Семинарское занятие №3

Домашнее задание.

Задание №3. Работа со скороговорками.

Обработка результатов тестирования

Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от обще­го числа.

Если она колеблется в пределах от 70 до 100% (18 и более утверждений) - Вы плохой собеседник. Вам необходимо рабо­тать над собой и учиться слушать.

Если она колеблется в пределах 40-70% (10-17 утверждений) - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и Вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

Если отмеченные ситуации колеблются в пределах 10-40% (4-9 утверждений) - Вас можно считать хорошим собеседником, но иногда Вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарай­тесь вежливо повторить его высказывания, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи, и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

Если Вы набрали 0-10% (до трех высказываний) - Вы отлич­ный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Задание №2. «Как я услышал…»

Цель: тренировка навыков общения,активного слушания, способности слушать и слышать партнера по общению.

Ход опыта. Выберете себе партнера. Расскажите о каком-то событии, произошедшем с вами и оставившим у вас сильное впечатление (5-7 предложений). После того как рассказ окончен, ваш партнер должен сообщить, как он понял эту историю, начиная пересказ фразой «Как я услышал...». Важно, чтобы на этом этапе тот, кто рассказывает, не вносил никаких добавлений, суждений или интерпретаций. Он должен понять, а не анализировать или оценивать. В то же время он должен пересказывать своим языком, а не просто повторяя рассказ слово в слово.

На следующем этапе рассказчик оценивает, насколько точен пересказ. Если обнаружились какие-то искажения, он повторяет историю, и слушатель должен еще раз передать, как теперь он понял сообщение.

Достигнув максимально возможного понимания рассказанной истории, партнеры меняются местами. После того как оба партнера несколько раз проделали работу, необходимо обсудить следующие вопросы:

1.Оказавшись в роли слушателя, насколько точно с первого раза вы сумели понять содержание прозвучавшего рассказа?

2. Оказавшись в роли рассказчика, что вы чувствовали, когда ваш партнер пытался понять вас?

3. Что для вас было наиболее и наименее сложно, когда требовалось понять рассказ своего партнера?

4. Сравните полученные ощущения при выполнении задания с вашим повседневным опытом общения.

Цель: совершенствование речевого аппарата, совершенствование дикции.

Ход опыта: перед вами скороговорки. Произносить скороговорку сначала надо медленно, преувеличенно четко. Затем постепенно наращивать темп, все время следя за правильностью произношения всех звуков. Примеры скороговорок:

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, Лавру на Фрола навру.

- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

- Купи кипу пик и т.п.

Укажите, какое из утверждений верно, а какое нет.

Величина межличностной дистанции зависит от вида общения.

В отличие от среднеазиатских стран прикосновение в России играет большую роль в коммуникации.

Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, - защитная позиция или негативное состояние человека.

О неуверенности, волнении говорят неопределенные, хаотичные жесты, интенсивность жестикуляции.

Выберите правильный вариант ответа:

Свидетельства уверенности в себе: а) редкие, но уверенные жесты; б) твердое рукопожатие;

в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой; г) все ответы верны.

6. Официальная дистанция, расстояние между начальником и подчиненным составляет: а) от 45 до 120 см.; б) от 120 до 400 см.; в) 200-250 см.; г) все ответы неверны.

7. Отношение с окружающими в значительной мере зависит от нашей самооценки:

а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;

б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинством членов коллектива;

в) адекватная самооценка затрудняет общение;

г) все ответы неверны.

После выполнения задания сравните свои ответы их с верными ответами:

1) верно, 2) не верно, 3) верно, 4) верно, 5) г, 6) б, 7) г.

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.

2. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. – М., 1995.

Дополнительная литература:

1. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М ., 1997.

3. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. – М., 1999.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М., 2001.

5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.

Тема: Общение как взаимодействие.

Цель: рассмотреть интерактивную сторону общения.

Основные понятии: межличностное взаимодействие, уровни общения, координация, взаимопонимание, согласование, межличностные ритуалы, совместимость.

Теоретическая часть:

1. Структура межличностного взаимодействия.

2. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.

3. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре.

4. Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

Практическая часть:

Задание №1. «Просьба».

Цель: развитие умений интерактивного общения.

Ход опыта: Задание выполняется в парах. Один член группы с помощью неречевых средств общения (жестов, мимики, поз и др.) передает информацию с просьбой выполнить какое – либо действие. Воспринимающий неречевые средства общения должен расшифровать содержание переданной информации.

В процессе выполнения упражнения обучаемые меняются ролями, а затем партнерами.

Задание 2. Игра «Кораблекрушение». Моделируется ситуация, в которой могут проявить­ся такие стили поведения участников, как кооперация или напори­стость. Суть игры — в выработке единого ранжированного списка пред­метов, обсуждение которого может носить характер конструктивного или деструктивного конфликта (спора).

Группа делится на две-три подгруппы, в каждой из которых заранее выбирается представитель от команды. В задачи этого человека входит: фиксировать выработанный в ходе обсуждения групповой список пред­метов и аргументы, принятые большинством группы. В процессе спора студенты наблюдают за собой и другими участниками, чтобы опреде­лить преобладающие у каждого стратегии взаимодействия в конфликт­ной ситуации.

По окончании формирования групповых списков представителям от команд предлагается сначала охарактеризовать тот стиль взаимодейст­вия, который доминировал при обсуждении в их команде. После этого представители от команд выходят к доске и начинают создавать общий список, стараясь отстоять мнение, выработанное в собственной под­группе.

Остальные члены подгрупп не должны вмешиваться в процесс обсу­ждения. В их задачи входит определение стратегий взаимодействия в си­туации спора, а также наблюдение за общением выступающих с точки зрения анализа вертикальной составляющей межличностного взаимо­действия:

• выбранных позиций и пристройки к позициям друг друга;

• используемых вербальных и невербальных средств оформления за­нятой позиции.

Домашнее задание:

1. Какие характеристики взаимодействия позволяют нам считать, что один из партнеров реализует «пристройку сверху» или «пристройку снизу»?

2. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая меж­личностного взаимодействия?

Какой способ регулирования конфликта является наиболее продук­тивным?

Задание 1. Сравните, как реагируют на сокращение дистанции при одних и тех же обстоятельствах (например, в лифте или перед доской объявлений) ваши знакомые, близкие и малознакомые люди. Просле­дите, какие физические барьеры они используют для сохранения дис­танции.

Задание 2. Ознакомьтесь с классификацией манипуляторов в кон­цепции Э. Шострома и проанализируйте, для каких типов манипуля­торов характерна «пристройка снизу».

Домашнее задание:

3. Какие характеристики взаимодействия позволяют нам считать, что один из партнеров реализует «пристройку сверху» или «пристройку снизу»?

4. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая меж­личностного взаимодействия?

Какой способ регулирования конфликта является наиболее продук­тивным Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Сравните, как реагируют на сокращение дистанции при одних и тех же обстоятельствах (например, в лифте или перед доской объявлений) ваши знакомые, близкие и малознакомые люди. Просле­дите, какие физические барьеры они используют для сохранения дис­танции.

Задание 2. Ознакомьтесь с классификацией манипуляторов в кон­цепции Э. Шострома [5] и проанализируйте, для каких типов манипуля­торов характерна «пристройка снизу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: