Формирование и развитие системного подхода

Вопросы темы

К УПРАВЛЕНИЮ

СИСТЕМНЫЙ И СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

Проверочные тесты по теме 5

Контрольные вопросы по теме 5

1. В чем заключается сущность процессного подхода к управлению?

2. Что представляет собой функция управления? Какие основные функции управления Вы знаете?

3. Опишите содержание основных функций управления?

4. Что такое связующие процесс в организации? Какие связующие процессы организации Вы знаете?

5. В чем состоит особенность процессного подхода к управлению качеством?

1. _________ управления - это особый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть этого процесса.

А. метод, Б. структура, В. функция, Г. система

2. К основным видам управленческих функций не следует относить…

А. комбинированные, Б. конкретные, В. специальные, Г. общие

3. Согласно теории менеджмента к конкретным функциям управления процессами в организации нельзя отнести управление…

А. сбытом, Б. производством, В. прибылью, Г. маркетинговыми исследованиями

4. К основным характеристикам функций управления в менеджменте относится:

А. обособленность функций друг от друга

Б. непредсказуемость результата выполнения работ при реализации функции

В. значительный объем работ в рамках одной функции

Г. однородность содержания работ в рамках одной функции.

5. Вид управленческой деятельности, обеспечивающий согласованное взаимодействие всех управленческих действий и функций, бесперебойность и непрерывность процесса управления, называется:

А. планированием, Б. организацией, В. контролем, Г. координацией,

6. К основным функциям управления организацией относится…

А. побуждение, Б. планирование, В. обмен информацией, Г. имидж

7. Направление или вид управленческой деятельности, характеризующейся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами, в теории менеджмента называется термином…

А. «принцип управления»

Б. «задача управления»

В. «функция управления»

Г. «функциональное подразделение организации»

8. К конкретным функциям управления ресурсами в организации не относится функция управления …

А. запасами, Б. информацией, В. финансами, Г. маркетингом.

9. Необходимость планирования как общей функции менеджмента состоит в определении…

А. информационных потоков

Б. методов менеджмента

В. принципов менеджмента

Г. конечных и промежуточных целей

10. Функция управления, имеющая целью сформировать управляющую и управляемую подсистемы, установить рациональные связи между ними, называется:

А. проектирование, Б. планирование, В. контроль, Г. организация.

11. Сохранение режима функционирования хозяйственной системы составляет сущность:

А. планирования, Б. контроля, В. мотивации, Г. координации, Д. регулирования, Е. корпоративности.

6.1. Формирование и развитие системного подхода

6.2. Сущность системного подхода

6.3. Принципы и аспекты системного подхода

6.4. Становление и развитие ситуационного подхода

6.5. Сущность ситуационного подхода

6.6. Применение ситуационного подхода в управлении организацией

Системный подход сформировался в середине ХХ столетия. В неявной простейшей форме системный подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда отдельные науки занимались накоплением и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания.

Само слово «система» появилось в Древней Греции 2000 - 2500 лет назад и означало сочетание, организм, устройство, организация; союз, упорядоченность и целостность естественных объектов.

В науке на протяжении длительного времени основные подходы к изучению объектов были связаны с двумя методологическими аспектами. Первый аспект, начиная с древнейших времен, выражал элементаризм (его крайняя форма - механистический атомизм); второй аспект - это варианты концепции целостности.

Элементаризм исходил из убеждения, что во всяком явлении необходимо отыскать его первооснову, поэтому проблема сложности есть проблема сведения сложного к простому, целого к части, исходному простому элементу. В противоположность этому концепция целостности исходила из невозможности сведения сложного к простому, а целого к части. Эта концепция предполагает наличие у целостного объекта таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям.

Постепенно стала осознаваться недостаточность не только элементаристского и противоположного ему целостного подхода, но и самого способа мышления, заключенного в эти рамки. Это осознание нашло наиболее полное выражение в теории познания И. Канта (1724 - 1804) и всей немецкой классической философии. Эта новая логика мышления все более ориентировалась на поиск внутренних «механизмов» жизни и развития объектов.

Важный шаг на пути совершенствования принципов научного мировоззрения был связан с расширением и углублением представлений о причинности. В сфере естествознания первым конкретным выражением обновления принципов подхода к объекту изучения явилось создание статистической физики, опирающейся на вероятностный принцип. Вслед за физикой статистические методы исследования начали распространяться и в других областях знания, в том числе и в социальных науках. Разработкой статистических методов завершилось формирование предпосылок системного подхода.

В первой половине ХХ века наука вынуждена была переосмыслить многие фундаментальные понятия и выработать ряд новых, адекватных, появившимся научным данным.

Осуществляется переход к изучению сложных систем практически во всех областях знаний. Изучение квантово-механических систем в физике (Бор, Резерфорд, Зоммерфельд и др.); появление теоретической биологии (Дарвин, Геккель, Мендель, Мечников, и др.); развитие социологии как реакция на усложняющийся социум (Парето, Сорокин, Вебер, Дюркгейм и др.), экономики (Кондратьев, Кейнс и др.), и многих других отраслей знания привели к переосмыслению понятий «система», «организация», «изменчивость», «устойчивость», «причинность», «взаимодействие».

Формирование «системности» как научно-прикладной дисциплины относится к середине 40-х годов ХХ века. Некоторые исследователи считают, что движущей силой ее возникновения и развития стал конфликт новых мощных технологий и невозможность управления ими при помощи накопленного ранее управленческого опыта. Разработка, широкое применение и популяризация методов дисциплины считается заслугой знаменитой RAND Corporation, ставшей первой в мире «фабрикой мысли», теоретики и специалисты которой выполнили ряд основополагающих работ в этой области, а также практически применили системную методологию в Министерстве обороны и других ведомствах и компаниях США. Именно среди ее работ нужно искать первоисточники по таким методам, как моделирование систем, нелинейное и динамическое программирование, использование методов «Дельфи», «Монте-Карло», и т.д.

Впервые рассмотрел организацию социальной системы американский исследователь Честер Бернард. Ч. Бернард сформулировал следующие основные функции менеджмента: определение целей организации, поддержание связи между ее элементами и обеспечение эффективного функционирования элементов, что составляет основу функционирования социальных систем.

Представителем системного подхода является Питер Друкер – выдающийся современный теоретик в области менеджмента. По мнению П. Друкера только после выработки целей организации можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. До него со времен А. Файоля определяющими были функции и процесс.

С позиции управления производственными коллективами особое значение приобретает «школа социальных систем» (конец XIX - 60-e годы ХХ в.), которая рассматривает как комплексную систему любую социальную организацию. Основными задачами анализа социальных систем являются мотивы поведения человека в обществе, выявление его целевой ориентации, система стимулов, личная власть, чувство своего соответствия занимаемому месту в социуме. В основе анализа социальных процессов лежат экономико-математические методы, теория игр, теория информации и т.д.

Однако возникновение системного метода как особого способа исследования многие относят ко времени Второй мировой войны и наступившему мирному периоду. Тогда ученые столкнулись с проблемами комплексного характера, которые требовали учета взаимосвязи и взаимодействия многих факторов в рамках целого.

Согласно новому подходу, мир предстал в виде огромного множества систем самого разнообразного конкретного содержания и общности, объединенных в единое целое - Вселенную.

В развитии системных исследованийможно выделить несколько этапов.

В 1920-е гг. в СССР вышла книга А. А. Богданова «Всеобщая организационная наука» (тектология), явившаяся исторически первым вариантом общей теории систем. Система(или комплекс) у А. Богданова не просто множество, это динамический комплекс, который можно рассматривать как процесс,имеющий циклическое развитие. При этом проводится четкое различие между организацией и структурой. Под организациейпонимается совокупность процессов ее составляющих, а структураесть особое пространственное представление этой совокупности.

Введение А.А. Богдановым процессуальноговзгляда на организацию сложных систем, предполагающего все большую полноту функционального использования их свойств и структур, дало новый импульс системным исследованиям. А.А. Богданов подчеркивал, что только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность систем.

С именем А. Богданова связана также целенаправленная разработка организационных структур на основе предсказания будущих направлений их развития, в первую очередь развития в кризисных ситуациях. Сохранение и развитие целостности системы тесно связаны с процессами самообновления и самоорганизации.

В 1930-е гг. идея системного подхода и построения общей теории систем была возрождена в работах Людвига фон Берталанфи и других зарубежных исследователей. В 1930 -1940-е гг. в СССР идеи системности были развиты в трудах В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского.

Философ Л. фон Берталанфи построил общую теорию систем, сформулировал модель открытой системы. По Л. фон Берталанфи, система – это комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой.

Общая теория систем у Л. Берталанфи выступает в двух смыслах. В широком - как основополагающая, фундаментальная наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и конструированием систем. В узком смысле - как теория, стремящаяся вывести из общего определения системы как комплекса взаимодействующих элементов понятия, относящиеся к организации в целом (взаимодействие, сумма, централизация, и т.д.), и применяющая их к анализу конкретных явлений. Прикладная область общей теории систем включает, согласно Берталанфи, системотехнику и исследование операций.

К 1950-м гг. относят начало развития кибернетики, основоположником которой признан Н. Винер (1958). Выходят в свет труды У.Р.Эшби, О. Ланге и других авторов, связанные с проектированием автоматизированных систем управления.

Появление кибернетики как науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в технических системах, живых организмах и обществе является самым значительным шагом в формировании идей системного метода. В ней наиболее отчетливо виден новый подход к исследованию различных по конкретному содержанию систем управления.

Впервые было ясно показано, что процесс управления с самой общей точки зрения можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности алгоритмов, или точных предписаний, посредством которых осуществляется достижение поставленной цели. Практической реализацией информационных идей управления стало развитие компьютерной техники и современных методов информационного моделирования систем.

В 1960 - 1980-е гг. были продолжены оригинальные концепции общей теории систем, имеющие собственный математический аппарат. Этот этап отмечен трудами А. Уемова, М. Месаровича, А. Берга, Н. Амосова, В.Глушкова и других отечественных ученых.

Исследователь М. Месарович утверждал: «Общая теория систем должна быть настолько общей, чтобы охватить все различные уже существующие конкретные теории. В связи с этим она должна быть достаточно абстрактной, чтобы ее термины и понятия могли быть интерпретированы в каждой из наиболее узких областей» [12].

Известна также теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным, рассматривающая деятельность организма в целом, как единую систему. Согласно теории функциональных систем центральным системообразующим фактором каждой функциональной системы является результат ее деятельности. Анализ истинных закономерностей функционирования раскрывает скорее механизм «содействия» компонентов целого, чем их «взаимодействие», т.е. система обладает эмерджентностью.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что системные исследования в XX веке прошли определенный путь своего становления. Применение системного подхода повышает эффективность организации и управления сложными системами, к которым относится и коммерческая деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: