Информационный блок:
Народная педагогика - совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Конкретные цели воспитания воплощались в образе идеального человека («добрый молодец», «девица-умница» и др.) в виде добродетелей: честности, порядочности, благочестия, физической силы, мужества, стойкости и др. Термин впервые употребил К.Д.Ушинский (1864). Принципы народной педагогики: гуманизм, связь воспитания с трудом, непрерывность и преемственность, опора на фольклор, цикличность, наглядность и др. Средства воспитания: труд и обучение ремеслу; устное народное творчество; художественные народные промыслы; народные обычаи, обряды и традиции; игры, танцы, хороводы. Методы воспитания у восточных славян: наказ, совет, внушение, пример, игра, предостережение, благословение, клятва, приучение, испытание, соревнование, осуждение, угроза, проклятие и др.
|
|
Таблица 9.
Система школ в Киевской Руси
Тип школы (обучения) | Контингент | Содержание образования |
Школа на дому у священника | Для детей бедных родителей | Счет, письмо, счет, чтение Часослова и Псалтыря |
Мастер грамоты | Для детей небогатых родителей | Чтение и письмо по церковным книгам, заучивание наизусть церковных служб и их проведение |
Школы учения книжного при княжеских дворах | Школы повышенного типа для детей знати | Обучение грамоте, религии, чтение азбуковников, переписывание книг |
Монастырские школы | Для желающих получить профессиональные навыки в живописи, пении и т.д. | Обучение книжному, иконописному, певческому искусству |
Контрольный блок:
1. Составьте словарь по теме:
Азбуковники, домострой, изборник, книжник, мастера грамоты, школы «учения книжного».
2. Заполните таблицу 10 «Педагогические памятники Древней Руси и Русского государства»:
Педагогический памятник | Автор | Дата | Содержание |
Поучение кн. Вл. Мономаха детям | |||
Изборник Святослава | |||
Слово о полку Игореве | |||
Пчела | |||
Домострой | |||
Послание Геннадия |
3. Разгадайте кроссворд:
1. Государство, оказавшее огромное влияние на систему воспитания в Древней Руси. 2. Главный очаг обучения и воспитания на Руси. 3. Лицо духовного звания, занимавшееся перепиской книг. 4. Одна из двух древнейших славянских азбук, легшая в основу русского и белорусского алфавитов. 5. Материал для письма в Новгородской земле. 6. Название рукописной учебной книги. 7.Имя византийца Златоуста. 8. Язык богослужения, литературы и школы в Киевской Руси. 9.Памятник педагогической литературы, содержавший изречения, афоризмы философского и педагогического содержания. 10. Подворье (кроме церковного и монастырского), где создавались училища на Руси. 11.Имя одного из братьев, создателей славянского алфавита. 12. Название педагогического памятника ХП века
|
|
4. Выберите правильный ответ
1. Первые учителя на Руси назывались:
А) педагоги, б) мастера грамоты в) дидаскалы, г) наставники
2. Первые школы учения книжного появились на Руси:
а) 900 г. б) 898 г. в) 988 г. г) 980 г.
3. Произведения с педагогической направленностью на Руси назывались:
А) сборники б) поучения в) уставы г) легенды
4. Князь, оставивший завещание детям в виде нравственного кодекса поведения (12 в.):
А) Ярослав Мудрый б) Владимир Мономах в) Святослав г) Александр Невский
5. Материал для письма в Древней Руси:
А) восковые дощечки б) бумага в) береста г) глиняные дощечки
6. Год принятия христианства на Руси:
А) 970 б) 988 в) 900 г. г) 1000
7. Вторая ступень обучения на Руси называлась:
А) школа учения книжного б) семь свободных искусств в) училище г) монастырская школа
8) Название подросткового возраста на Руси:
А) чадо, б) отрок, в) пестушка г) дитя