Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине Х1Х в

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики Х1Х в.

Информационный блок:

Таблица 18

Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци

Содержание элементарного образования Задачи воспитания Пути и средства
Физическое воспитание физическое развитие ребенка, подготовка его к труду естественная домашняя гимнастика, игры, строевые занятия, походы, экскурсии
Трудовое воспитание овладение основными приемами и культурой труда работа в поле, на прядильных и ткацких станках, “азбука умений”
Нравственное воспитание развитие нравственных чувств, выработка навыков поведения и нравственного сознания любовь к ближнему и доброта к окружающим
Умственное воспитание развитие познавательных способностей, умения логически мыслить   овладение чтением, счетом, письмом, сообщение сведений из географии, истории, естествознания

Таблица 19

Воспитательная система, предложенная И. Ф. Гербартом

Цель воспитания Содержание воспитания Задачи Средства методы
Воспитание нравственного человека 1.Воспитывающее обучение Воспитание интересов Возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания
2.Нравственное воспитание Формирование воли и характера будущего члена общества 6 способов: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий
3.Управление Приучение к порядку Угроза, надзор, приказ, запрет, наказание, включение детей в деятельность и др.

Контрольный блок:

1. Дайте определение следующих понятий: дидактические правила, дидактическая система, развивающее обучение, воспитывающее обучение, теория элементарного образования, академия, гимназия, нравственное воспитание.

2. Заполните таблицу 20 «Западноевропейские классики педагогики»:

Педагог Концепция (теория, система) Цель воспитания Задачи воспитания Возрастная периодизация Принципы обучения и воспитания
Я. А.Коменский          
Дж.Локк          
И.Г.Песталоцци          
И.Ф.Гербарт          
Ф.А.В.Дистервег          

3. Кому из известных педагогов принадлежат следующие высказывания?

«Школа без дисциплины, что мельница без воды» (---------).

«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (---------).

«Просвещение дает человеку достоинство и раб немедленно почувствует, что он не рожден для рабства» (----).

«Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть –– добрыми или злыми, полезными или нет –– благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми» (----).

«Воспитание развивает лишь то, что дала природа: развивает добрые задатки, заглушает плохие» (-----).

«Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо» (-----).

«Школы, где главную роль играют учитель и книга – никуда не годятся» (----------).

«Человек – мое имя, немец - прозвище» (---------).

«Плохой учитель сообщает истину, хороший – учит ее находить» (---------)

«Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога- ходить, рука- хватать, но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить» (----------).

4.Решите кроссворд:

                       
                     
                   
           
             
                     
                 
                     
                       
                 
                     
                       
                 
                         
                     

1. Понятие, введенное в психологию Гербартом. 2. Раздел педагогики, в развитие которого внес крупный вклад Коменский. 3. Тип средней школы, предложенный Коменским для детей обучения 12-18 лет. 4. Форма обучения по Коменскому. 5. Место, где будущий джентльмен должен получать образование.6. Религиозное учреждение, где Песталоцци открыл приют. 7. Страна, где зародились идеи Просвещения. 8. Деятель Просвещения, сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. 9. Известный швейцарский педагог, последователь Руссо. 10. Немецкий философ, психолог, педагог, профессор Кенигсбергского университета. 11. Воспитание, следующее за природой человека, сообразующееся с возрастными особенностями ребенка. 12. Один из разделов процесса воспитания по Гербарту. 13. Первая ступень обучения в теории Гербарта. 14. Вид образования, сторонником которого был И.Ф.Гербарт. 15. Немецкий педагог, издававший педагогический журнал «Рейнские листки…»?

5. Выберите правильный ответ:

1. Основоположник учения о ступенях обучения:

а/ Дистервег б/ Гербарт в/ Фребель г/ Песталоцци

2. Немецкий педагог, получивший за свою деятельность почетное звание «учитель немецких учителей»:

а/ Гербарт б/ Ратке в/ Дистервег г/ Штурм

3.Западноевропейский педагог, предпринявший на практике попытку соединить обучение с производительным трудом:

а/ Песталоцци б/ Руссо в/ Дистервег г/ Базедов

4. Автор возрастной периодизации, определивший для каждого возрастного периода тип учебного заведения:

а) Базедов б) Руссо в) Дидро г) Коменский

5. Основоположник метода «естественных последствий»:

а) Песталоцци б) Руссо в) Локк г) Гельвеций

6. Классик педагогики, с чьим именем связывается введение понятия «воспитывающее обучение»?

а) Дистервег б) Гербарт в) Коменский г) Песталоцци

7. Основоположник теории элементарного образования

а) Песталоцци б) Фребель в) Руссо г) Гербарт

8. Труд И.Ф.Гербарта:

А) Очерк лекций по педагогике б) Лебединая песня в) Руководство к образованию немецких учителей г) Об образовании человеческого характера.

Информационный блок:

Таблица 21

Система образования в России в нач. Х1Х века

Учебные округа Типы учебных заведений Цель Учебный план Сроки обучения
Московский Петербургский Харьковский Казанский Виленский Дерптский Приходское училище Подготовка к уездному училищу. Дать детям низших сословий религиозное воспитание и начатки наук: навыки чтения, письма, счета. Закон Божий, чтение, письмо, нравоучение, арифметика 1 год
Уездное училище Подготовка к поступлению в гимназию. Дать детям непривилегированных свободных сословий необходимые познания Закон божий, география, история, российская грамматика, физика, технология, рисование, геометрия 2 года    
Гимназия Подготовка к университету. Преподавание наук, необходимых для благовоспитанного человека Языки (нем, франц, латынь), география, история, статистика, словесность, поэзия, математика, физика, теория коммерции 4 года
Университет Подготовка чиновников для гос. службы Отделения: нравственно-политических наук, словесное, физико-математическое, медицинское 4 года
Академии (военная, артиллерийская, инженерная и др.      

Контрольный блок:

1. В левую колонку вставьте правильную дату из правой колонки:

Дата Событие в образовании Возможные варианты
  Открытие Царскосельского лицея 1848, 1802, первая четверть Х1Х века, 1836, 1833, 1804, 1811
  Принятие университетского устава, который давал автономию университетам
  Провозглашение новой политики в сфере просвещения, основанной на внедрении начал православия, самодержавия и народности
  Оформление университетской системы
  Создание Министерства народного просвещения
  Создание Горы-Горецкого земледельческого института
  Указ о введении преподавания на русском языке во всех учебных заведениях на белорусских землях

2. Сравните реформы образования в России в первой половине Х1Х века:

Реформа Причины реформы Задачи Содержание Позитивные результаты Отрицательные последствия
1802-1804 гг.     А) в области среднего образования   Б) в области высшего образования    
1828 г.            

3.Выберите верный ответ:

1. Какая книга стала основным учебным пособием для русской школы в конце ХУШ века?

а/ Российская грамматика б/ О должностях человека и гражданина в/ Закон Божий г) История государства Российского

2. В каком году в России было создано Министерство просвещения?

а/ 1800 б/ 1789 в/ 1802 г/ 1825

3. На сколько учебных округов была разделена Российская империя по Уставу 1804 года?

а/ 4 б/ 6 в/ 8 г/ 5

4. Кто из российских министров просвещения был автором концепции развития просвещения на основе «православия, самодержавия и народности»?

а/ Делянов б/ Игнатьев в/ Уваров г/ Толстой

5. В каком учебном заведении России на изучение древних языков отводилось 40 % учебного времени?

а/ университет б/ классическая гимназия в/ дворянский институт г) лицей

6.В чье царствование указом (1840) было запрещено употребление слова «Белоруссия»?

а/ Павла 1 б/ Александра 1 в/ Николая 1 г) Александра П

7. В каком белорусском городе была создана первая учительская семинария (1840):

а/ Минск б/ Орша в/ Могилев г/ Витебск

8.В дореволюционной России священнослужители готовились:

а/ на теологических факультетах университета б/ в духовных семинариях в/ православных академиях г) приходских школах

9. Какой университет был закрыт после подавления восстания в 1830- г.?

а/ Варшавский б/ Виленский в/ Ягеллонский г/ Дерптский

10. Первая земледельческая школа в России была создана в 1840 г.:

а/ Горках б/ Киеве в/ Москве г/ С-Петербурге

4. Решите кроссворд:

                       
                       
                   
             
                         
                         
                 
                         
               
               
                 
               

1. Глава учебного округа. 2. Сподвижник Александра 1, один из организаторов реформ начала Х1Х в. 3. Тип средней школы по Уставу 1804 г. 4. Тип сословного учебного заведения для дворян. 5. Польский магнат, попечитель Виленского учебного округа. 6. Политика, проводимая царизмом на белорусских землях. 7. Тип школы для детей низших сословий. 8. Учебное заведение, стоявшее во главе учебного округа. 9. Город, в котором располагался Ришельевский лицей. 10. Министр просвещения, обосновавший новую политику в области просвещения – «православие, самодержавие, народность». 11. Страна, взятая за образец при реформе системы российского просвещения. 12. Известный русский поэт, выпускник Царскосельского лицея

5. Подготовьте сообщения на тему:

«Школьная система в Виленском учебном округе»,

«Виленский университет в первой половине Х1Х века»,

«Школьная политика царизма на белорусских землях».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: