Сокровищница Атрея – микенская гробница

Впрочем, о восточных влияниях на микенскую культуру свидетельствуют гробницы, составившие важнейшую главу ее искусства.

В конце XVII-XVI веке до н.э. для умерших микенских владык высекали глубокие прямоугольные могилы в скале - «шахтовые» захоронения. Первый круг таких усыпальниц, окруженный двойным рядом вертикально поставленных плит, был открыт внутри акрополя. Второй круг гробниц был обнаружен за городскими стенами.

С конца XVI века до н.э. началось сооружение купольных гробниц – толосов. Монументальные толосы XV- XIV веков до н.э. не уступали в своей грандиозности дворцам и крепостным стенам.

Наиболее известная из этих гробниц названа «сокровищницей Атрея». Греки верили, что это сооружение – хранилище несметных богатств легендарных царей Пелопса, Атрея и его сына Агамемнона. Гробница была врезана в холм, к ней вел открытый проход – дромос, длиной 36 м и шириной 6 м. Десятиметровой высоты вход перекрывала монолитная глыба, весившая около ста тонн. Когда-то его украшали полуколонны из зеленного камня и облицовка из красного порфира, покрытая спиральными узорами. Вход из дромоса в камеру был устроен также, как в «Львиных воротах», над горизонтальной плитой перекрытия было оставлено свободное пространство – ложный свод, закрытый плитой с рельефами. Внутри гробницы – круглое помещение диаметром в 14,5 м, было перекрыто куполообразным каменным сводом высотой в 13,2 м. Прежде чем воздвигнуть такое перекрытие, строителям пришлось располагать ряды каменной кладки так, чтобы каждый следующий ряд слегка нависал над нижним. Круги кладки, постепенно сужаясь кверху, образовывали ложный свод. Добиваясь более совершенного декоративного эффекта, строители стесали уступы кладки внутри помещения и украсили кровлю бронзовыми позолоченными розетками. «Сокровищница Атрея» оставалась самым большим сводчатым сооружением древности до постройки римского Пантеона (II в.н.э.).

10. Акрополь Тиринфа.

Хорошо сохранился и изучен акрополь Тиринфа. Тиринф был расположен на холме, возвышавшемся на 20 м над окружающей местностью. Его стены, сложенные из каменных блоков размерами от 1 до 3 м и массой до 12 тонн, также как в Микенах, имели земляное заполнение между двумя рядами каменной кладки, что объясняло их толщину 7-8 м. Подлинная высота стен неизвестна, сохранившиеся фрагменты достигали 11-17 м. В некоторых местах стены расширялись в бастионы и над ними возвышались башни, охраняющие подступы к крепости. На южной и восточной стороне крепости, внутри циклопических стен, были проложены узкие галереи, крытые ложными стрельчатыми сводами из выступающих один над другим слоёв кладки. В эти галереи выходил ряд камер в виде казематов, служивших, вероятно, местом хранения запасов провианта. Главный вход в город находился на восточной стороне крепости. Здесь, войдя в узкие ворота (ширина их около 3 м), можно было пройти коридором в первый крепостной двор. Далее пропилеи вели на первый парадный двор, откуда вторые пропилеи раскрывали проход во внутренний главный двор, на который выходили приемные и жилые покои базилевса. Второй, запасной, тайный ход размещался на западной стене, под бастионом. Он не имел дверей, но был надежно защищен господствующими над ним башнями, с городом его соединяла длинная и крутая лестница. От этого входа путь к главному помещению дворца — к мегарону— шел через всю крепость.

11. Крепость в Тиринфе. Сводчатая галерея внутри крепостной стены. XIV-XIII вв. до н.э.

От первоначального дворцового комплекса сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворцы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.

Главным зданием акрополя был мегарон, выходивший своим портиком во двор, окруженный колоннадой. двор был покрыт плитами рыжевато-желтого цвета. Стены двора были побелены, и по ним шел широкий фриз с фресковой живописью в зелено-голубой гамме. Входные колонны большого мегарона тоже были раскрашены. В целом дворцовый ансамбль Тиринфа контрастировал с серо-бурыми стенами акрополя, сливавшимся с цветом скалы, на которой он стоял. В системе вхождения на акрополь, в появлении Больших и Малых пропилей, которые вели к мегаронам, уже намечалась дальнейшая линия развития акрополей, которая была доведена до своего апогея в классический период Древней Греции в Афинах.

Раскопки последнего времени позволили изучить еще один город Арголиды – Пилос, где удалось обнаружить остатки большого дворца. Дворцы микенского типа, а также предметы ремесла из городов Арголиды были обнаружены археологами в других районах Пелопоннеса, на Кикладских островах, на Крите, в южной Италии, на малоазийском побережье, в районе будущего Милета. Другими словами, микенская культура имела широкий ареал распространения, что говорило о ее силе и самобытности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: