сеять, когда босая нога может вытерпеть хо­лод по вспаханной борозде.

Когда весна стоит красными днями, то сей пшеницу.

Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.

Ячмень сеют, когда зацветет калина.

Гречиху сей, когда роса хороша, или когда покажутся гречишные козявки.

Для того навоз кладут, чтобы больше хлеба родилось, а полбу сеют, чтоб людям годилось.

Где лишняя навозу колышка, там лишняя хлеба коврижка.

Земля любит навоз, как лошадь овес, или как судьи принос.

Осень говорит гнило, а весна мило, только лишь бы было.

Какова земля, таков и хлеб.

Не поле кормит, нива.

Рожь говорит, сей меня в золу, да в пору; а овес говорит, топчи меня в грязь, а я буду князь.

Рожь хоть на часок, да в пепелок; а овес хоть в воду, да в пору. Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.

Когда яровой хлеб сею, то с поотдышкою и на стороны погляжу; а ржаной хлеб сею, шапка с головы свалится, и той не подыму.

Когда на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодная.

Если на Дмитров день будет снег, то и Святая (неделя) тоже будет в снегу.

Если на мучеников Платона и Романа (отмечался с Федором) день теплый, то и зима будет теплая, и наоборот.

С какой стороны на Спиридона поворота дует ветер, то с той стороны будет дуть и до весеннего равноденствия, то есть до Сороков.

Если в день Рождества Христова много инею (опоки) на деревьях, то будет уро­жай на хлеб.

Когда на Рождество Христово небо звездисто, то будет урожай на горох.

Кроме этих примет, составивших основу простонародного календаря, крестьяне придумали большое число земледельческих пословиц, служивших им как бы моральным подспорьем своему нелегкому труду. Некоторые из них оказались настолько удачными, что употребляются нами и сейчас. Мы приво­дим лишь часть из необъятного наследия русского народного творчества, свя­занного с землепашеством.

Изучая природу, приспосабливаясь к ее капризам, великорусский кре­стьянин-общинник обживал новую свою родину, совершенствовал хозяйство и быт, устанавливал моральные принципы своей деятельности. Казалось бы,



4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


при обилии свободной земли, при недостатке населения в первый период ко­лонизации, этот надел был не ограничен, то есть бери, сколько хочешь, или куда твои «топор, коса и соха достанут». В действительности все было не­сколько иначе. Древнерусский земельный надел крестьянина не превышал 6-8 десятин. Дело в том, что распахать и по настоящему обработать, даже такую площадь было необычайно трудно для того времени. Удобные места попада­лись не часто, для освоения их приходилось расчищать поляны от лесолуго­вой растительности, сжигать ее, а потом поднимать целину. Единственное удобрение, которое тогда использовалось, - это зола, ее не жалели, но тем са­мым (зола ведь очень сильное удобрение) быстро истощали почву и через 6-7 лет усиленного труда приходилось менять обработанный участок на новый. Иногда для этого приходилось бросать насиженное место вместе с домом и хозяйственными постройками и строить новый «починок». Общинное владе­ние землей позволяло это делать, К тому же, отсутствие рынка сбыта на пер­вых порах не давало стимула для расширения своей пашни, Древнерусское крестьянское хозяйство долгое время оставалось натуральным, и значит скудным на заработки. Последнее обстоятельство вызвало к жизни кустарные промыслы, то есть побочные занятия в дополнение к земледелию. Лыкодер-ство, смолокурение, мочальный промыслы, бортничество (лесное пчеловод­ство), охота и рыболовство - вот основные кустарные промыслы, возникшие в Северо-Восточной Руси вслед за ее освоением. За недостатком леса в опо­лье развивались обработка шкур домашних животных и, особенно, в больших размерах ткачество, основанное на выращивании льна. Одновременно воз­никало садоводство и огородничество.

В южных областях Руси земледелие носило несколько иной характер, это обусловливалось своеобразием почвенных и климатических условий. Здесь возделывались те же хлеба, что и в лесистых областях, но значение от­дельных культур было иным.

Надо отметить большую роль проса. Всегда вызревающее в условиях юга, оно имело большое значение как продовольственная культура. Зерна проса всегда находят при раскопках древнерусских памятников лесостепной полосы. Пшено также часто встречается при раскопках.

Овес в лесной зоне играл незначительную роль. Если в раскопках Нов­города зерна этой культуры встречаются редко, то при раскопках в лесостеп­ной зоне находки эти - обычное явление. На Жокинском городище, располо­женном в Рязанской земле, и на городище Изяславль в Житомирской области встречается много овса, который возделывался как фуражная культура.

Благоприятные условия земледелия окраинных земель древней Руси да­вали возможность получения достаточного количества хлеба. В это время южные русские земли были житницей Руси. В годы неурожаев отсюда, и в частности из Рязанской земли, вывозили много хлеба на север.

Однако жизнь земледельческого населения на южных окраинах Русской земли была связана с опасностью вторжений кочевников. Мирный труд зем­ледельцев нарушался частыми набегами половцев, более опасных в сравне­нии с печенегами. После нашествия кочевников славяне-земледельцы вели с


4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ______________________________ Ц^

ними вековую борьбу. И эта борьба «леса и степи», т. е. земледельцев и ко­чевников, приобретала нередко острые формы.

Вместе с этим усовершенствуются земледельческие орудия, появляется плуг, являющийся важным этапом развития земледелия лесостепной полосы.

Продуктивное земледелие восточного славянства стало прочным фун­даментом, на основе которого возникла феодальная Киевская Русь. В это время рожь проникла в ее лесные области и стала главнейшей про­довольственной культурой населения древней Руси.

Археологические материалы позволяют утверждать, что вторая поло­вина I тысячелетия ознаменовалась развитием пашенного земледелия и у вос­точных соседей славян в бассейне Оки - у древней мордвы.

Значительная роль земледелия у мордвы во второй половине I тысяче­летия стала более очевидной в результате раскопок мордовского городища VI - IX вв. Ош Пандо. На городище обнаружены обугленные зерна культурных растений - ячменя, ржи, полбы и гороха. Они хранились в керамической по­суде и, по-видимому, в специальных зерновых ямах, которые, обнаружены в городище. В одной из таких ям найдено около 5 кг зерна.

Кроме этого, на городище было, найдено семь серпов и два сошника ко­торые дают основание говорить не только о роли земледелия в хозяйственной деятельности, но и о его техническом уровне. Оба сошника являются частями двух отдельных орудий, одинаковых в функциональном отношении. Режу­щими являются боковые стороны треугольника.

На основании археологических источников можно заключить, что па­шенное орудие в лесных районах во второй половине I тысячелетия было бо­лее примитивным, чем орудие, существовавшее в то время на Поднепровье. Если на Поднепровье применялось уже орудие плужного типа - рало с поло­зом, то в лесных районах, судя по имеющимся памятникам, господствовало примитивное рало или функционально соответствующая ему соха. Такое ору­дие соответствовало тем условиям, в которых развивалось пашенное земледе­лие в лесной полосе.

На освобожденных от леса участках долгое время оставались пни и корни, которые мешали работе орудия плужного типа в большей мере, чем примитивному ралу или сохе. Последние легко было вытащить из почвы на ходу; если на пути попадался корень или пень, они свободно врезались в поч­ву. Рало с полозом являлось более тяжелым и менее удобным для маневров в движении орудием; оно было приспособлено для обработки ровных почв.

Еще большее развитие древнерусское земледелие получило в период феодальной раздробленности в XII-XIII вв. Несмотря на распри и войны меж­ду отдельными княжествами, в этот период не наблюдается регресса в земле­делии. Наоборот, это было время бурного развития всех сторон хозяйствен­ной деятельности и культуры.

Татаро-монгольское завоевание сильно подорвало земледелие. Однако упорным трудом крестьяне довольно быстро не только восстановили посев­ные площади, но и расширили их, отвоевывая земли у леса. В период образо­вания централизованного государства высокопроизводительное земледелие


120 _______________________ 4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


усилило экономическую и военную мощь отдельных княжеств, приблизив свержение татарского ига. Дальнейшее развитие земледелия увеличило внут­ренние силы русского народа и привело в конце XV в. к объединению рус­ских земель в единое централизованное государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: