Практическое занятие № 5.
Тема: Проблема конфликта в социальной психологии.
Цель: рассмотреть основные характеристики конфликтов, стратегии поведения в конфликте.
Основные понятия: конфликт, функции конфликта, конфликтующая сторона, конфликтная ситуация.
Теоретическая часть:
1. Основные характеристики конфликтов.
2. Содержательная сторона конфликта.
3. Реагирование на конфликтное поведение.
4. Стратегии и тактики поведения в конфликте.
5. Стратегии разрешения конфликтов в разных культурах.
6. Особенности этнических конфликтов.
Практическая часть:
1. Ситуативная игра «Аэропорт».
2. Упражнение-игра «Выигрыш».
3. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К.Томас).
4. Упражнение «Конфликт внутри нас».
5. Упражнение «Личность в конфликте».
6. Ролевая игра «Разрешение конфликтов».
7. Анализ конкретных ситуаций по конфликтному поведению.
Домашнее задание:
Приведите примеры классификаций конфликтов:
- по Н. Ф. Вишняковой;
- В. И.Курбатову;
|
|
- В.И. Андрееву.
От чего зависит выбор стратегии разрешения крнфликта?
В чем суть конструктивного подхода в стратегии сотрудничества?
Выделите наиболее эффективную, на ваш взгляд, технику позитивного поведения в конфликте?
. Назовите содержательные моменты в предупреждении конфликта?
Тема: Проблема группы в социальной психологии.
Цель: рассмотреть проблему группы в социальной психологии; определить основные характеристики группы и типы стихийных групп.
Основные понятия: композиция, структура группы; групповые процессы, групповые ценности, система санкций.
Теоретическая часть:
1. Проблема группы в социальной психологии.
2. Основные характеристики группы. Классификация групп.
3. Содержание и структура психологии большой социальной группы.
4. Социальные классы и слои. Психологические особенности этнических групп.
5. Гендерные и возрастные группы.
Основная литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.
2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 2003.
3. Штомпка П. Социология социальных измерений. – М., 1996.
4. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. – СПб., 2003.
Дополнительная литература:
1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2006.
2. Московиси С. Общество и теории социальной психологии. – М., 2004.
3. Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. –М., 2001.
Практическая часть:
Изучение конформности как социально-психологического явления.
Формы работы: работа в микрогруппах, групповое обсуждение, информирование преподавателя.
Процедура проведения: студентам для обсуждения в микрогруппах предлагаются ситуации, описывающие различные проявления конформного поведения. Они знакомятся с ситуацией и отвечают на вопросы, данные в задании. Затем каждая микрогруппа представляет свое видение (оценку) ситуации остальным студентам. Преподаватель предлагает найти все признаки, объединяющие предложенные ситуации. В результате формулируется определение конформности, осознаются и формулируются причины конформного поведения.
|
|
Задание 1 (первая ситуация). В американском колледже наступил день вручения дипломов. Церемония проводилась очень торжественно, собралось много родственников и друзей. По условленному знаку 400 выпускников колледжа встали, чтобы выслушать слова президента колледжа: «...тем самым я присуждаю каждому из вас степень бакалавра со всеми сопутствующими ей правами и привилегиями». Речь окончилась, 25 новоиспеченных выпускников из первого ряда выстроились в очередь за дипломами. А остальные 375 нервничали, думая про себя: «Было ли сказано, что теперь нужно сесть и ждать своей очереди?» И ни один не сел. Время шло. Половина первого ряда уже получила свои дипломы. А толпа, стоящая позади, застыла, как завороженная. Но в голове каждого из стоящих метались мысли: «До нашего ряда очередь может дойти только через полчаса... Мы загораживаем обзор зрителям, сидящим сзади... Почему никто не садится?» И по-прежнему ни один не сел. Прошло еще две минуты. Человек, управляющий церемонией, чьи команды студенты игнорировали на репетиции, подбежал к первому ряду и сделал легкую отмашку садиться. Ни один человек не сел. Тогда он подошел к следующему ряду и громко скомандовал: «Сесть!» Через две секунды 375 спасенных блаженствовали на стульях.
Вопросы:
• Объясните, чем вызвано поведение выпускников колледжа.
• Почему при значительном разнообразии индивидуальностей внутри этой большой группы поведение было настолько единообразным?
• Было ли принято этими студентами сознательное решение вести себя подобным образом?
• Расскажите, как эти люди выглядят в ваших глазах.
Могут быть сделаны следующие выводы:
• влияние толпы стирает индивидуальные различия;
• в толпе происходит «размывание» ответственности;
• в данном случае описывается проявление «бездумной конформности» (бессознательное конформное поведение).
Задание 2 (вторая ситуация). Василий добровольно вызвался участвовать в эксперименте по перцептивным суждениям. Он заходит в комнату вместе с четырьмя другими участниками, и экспериментатор показывает всем карточку с отрезком прямой (отрезок X). Одновременно для сравнения он показывает другую карточку с тремя отрезками (отрезки А, В, С). Задача Василия — определить, какой из трех отрезков ближе всего по длине к отрезку X.
Решение представляется Василию на удивление легким. Совершенно очевидно, что правильное решение — это отрезок В, и когда наступит черед Василия отвечать, он, конечно, именно его и назовет. Но сейчас не его очередь — молодой человек перед ним внимательно смотрит на рисунки и выбирает отрезок С. Раскрыв рот, Василий смотрит на него с недоумением. «Как ему могло прийти в голову назвать С, когда любому дураку ясно, что должно быть В? — спрашивает себя Василий. — Он или слеп, или спятил».
Тем временем наступает очередь второго участника, и он тоже выбирает отрезок С. Василий начинает ощущать себя Алисой в Стране чудес. «Что происходит? — продолжает он пытать себя, — неужели они оба слепы или сошли с ума?» А тут и третий участник выбирает отрезок С. И Василию ничего другого не остается, как еще раз внимательно приглядеться к отрезкам. «Может быть, единственный сумасшедший здесь — это я?» — бормочет про себя Василий. Четвертый участник тоже считает, что правильный ответ — это С. Наконец наступает очередь Василия. «Конечно С! — заявляет Василий. — Я с самого начала знал, что это С» [2].
|
|