Тема 12.Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре

Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие

Тема 11. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы

Тема 10. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени

Раздел IV. Право и художественная литература

Тема 9. Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского

В 1859 г. П. И. Чайковский завершил свое юридическое образование в самом престижном училище правоведения в Петербурге и был назначен на государственную службу в Департамент министерства юстиции. Юридическая практика, несомненно, повлияла на формирование мировоззрения великого композитора. Б. В. Асафьев называл «Шестую симфонию» П. И. Чайковского «трагическим документом эпохи». В творчестве П. И. Чайковского нашли отражение проводимые в 60-х гг. XIX в. реформы. Ведущей темой этого периода была борьба за свободу личности и право на счастье. Несомненно и то, что он явился продолжателем заложенных М. И. Глинкой основ русской классической музыки.

В 1885 г. композитор написал два музыкальных произведения, посвященных юристам: «Песнь правоведов» и «Марш правоведов». В них особое значение придается таким качествам специалиста-правоведа, как бескорыстность, честность, справедливость при исполнении должностных обязанностей.

Гомер в своих бессмертных произведениях Илиада и Одиссея впервые изобразил институты государства и права, которые выходят из недр первобытнообщинного строя. Логограф Лисий, судебный оратор Демосфен, поэты-трагики Эсхил, Софокл, Эврипид, комедиограф Аристофан, писатель Плутарх и другие античные авторы включали в свои произведения вопросы права, судоустройства и судопроизводства. Их произведения послужили источником восстановления системы права и судов Афинского государства и судебного процесса. Афинское право послужило важнейшим источником великого римского права. Афинский суд – гелиэя – являлся органом государственной власти, обладавшим функцией надзорной инстанции (по отношению к судам союзных городов-государств), законопроект становился законом только после рассмотрения его в коллегии судей (семи номофетов), наделенных правом «вето», рассматривал гражданские и уголовные дела. Судебные речи, составленные Лисием, представляют собой образцы краткой, доступной и емкой речи. Речи Демосфена, судебного оратора, написаны живым и простым языком, наполнены жизненной драмой, раскрывают социальные противоречия общества и проникнуты верой в правовую справедливость и закон. Обращаясь к гражданам, он говорил, что закон также нуждается в защите, как и гражданин.

Возникновение новых буржуазных отношений во Франции отразилось в творчестве французских просветителей. К концу XVIII в. французская буржуазия сосредоточила в своих руках все материальные ресурсы общества. Революция 1789 г. сменила общественный и государственный строй, установила буржуазное право и правосудие.

Бурное развитие капиталистической системы хозяйствования, возникновение новых товарно-денежных отношений исторически правдиво раскрываются в монументальном цикле Оноре де Бальзака «Человеческая комедия», в произведениях Чарльза Диккенса, Сомерсета Моэма, Теодора Драйзера и др. Особенно яркоисточники первоначального накопления капитала и возникновения рынка труда описаны в новелле Проспера Мериме «Таманго», в которой показывается, что с XVI по XIX в. именно Африка становится рынком сырья и сбыта, рынком трудовых ресурсов мировой капиталистической системы хозяйствования.

Бальзак в своих маленьких произведения «Полковник Шабер», «Дело об опеке», «Темное дело» освещает практику ведения судебного процесса. Раскрывает не только профессиональные тайны ведения дел, но и пробелы действующего законодательства, нравственное лицо судей, прокуроров, адвокатов.

Ф. М. Достоевский в своих всемирно известных произведениях «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. отразил социально-правовые проблемы России второй половины XIX в.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский раскрывает психологию преступника, рисует картину внутреннего развития преступления от возникновения замысла до его совершения. Наряду с этим, он ярко изобразил деятельность следователя-психолога, знатока душ человеческих. Писатель показывает сущность и природу прав и привилегий дворянства, поднимает вопросы судопроизводства, следствия и судебной ошибки.

Л. Н. Толстой анализирует психологию преступника и социальные корни преступления в повести «Крейцерова соната», в драме «Власть тьмы».
В произведениях «Воскресение», «Живой труп» он вскрывает недостатки судопроизводства, нравственное и духовное убожество служителей правосудия, формализм и равнодушие, отсутствие сострадания у членов суда, прокуроров, присяжных заседателей к участникам процесса. Вместе с тем, Л. Н. Толстой пишет специальные статьи «Новый суд в его приложении», «Письмо студенту о праве», «Не могу молчать» и др., в которых затрагивает вопросы права, правосудия и законности. В статье «Стыд» писатель клеймит практику телесных наказаний крестьян.

А. П. Чехов тоже нередко обращается к проблемам российского судопроизводства, следственной практики, ведения судебных дел в рассказах: «Злоумышленник», «Даша на охоте», «Шведская спичка», «Мертвое тело», «Ночь перед судом», «Суд», «Следователь», «Сонная одурь» и др. Сахалин и его принудительная колонизация за счет ссыльных и их каторжного труда, проводимая царским правительством, изображается в специально написанной им книге «Остров Сахалин», которая косвенно повлияла на проведение реформы в России в области каторги и ссылки. В 1893 г. произошли отмена телесных наказаний, изменение закона о браке ссыльных, создание детских приютов, отмена вечной ссылки и пожизненной каторги.

М. Е. Салтыков-Щедрин выделялся среди русских писателей своей острой сатирой, направленной не только на критику существующих порядков в управлении и суде, но и на упразднение и замену этих порядков. С помощью эзопова языка М. Е. Салтыков-Щедрин бичевал отживший механизм устройства государственной власти феодального государства, права и правосудия.

В его рассказах «Надорванные», «Губернские очерки», «В остроге» показывается всевластие чиновника, следователя, судьи. Неправедный суд
М. Е. Салтыков-Щедрин связывал с феодальным законом, с его бездействием. Крепостная зависимость народа от чиновника совпадает с крепостной зависимостью крестьян от помещиков. Закон существует в виде «переплетенных книг, стоящих в шкафу». В произведении «Помпадуры и помпадурши» губернатор произносит символическую фразу: «Либо закон, либо я». Пореформенное правосудие изображается не с лучшей стороны в произведениях «Истории одного города», «Дневник провинциала в Петербурге», «Господа ташкенцы». Деятельность присяжных ограничивается, а полицейские начала в правосудии усиливаются («Злонамеренный пескарь»). Писатель с горькой улыбкой замечает, что «совокупность несовершенных улик влечет к совершенному доказательству».

Независимость судей, провозглашенная Судебными уставами 1864 г., уравновешивалась перспективой повышения в чинах, наградами и материальной зависимостью судей от органов власти. Эзопов язык позволил писателю все назвать своими именами: пескарь, хищники, Ловкачевы и др.

А. Н. Островский после окончания университета семь лет проработал в суде и знал о дореформенных судебных порядках не понаслышке. В своих пьесах он заклеймил дикие формы насилия богатого над бедным, невежество и лихоимство чиновников, бюрократизм всего государственного аппарата, продажность и зависимость судей от привилегированных классов, волокиту и взяточничество в судах. В пьесах «Доходное место», «Горячее сердце», «Лес», «Волки и овцы» и др. А. Н. Островский выступает обличителем чиновничьего «царства» и правосудия того времени.

Египетские пирамиды олицетворяли собой незыблемость власти фараона, стоящего над обществом. Жрецы выработали идеологию божественного происхождения власти фараона. Она сосредоточивалась в одной семье и передавалась по наследству. Фараон объявлялся собственником всей земли, верховным правителем государства, верховным законодателем, верховным судьей, верховным главнокомандующим, верховным жрецом. Идея божественного происхождения самого фараона формировала представления о незыблемости и вечности его власти. Материальное отражение этой идеи и нашло свое воплощение в грандиозном строительстве пирамид Джосера, Хеопса и Хефрена.

Парфенон, в отличие от древнеегипетских пирамид, олицетворял совершенно иную идеологию и иное общественное и государственное устройство – демократическую республику, источником власти в которой являлся народ (его свободная часть). Главная идея государства – свобода афинских граждан. Свобода экономическая, идеологическая и политическая.
В соответствии с этим создаются и органы власти: законодательная, исполнительная и судебная. Судебная власть в лице суда – гелиэи – обладала самостоятельностью и независимостью от других ветвей государственной власти.

Строительство Парфенона и стало материальным воплощением идей свободы и демократии. Грандиозность сооружения, однако, не подавляет своей монументальностью личность, а, напротив, раскрывает ее дарования и способности. Множество колонн, окружающих Парфенон, символизируют образ народа, поддерживающего основу государства и являющегося источником законной власти. Изящные барельефы, украшая фриз Парфенона, изображают историю борьбы Афинского государства за демократическое устройство.

Римские базилики – величественные здания, построенные для осуществления правосудия. Римский форум всегда рассматривался как место правосудия. В эпоху ранней республики суд вершился под открытым небом, прямо на площади, на ступеньках храмов. Процесс проходил гласно и открыто. Во II в. после изобретения цемента стали строить общественные здания – базилики – для торговой и судебной деятельности. Стены базилик украшались изображениями морских богов и нимф, а внутри помещений устанавливались покрытые яркой позолотой статуи богов – покровителей права и справедливости, придавая интерьеру пышность и торжественность. Сохранившиеся арки залов судебных заседаний и сегодня выглядят более чем внушительно: 24 м в высоту и 20,4 м в ширину. В Британии, например, римляне построили базилику длиной 152 м, совмещавшую функции ратуши и суда.

Москва и Кремль – эти два слова имеют глубоко символичное значение для россиян. Исторически сложилось, что Кремль – это материальное и духовное воплощение государственности. Из глубины веков идет традиция укрепления статуса Московского Кремля как резиденции правителей Великой державы.

Величественный Московский Кремль – уникальный памятник истории России, свидетель становления российской государственности. Здесь решались вопросы престолонаследия, заседала Боярская дума, проводились церковные соборы. И сейчас Кремль остается центром политической жизни современной России.

Лучшим образом правосудия до сих пор считается мифологический образ богини Фемиды, созданный гениальными греками. Статуя Фемиды и сегодня символизирует идею верховенства права, независимости и беспристрастности судей, воспитывая в человеке качества справедливости, честности, неподкупности, чувства достоинства и целостности личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: