Отечественную школу агрохимии по праву возглавляет М.Г. Павлов (1793-1840). Он с 1821 г. - заведующий кафедрой физики, минералогии и сельского хозяйства (домоводства) в Московском университете, надворный советник при Императорском университете минералогии и сельского домоводства, профессор медицины, доктор учрежденной при императорском Московском обществе сельского хозяйства Земледельческой школы и ее директор. На этой же кафедре с 1804 г. читался курс почвоведения.
М.Г. Павлов был ученым-энциклопедистом: занимался медициной, минералогией, физикой, химией. Но смыслом жизни М.Г. Павлова стало сельское хозяйство. Главный его тезис: относиться к сельскому хозяйству как к науке. Им впервые было раскрыто значение почвенных процессов в питании растений, разработана теория применения удобрений, замены господствующего тогда зернового трехполья интенсивной плодосменной системой земледелия. Он придавал большое значение практике, считая, что она является воплощением теории в действии. Практика немыслима без теории, теория без практики бесплодна.
В 1821 г. вышла его работа «О главных системах сельского хозяйства, с приноровлением к России». Трехполье он предлагает заменить плодосменом, считает недопустимой монокультуру. Свои взгляды па питание растений М.Г. Павлов обосновывает достижениями естественных наук: физики, химии, биологии. В основном труде «Земледельческая химия» (1825) он особо подчеркивал взаимосвязь почвы, растения и удобрения, что получило в дальнейшем и глубокое научное обоснование и стало одним из важнейших научных положений современной агрономической химии. В книге представлен достаточно полный курс естественных наук, в том числе ведущие разделы современной агрохимии. Будучи профессором Московского университета, он создал опытные поля, сельскохозяйственные школы.
Питание растений М.Г. Павловым толкуется с позиций учения А. Тэе-ра. Но в изложении русского ученого оно выглядит оригинальным. По его мнению, источником питания является преимущественно чернозем. В растение он переходит через корень в измененной форме - в виде слизи. Термин «слизь» («черноземная слизь») заимствован им из курса химии. Позже М.Г. Павлов выдвинул теорию, близкую к учению о минеральном питании. Свои взгляды он изложил в книге «Курс сельского хозяйства» (1837 г.). Изучая разнообразие почв, ученый создал довольно полную их классификацию: по преобладанию веществ выделяются почвы глинистые, песчаные, черноземные, по количеству чернозема — жирные и тощие, по сцеплению частиц -рыхлые и плотные. Из различных свойств почвы он выделяет плодородие. Рекомендованные им мероприятия направлены на повышение этой уникальной способности. Но ошибочными были высказанные им взгляды о том, что почва есть «механическая смесь веществ разнородных».
6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В ХГХ - НАЧАЛЕ XX в. _______________________ 229.
Особое значение М.Г. Павлов придавал глубине вспашки почвы. За восемь лет опытов на Бутырском хуторе глубина пахотного слоя была доведена им до 27-31 см. Он сконструировал плуг («плужок Павлова»).
Безусловная заслуга профессора - пропаганда применения химических методов анализа при изучении природных объектов. Целый раздел книги «Земледельческая химия» был отведен химическому анализу почвы для выяснения качественного и количественного состава. Приемы, используемые им, не потеряли своей актуальности (водная и кислотная вытяжка, взбалтывание, фильтрование, прокаливание и др.).
Практическое назначение земледельческой химии - обоснование правильного удобрения почв с целью повышения плодородия и улучшения питания растений. Роль удобрения он видел в «поправлении, возбуждении, утучнении». Почва представляет собой механическую смесь разнородных веществ. Если она неблагоприятна, то ее необходимо поправлять: глинистые почвы - песковать, песчаные - наоборот, глиновать и т. д. Возбуждение почв - это устранение кислотности (в современной терминологии - химическая мелиорация). В качестве возбуждающих веществ М. Г. Павлов называл известь, рухляк (мергель), гипс, золу. Утучнение - собственно применение удобрений с целью увеличения питательных веществ в почве или хотя бы восполнение того, что вынесено растениями.
Его педагогическая и учебная деятельность, по словам А. В. Чаянова, положила начало русской агрономической школе. По его предложению при обществе была открыта первая отечественная Земледельческая школа для подготовки агрономов. Он был ее директором с 1822 по 1828 г. По его инициативе было развернуто распространение сельскохозяйственных знаний в Сибири и других районах страны. На опытных полях школы изучались различные системы земледелия: выгонная, плодопеременная и др.
Пятитомный труд М.Г. Павлова «Курс сельского хозяйства» долгое время служил капитальным руководством, по которому учились многие поколения русских агрономов.
После смерти М.Г. Павлова кафедру сельского хозяйства занял ЯЛ. Линовский. Заведовал кафедрой всего два года, очень рано погиб, но оставил серьезные труды по агрохимии. Среди них книга «Критический разбор мнений ученых об условиях плодородия земли, с применением общего вывода к земледелию» (1846 г.). Кроме этого он написал два тома «Беседы о сельском хозяйстве», где изложил свои рекомендации земледельцам.
После работ Ю. Либиха химию стали считать наукой, которая сможет решить все вопросы. Полагали, что одна она призвана разрешить вопрос плодородия почвы. Будучи еще молодым ученым, Я.А. Линовский возвысил свой голос против одностороннего увлечения в сельском хозяйстве химией. Он писал: «Вся теория, все учение Либиха относительно производительности земли состоит в том, что она зависит от количества и качества, находящихся в ней разных растворимых неорганических солей». Либих «перешел к последней крайности и стал утверждать, что земля и навозы вовсе почти не со-
230 ______________________ 6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.
действуют к умножению органической материи, находящейся в растениях, а это совершенно противоречит всем известнейшим физиологическим наблюдениям, и еще более - вековой опытности хозяев». Я.А. Линовский справедливо замечает: «Хотя соли и другие минеральные вещества, разбрасываемые по полям, могут значительно содействовать к возвышению производительности почв, но они недостаточны для того, чтобы пропитать собою растения, чтобы вполне уловить их развитие; нужно чтобы сверх того почва содержала известную примесь органических материй, чтобы она находилась под соответствующим влиянием внешних деятелей природы, а именно: воздуха, воды и теплоты». И далее: «Как ни силилась химия, но она не могла проникнуть в тайну плодородия почв, не успела еще разорвать всех тех завес, за которыми далеко от нас скрывается истина». Он рекомендует: «Подвергнуть землю соответствующему действию воздуха, воды, теплоты и навозов, т. е. уметь разрыхлить ее, удержать в ней нужную для развития растений влажность, нагреть и удобрить ее - вот предмет занятий земледельца, вот в чем состоит весь секрет хозяйства» (Линовский Я.А., 1846).
Критика Я.А. Линовского, направленная против одностороннего увлечения химией была глубоко научна и справедлива. Это понял впоследствии и Ю. Либих. Когда он впервые применил минеральные удобрения, урожаи сельскохозяйственных культур в Германии возросли в несколько раз. Казалось, что найдено средство непрерывного их повышения - стоит лишь увеличивать нормы удобрений. Однако скоро пришло разочарование. Нормы удобрений увеличивали, а урожай дальше не поднимался или даже падал. Причина этого - забвение почвенной физики и биологии.
Неожиданно, возрождению интереса к физике почвы способствовали микробиологи. В микробиологических исследованиях была показана исключительная роль для развития микроорганизмов водного, воздушного и теплового режимов почв, а значимость микробиологических процессов для плодородия почв четко обозначилась уже тогда.
Крупный вклад в развитие отечественной агрохимии внес А.П. Людоговский (1840-1882). Он работал вместе с И.А. Стебутом и Д.И. Менделеевым. Им были сформулированы принципы построения зональных систем применения удобрений, дифференцирования их в зависимости от агрохимических свойств почв и возделываемых культур. Для черноземной зоны наиболее эффективными были фосфорно-калийные удобрения при сочетании с органическими. А.П. Людоговский участвовал в создании первой оригинальной сельскохозяйственной энциклопедии «Настольная книга для русских сельских хозяев» (1875-1876 гг.). Впервые в истории сельскохозяйственной науки А.П. Людоговский попытался выделить из системы земледелия как ее составную часть систему полеводства. Севооборот, по его мнению, выражает характер только системы полеводства и подчинен только ей. Он классифицировал системы земледелия по так называемым основным признакам: по степени интенсивности, способу восстановления плодородия