Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине ХIХ века

Информационный блок:

Яснополянская школа - в 1859—1862 начальная школа, открытая Л. Н. Толстым в его усадьбе Ясная Поляна для крестьянских детей окрестных деревень. Кроме Толстого, в ней работали 4 учителя. Я. ш. состояла из младшего и старшего классов, каждый с двумя отделениями. Обучение было бесплатным и совместным. Я. ш. вошла в историю как опытно-педагогическое заведение, в котором обучение строилось на основе активности, самодеятельности и творческой инициативы детей, уважения личности ребёнка, учёта его интересов. Кроме преподавания русского языка и арифметики, с детьми велись беседы по истории, естествознанию, на этические темы, занятия гимнастикой, пением, рисованием, столярным и с.-х. трудом, проводились экскурсии. Всё это выдвинуло Я. ш. в число передовых народных школ 60-х гг. 19 в. Наличие в школе полной свободы детей в выборе видов занятий вне твёрдого учебного расписания являлось отражением идей свободного воспитания.

Таблица 22.

Система народного образования по Н.И.Пирогову (проект)

Ступени Школа Типология
  Элементарная (начальная) школа Единая (2 года)
  Неполная средняя школа Классическая прогимназия (4 года) Реальная прогимназия (4 года)
  Средняя школа Классическая гимназия (общеобразовательный характер) 5 лет Реальная гимназия (прикладной характер) 3 года
  Высшая школа Университет Высшие специальные учебные заведения

Контрольный блок:

1.Заполните таблицу 23 «Русские педагоги Х1Х в.»

Автор Род занятий Педагогическое сочинение
    «Наш друг»
    «Русский Букварь»
    «Азбука», «Новая азбука»
    «Родное слово», «Детский мир»
    «Вопросы жизни»
    «О значении авторитета в воспитании»
    «Школа и жизнь»
    «Педагогические воззрения белорусского народа»

2. Заполните таблицу 24 «Педагогические труды К.Д.Ушинского»

Произведение Год издания Жанр Аннотация Адресат
Родное слово        
Детский мир        
Человек как предмет воспитания        
О пользе педаго-гической литературы        
О народности в общественном воспитании        

3. Заполните пробелы:

В 1840 г. поступил на … факультет Московского университета. После окончания университета в возрасте 23 лет получил назначение в … лицей, где исполнял обязанности профессора камеральных наук. В 1849 году после обвинения в неблагонадежности был отстранен от работы. В 1854-1859 гг. работал в Гатчинском сиротском институте преподавателем … языка. В 1859 г. получил должность инспектора классов в … институте. В 1860-61 гг. редактор «Журнала … … …». В 1862-1867 гг. жил за границей, где изучал постановку женского образования. Среди педагогического наследия центральное место занимают учебники для начальной школы, по которым русский язык изучало не одно поколение школьников.

4. О каком известном педагоге второй половины Х1Х века идет речь? Педагог, методист, деятель народного образования (1834-1883). Работал в Министерстве юстиции. Принял активное участие во введении земского самоуправления, в котором занимался педагогической деятельностью. За пять лет открыл 70 земских народных школ. Создал новый тип дешевой школы при одном учителе, разработал план занятий, учебные пособия, методические руководства для учителя. В его школу в селе Нескучном приезжали молодые учителя со всей России для знакомства с новой системой обучения. Автор работ «Русская начальная школа», «Наш друг», «Наше школьное дело» и др.

5. Разгадайте кроссворд:

                 
                   
                         
                       
                         
             
                 
                   
                         
                 

1. Организатор Яснополянской школы. 2. Великий русский педагог, отстаивавший идею народности воспитания. 3. Факультет, который закончил Н.И.Пирогов в Московском университете. 4. Представитель революционно-демократической мысли, критиковавший Пирогова за непоследовательность в вопросе о физических наказаниях учащихся. 5. Лицей, в котором работал Ушинский после окончания университета. 6. Что послужило причиной прекращения педагогической деятельности Л.Н.Толстым в 1862 г.. 7. Последователь К.Д.Ушинского, теоретик и практик начального обучения, руководил летними курсами и съездами учителей. 8. Русский педагог, издававший «Энциклопедию семейного воспитания». 9. Высшие женские курсы (1870), отличавшиеся высоким уровнем образования. 10. Организатор первых воскресных школ в России.

6. Подготовьте сообщения на тему:

«Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского»,

«Дидактика К.Д.Ушинского»,

«Педагогические взгляды Н.И.Пирогова»,

«Яснополянская школа Л.Н.Толстого».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: