УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для заочной формы обучения
Разделы и темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары (практи-ческие занятия) | Самостоя-тельная работа | |
2-й семестр | ||||
Введение | ||||
Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура | – | |||
Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры | ||||
Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры | – | |||
Раздел II. Право и изобразительное искусство | ||||
Темы 3–4. Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи. Отражение правосудия в изобразительном искусстве | – | |||
Темы 5–6. Исполнение уголовных наказаний в творчестве зарубежных и отечественных художников. Художественное отображение в живописи преступления, наказания и внесудебной расправы | – | – | ||
Раздел III. Идеи права и музыка | ||||
Тема 7. Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в. | – | – | ||
Темы 8–9. Отображение проблем права и государства в эпических произведениях М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского | – | – | ||
Раздел IV. Право и художественная литература | ||||
Темы 10–11. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы | – | |||
Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие | ||||
Тема 12. Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре | – | – | ||
Зачет | ||||
Итого за семестр | ||||
Итого по дисциплине (2 зачетные единицы) |
Право и история художественной культуры тесно взаимосвязаны между собой, что проявляется в единстве процессов развития духовной жизни общества, отражающих объективную реальность. Право не может существовать само по себе – оно активно воздействует на все стороны общественных отношений: экономику, политику, идеологию, художественную культуру. В свою очередь, право испытывает влияние других сфер общественных отношений, в том числе художественной культуры: архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и литературы.
|
|
Дисциплина «Право и история художественной культуры» выполняет ряд важных функций мировоззренческого и методологического характера. Она обобщает, систематизирует и углубляет профессиональные знания будущих правоведов, расширяет их научный кругозор и повышает общий уровень культуры. Это помогает индивиду выбрать правильный ориентир духовных ценностей, позволяющий успешно реализовать себя в общественной жизни и профессиональной деятельности.
|
|
Данная учебная дисциплина помогает расширить не только знания о правовом воспитании и правовой культуре, но и через призму истории художественной культуры развивать у студентов научные интересы, выработать комплексное представление об обществе, праве и государстве, а также о методах и средствах решения практических задач правоприменительной практики.
Учебный курс состоит из пяти разделов. В первом разделе рассматриваются общие вопросы взаимосвязи права и искусства, влияние образов художественной культуры в живописи, музыке и литературе на правовое воспитание и правовую культуру общества в целом и юридического сообщества в частности. Второй раздел посвящен проблемам права и правосудия, нашедшим отражения в изобразительном искусстве. Третий раздел раскрывает проблемы отражения в музыкальном искусстве политико-правовых идеалов конкретной эпохи. Четвертый раздел затрагивает вопросы формирования общественного мнения о праве, законности и правосудии в художественной литературе. Пятый раздел показывает политическое значение архитектурного и скульптурного искусств, в рамках которых были созданы символы и образы государственной власти и правосудия.
Таким образом, содержание курса включает в себя пять разделов, объединенных в двенадцать тем, которые изучаются по следующей системе:
· предметно-проблемная лекция;
· самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;
· самостоятельная работа по изучению памятников архитектуры, полотен живописи, произведений музыки и литературы;
· подготовка докладов и сообщений, написание рефератов, выполнение заданий по самостоятельной работе;
· закрепление изучаемого материала на семинарских занятиях.
Перед проведением лекции необходимо составить план лекции, продумать методику чтения лекции, с целью доступности иллюстративного материала использовать цветные слайды, компьютерные технологии. Студентам следует дать рекомендации по конспектированию излагаемого материала и организации самостоятельной работы по его закреплению.
В лекциях, посвященных идеям о праве и правосудии в музыке, необходимо использовать воспроизведение музыкальных произведений в аудио- или видеозаписях и по возможности вокально-инструментальными средствами.
В лекциях о художественной литературе, в которой представлена юридическая тематика, отбираются наиболее характерные, значимые для достижения цели спецкурса произведения. При этом студентам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с наиболее поучительными и яркими первоисточниками. Возможна организация встреч студентов с современными писателями, обращающимися в своих произведениях к юридическим темам.
В лекциях (как и на семинарах) об отражении права в изобразительном искусстве (живопись, художественная графика, скульптура) необходимо использовать цветные диапозитивы (слайды) с репродукциями изучаемых произведений.
Для проведения семинарских занятий преподаватель заранее задает вопросы домашнего задания. При обсуждении докладов и проблемных вопросов необходимо отметить положительные стороны и обратить внимание на неточности или ошибки, подвести итоги семинарского занятия, сообщить тему следующего занятия, поставить конкретные вопросы, указать основную и рекомендованную литературу для ее изучения. Подготовленные студентами рефераты по отдельным вопросам семинара обсуждаются в середине семинарского занятия.
|
|
Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять
не менее 20 % аудиторных занятий.
В целях контроля над успеваемостью студентов преподаватель может провести самостоятельную работу в форме тестирования или контрольной работы. На семинарах преподаватель может проводить контроль в форме индивидуального собеседования с отдельными студентами, выявляя их ошибки, и давать рекомендации по рассматриваемым вопросам и ответам.