double arrow
О праве и традициях в древнем земледелии

АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Завершая главу, отметим, что на всех этапах развития земледелия взаи­моотношения человека и природы фиксировались в обычном праве, основан­ном на традиции.

Издревле в земледельческих государствах существовали неписаные правила, запрещавшие вести военные действия в страду. Первые законода­тельные акты, связанные с природопользованием относятся к I тыс. до н. э. Согласно выбитым на каменной стеле законам вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), строгое наказание полагалось за разрушение плотин или арыков, а штраф за рубку фруктового дерева был равен штрафу за нанесение тяжелых телесных повреждений, приведших к смерти.

Уже в 1 тыс. до н.э. в Китае правовые установления по природоохран­ной деятельности были оформлены в сборнике «Гуань-цзы» (VI—III) и «Сюнь-цзы» (III в. до н. э.). В них запрещалось весной убивать молодых оленят и срывать побеги растений, а охотиться разрешалось только в определенное время года. Сборник «Гуань-цзы» регламентировал и всю жизнь общества в соответствии с сезонными изменениями.

Своеобразные «заповедные места» появились еще на заре человеческой цивилизации. Священные рощи, леса, горы и другие природные объекты су­ществовали в Древнем Риме и Греции, в странах Древнего Востока, у славян­ских и германских племен.

Древнеримские Законы двенадцати таблиц (V в. до н. э.) предусматри­вали штраф в 25 медных монет за незаконно срубленное дерево. В индийских законах Ману действовавших в течение 400 лет (со II в до. н. э. до II в. н. э.) порицалась торговля природными дарами, зверями, птицами, а также загряз­нение воды и причинение иного вреда природе. Убийство любых живых су­ществ рассматривалось как «преступление, вызывающее нечистоту», «несо­вместимое с пребыванием на небесах». Эфиопский законодательный сборник «Фытх Ныгест» запрещал продавать речную рыбу, птицу, диких животных; призывал не препятствовать стоку вод, орошавших поля.




В Средневековой Европе Салическая правда, записанная еще в начале VI в., призывала обеспечивать охрану леса, объявляя рубку опасным для об­щества деянием. В Англии в XII в. особое лесное законодательство учредило статус «заповедных лесов». В том же столетии законы германских княжеств взяли под защиту охотников, «кроме тех, которые ставят сети и закладывают капканы: эти нигде и никогда не должны иметь мира».



В Монголии первые законы об охране природы были приняты в XIII в., они были призваны беречь ханские угодья; запрещали загрязнять реки и во­доемы, вскапывать или разрыхлять почву, разрушать горы, ломать ветви де­ревьев и побеги, оставлять неубранными стойбища. Известный путешествен­ник XIII в. венецианец Марко Поло, проживший 17 лет в Китае при дворе монгольского императора Хубилая, так описывал в книге «О разнообразии мира» местные порядки: «... никакой царь, никакой князь и ни один человек


4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ______________________________ L5f

не смеет охотиться на зайцев, оленей, ланей и антилоп, на всех зверей, что плодятся с марта по октябрь. Кто противное учинит - жестоко раскается».

Подобные уложения существовали и в России. Русская правда (XI-XII вв.) предусматривала штрафы за уничтожение или повреждение борти (гнезд диких пчел). В XVII столетии было принято около 20 законов, связанных с охраной природы. В 1635 г., после присоединения к России обширных таеж­ных областей (северо-восточные районы, Приуралье и Зауралье), царским указом вводился запрет на ловлю капканами бобров и выдр. Нарушившие его наказывались штрафами, битьем батогами и тюрьмой.

Уже в XVII в. для охраны охотничьих угодий царя Алексея Михайло­вича выделялись специальные «заказы», как Лосиный остров, Измайлово. Ради сохранения гнездовий ловчих птиц кречетов царь приказал считать «Го­сударевой заповедью» семь островов, вытянувшихся вдоль Мурмана (восточ­ная часть побережья Баренцева моря). Известен царский указ от 1649 г. «О сбережении заповедного леса в Рязанском уезде». В 1676 г. указом государя была выделена запретная для охоты зона вокруг Москвы. «Царскими охота­ми» были также Кубанские плавни в дельте реки Кубани и Беловежская пу­ща.

Соборное уложение 1649 г. включало и нормы охраны природы. Оно закрепляло деление угодий на общие, царские и государственные (казенные), на которых запрещалось свободная охота. Строго определялись породы, раз­мер и количество рыбы для царского стола, годовой объем добычи. Оговари­вались и орудия лова, что обеспечивало щадящие виды промысла. Частые не­воды, железные капканы, пищали для охоты на птиц запрещались. За нару­шение этих правил следовали наказания: штрафы, битье батогами и кнутами, а в особых случаях - даже смертная казнь.

Первым государственным указом Петра I стал Указ от 1 февраля 1703 г., предписывающий произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза, лиственницы и дру­гих ценных пород деревьев каралась денежным штрафом и каторгой, запре­щалось уничтожение лесов вдоль рек.

При подготовке главы 4 использовали следующую литературу:

Алексеев В. 77. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. 462 с.

Алефиренко 77. К.. Русская общественная мысль первой половины XVIII сто­летия о сельском хозяйстве/Материалы по истории земледелия СССР. М.: Изд. АН СССР, 1952. С. 511-552

Андрианов Б. В. Земледелие наших предков. М.: Наука, 1978.167с.

Бобровский М. В. Лесные почвы: биотические и антропогенные факторы фор­мирования // Восточноевропейские леса: история в голоцене и современность. Кн. 1. М.: Наука, 2004. С. 381-427.

Бобровский М.В., Гин А. Земледелие в Европе хронология с картинками./ ТРИЗ-профи: Эффективные решения в сельском хозяйстве. - М.: Кушнир, 2006.220 с.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV/111 вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.

Возникновение и развитие земледелия. М.: Наука, 1967. 232 с.


156_______________________ 4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Гумилев Л. 77. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис Ди-Дик, 1994. 640с.

Довженок В. И. К истории земледелия у восточных славян первого тысячеле­тия н.э. в эпоху Киевской Руси/Материалы по истории земледелия СССР. М.: Изд. АН СССР, 1952. С. 115 -159

Домострой Сильвестровского извода. СПб., 1902. С.44-45.

Древняя Русь. Город, замок, село. М.: Наука, 1985.431 с.

История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 1. М.: Наука, 1985.569 с.

История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.2. М.: Наука, 1986. 694 с.

История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.З. М.: Наука, 1985. 591 с.

История крестьянства в СССР с древнейших времен до Великой Октябрь­ской социалистической революции. Т. 1. М.: Наука, 1987.492 с.

История крестьянства в СССР с древнейших времен до Великой Октябрь­ской социалистической революции. Т. 2. М., 1987.615 с.

Каргин И. Ф., Земледелие в междуречье Волги и Оки: возникновение и разви­тие / И.Ф.Каргин, С.Н.Немцев. Научн. ред. Н.С.Немцев. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2004. - 192 с.

Кирьянов А. В. Земледелие восточного славянства. Земледелие киевской Руси. Земледелие древней Руси в период феодальной раздробленности / Возникновение и развитие земледелия. М., 1967. С.171 - 27.

Кирьянов А. В. История земледелия новгородской земли. МИА, 61,1959, С. 321.

Кичигин М. И., Иванов А. Л. Владимирское ополье. Владимир, 1993.378 с.

Краснов Ю. А. О возникновении пашенного земледелия в лесной полосе Вос­точной Европы // Советская археология. 1968. №2. С. 3-22.

Краснов Ю. А. Древние и средневековые пахотные орудия Восточной Европы. М.: Наука. 1987. - 237 с.

Кулишер И. М. История русского народного хозяйства. М.: Наука, 2004. 693 с.

Кульпин Э. С, Пантин В. И. Решающий опыт. Вып. 1. М.: Московский лицей, 1993.102 с.

Лидеров 77. Д. К истории земледелия у скифских племен Поднепровья эпохи раннего железа в VI - II вв. до н.э./Материалы по истории земледелия СССР. М.: Изд. АН СССР, 1952. - С. 66 -114.

Милое Л. В. Великорусский пахарь и особенности Российского исторического процесса. М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 576 с.

Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках Греко-римских и византийских писателей. ВДИ, № 1.1941. стр. 253.

Писцовые книги Московского Государства. Под редакцией Н. В. Калачева. Ч. I. Изд. императорского русского географического общ-ва, СПб., 1877.

Раик А. Е. Очерки по истории математики в древности. Саранск: Мордовское книжное издательство. 1977. - 370 с.

Семенов С. А. Происхождение земледелия. Л.: Наука, 1974.318с.

Скорняков С. М. От шумеров до наших дней (очерк истории развития земледе­лия). М.: Россельхозиздат, 1977. 271 с.

Средневековье. Вып. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936.364 с.

Тимирязев К. А. Избранные произведения в 4-х томах. Т. 3. М.: ОГИЗ-Сельхозгиз. Государственное издательство сельскохозяйственной литературы. 1949. 644 с.

Традиционный опыт природопользования в России. М.: Наука, 1998. 527 с.

Чуксин 77. И. Возрождение галльской жатки. М.:Интеко-ТРИЗ,2005.11с.

Чуксин 77. И. История галльской жатки //ТРИЗ-профи: эффективные решения. 2005. №1. С. 29-34.

Шпаковский Н. А. Дерево эволюции зерноуборочного комбайна. Технологиче­ская история. Версия 1.2. М.: Интеко-ТРИЗ, 2006. 32с.


4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ______________________________ ]57

Шрамко Б. А. К вопросу о технике земледелия у племен скифского времени в Восточной Европе // Советская археология. 1961. №1. С. 73-91. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР с древнейших времен до Средневековья. М.: Наука, 1987. 471с.

Этнография: Учебник. М.: Высш. школа, 1982.320с.

Якубинцер М. М. О составе зерновых культур Старой Ладоги. КСИИМК, 58. 1954.

Noulin J. Moissonneuses et batteuses en France. E/P/A Editions, 1995.

T


Т

Жизнь живого существа - это реактив,

бесконечно более чувствительный,

чем наши наиболее совершенные

химические реактивы.

Э. Дюкло

Нигде, быть не может, ни в какой другой

деятельности не требуется взвешивать столько

разнообразных условий успеха, нигде не требуется таких

многосторонних сведений, нигде увлечение односторонней

точкой зрения, не может привести к такой

крупной неудаче, как в земледелии

К. А. Тимирязев

В области естествознания всякая действительно

плодотворная научная мысль, - мысль, раскрывающая

науке новые горизонты, представляет три момента,

три ступени развития, почти соответствующие трем

ступеням развития, чрез которые, по мнению положительной

философии, прошла человеческая мысль.

Это, во-первых, степень угадывания истины - ступень

творчества; за ней следует степень логического

развития этой творческой мысль во всех ее последствиях и,

наконец, третья ступень - проверки этих выводов путем

наблюдения или опыта - ступень собственно научного исследования

К. А. Тимирязев







Сейчас читают про: