История развития этики

Формирование деловой этики в

Цели и задачи дисциплины

Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:

а) овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производст-венной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;

б) выработка умений и навыков изменения психологических со­стояний того или иного субъекта путем применения специаль­ных психологических технологий.

На этой основе обеспечивается, например:

· поддержание ус­тойчивости, стабильности организаций, рабочих групп;

· совер­шенствуются методы подбора и использования персонала;

· раз­решаются внутри- и межгрупповые конфликты;

· вырабатываются способы оптимизации морально-психологи-ческого климата в коллективах;

· определяются методы стимулирования труда, спо­собы психо-логической защиты от стрессовых ситуаций и т. д.


Тема 2,3:

«ИСТОРИЯ И ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

различных культурах»

План:

1. ВВЕДЕНИЕ. История развития этики

2. Функции морали, её место в жизни общества

3. Этика общечеловеческая и этика профессиональная

4. Этические принципы и нормы в деловых отношениях

5. Хартия корпоративной и деловой этики

Источники различий в моральных представлениях кроются в многообразии религиозных, эстетичес­ких, правовых, политических позиций людей, принадлежащих к различным культурам, определен-ным социальным слоям, а также в экономическом статусе людей.

Мораль помогает различать в деятельности положительное и отрицательное, добро и зло. Требования морали возникают постепенно, вычленяясь из бо­лее ранних способов регуляции: обычаев, ритуалов, запретов-табу. Эти новые требования опираются на более высокий уровень осознания не только деятельности, но и ее социальных послед­ствий.

Неисполнение адре­суемого личности требования порождает чувства тревоги, вины, страха, негодования, стыда. Эти чувства сопровождают негатив­ную оценочную деятельность личностью своих поступков. В то же время безукоризненное исполнение норм порождает чувство уве­ренности в своей правоте, гордости, самоуважения, что усилива­ет результативность позитивной деятельности.

Нормы морали первобытного общества выступают в гораздо боль­шей взаимосвязи с другими социальными нормами. Они соответствуют слаборазвитым общественным отношениям, примитивному обществен­ному сознанию. Однако было бы неправильно недооценивать вклад родового общества в дело формирования простых норм нравственнос­ти, таких, как любовь к родной земле; уважение к близким и сопле­менникам; почтение к старшим; верность в дружбе; взаимопомощь; храбрость, ставших ориентирами в жизнедеятельности людей в последующие времена.

Появление рабства было обусловлено тем, что был достигнут такой уровень развития производительных сил, при котором люди смогли производить продуктов больше, чем было необходимо дляихсуществования.

Это было обусловлено следующим:

· разделением труда,

· разви­тием техники и технологии,

· появлением прибавочного продукта,

· возникновением частной собственности,

· формированием классов рабов и рабовладельцев.

Военнопленные или обнищавшие соплемен­ники превращались в частную собственность. Рабы использовались как рабочая сила, не имели собственности, даже семьи, рассматривались как говорящие орудия и были вне морали господствующих классов.

Рабовладельцы поощряли у рабов такие качества как покорность, услужливость, трудолюбие, преданность, но считали их плутами, лентяями, ворами, опасными бунтарями. Однако и в сре­де рабов были те, кто отличался достаточно высокими моральными качествами, кто стремился обрести свободу и боролся за это.

Наличие рабства оказывало деморали­зующее влияние на все общество: и на рабов, и на хозяев. Некоторые рабы в целях облегчения своего зависимого положения и в надежде стать вольноотпущенниками были готовы на любые аморальные поступки не только по отношению к себе подоб­ным, но и по отношению к хозяевам.

Однако не всё рабо­владельческое общество аморально. В сре­де свободных людей со средним достатком были распространены:

· уважи­тельное отношение к собственности,

· добросовестное отношение к гражданскому долгу,

· трудолюбие,

· благожелательное отношение к ближнему,

· умеренность,

· уважение к старшим и т.д.

· бережливость,

· стремление к выгоде,

· хозяйственность,

· скромность, взаимовыручка.

На закате Римской империи царят произвол и коррумпированность властей, невозможность честными средствами улучшить свое благо­состояние, неуверенность в завтрашнем дне.

Попытки отыскать рациональное объяснение норм морали исчерпывают себя. Люди ищут такое объяснение в ве­ре в чудо. Это состояние умов стало благодатной почвой для распространения христианства с его религиозным обоснованием морали. Христианская мораль, постепенно распространяясь, заво­евывает умы людей. Идеалы христианства о братстве, равенстве, взаимном спасении, соседствующие с идеями непротивления злу насилием, всепрощения, покорности, отразили пассивный протест против угнетения неимущих, обездоленных слоев Римской империи.

Падение Римской империи, становления феодализма. Львиная доля собственности, в т. ч. крестьяне, при­надлежат феодалам, государству и церкви.

Закабаленное положение кресть­ян, телесные наказания, бесчеловечное право продавать крестьян (в России), отрывая их от родных и близких, от привычного уклада жизни, накладывало печать на нравы крестьян. Страх быть наказанным, проданным другому еще более жестокому помещику прививал молчаливую покорность.

Несмотря ни на что, крестьяне сохраняли такие моральные качества как правдивость, доб­росовестное отношение к труду, любовь к родине и родной земле, бережливость, честность, готовность нести общественные тяготы, взаимопомощь, уважительное от­ношение к старшим, равенство в отношениях землепользования, круговая порука, жила мечта о свободной жизни, без насилия и страха, росло осознание несправедливости крепостно­го права.

Моральные нормы феодалов, дво­рян, соответствовали их господствующему положению в обществе и требовали в рамках сословия доблести, мужества, верности, составляющих главное содержание рыцарской чести.

Что касается других слоев феодального об­щества, то верность слову не распространялась на взаимоотношения с крестьянами, купцами, ростовщиками. Среди простых тружеников города высоко це­нится сметливость, предприимчивость, верность принятым на се­бя обязательствам, добрососедство, милосердие. Морали средневекового общества находилась под влиянием христианской религии, уравнивающей всех верующих независимо от их социального статуса и имущественного положения перед Богом и перед нравственными заповедями Священного писания. Исповедь и причастие были средством корректи­ровки нравственных устремлений людей. Однако церкви не удалось воспрепятствовать аморализ­му, имевшему широкое распространение не только среди городско­го, но и среди сельского населения. Сами священнослужители не всегда в своем образе жизни демонстрировали образцы добродете­ли, что находило осуждение среди добропорядочных людей.

Изменения в ходе буржуазных револю­ций ХVII-ХVII вв. в европейских странах обусловило смену морали.

Буржуазные революции прохо­дили под лозунгами свободы, равенства и братства. Однако мораль буржуазного общества содержала в себе глубокое противоречие между ханжески провозглашаемыми добродетелями и реальными нравами:

· хищническое накопи­тельство,

· скупость и скаредность,

· лицемерие, зависть,

· мошенни­чество,

· казнокрадство.

Владение собствен­ностью еще не гарантирует наличие у человека нравственных доб­родетелей. В то же время они обращали внимание на разрушитель­ное воздействие на личность нищеты, бесправия, угнетения.

Одним из пропагандируемых идеалов была добродетельная беднос­ть. Многим казалось, что по-настоящему добродетель­ными могут быть лишь люди, лишенные собственности – пролетарии.

Однако позже время развеяло эти иллюзии. Бедность, а тем более нищета не в состоянии обеспечить благородства нравов.

В нашей стране, пережившей острый кризис, русско-японскую войну (I904-I905), первую мировую (I9I4-I9I8), Октябрьскую революцию 1917 г., гражданскую войну, был взят курс на построение социализма, базирующегося на общественной, государственной собственности на средства производства.

Революционерам казалось, что преобразование отношений собственности на новых началах избавит общество от угнетения, несправедливости в распределении материальных и духовных благ и послужит средством исправления нравов. Однако это не осуществилось.

Бесчеловечные формы принуждения по отношению к рабочим и крестьянам, репрессии по отношению к сомневающимся и инако­мыслящим породили в нем атмосферу приспособленчества, подозри­тельности и страха.

Огромный урон нанесла Великая Отечественная вой­на I94I-I945 г.г. Погибли лучшие представители нашего народа. В то же время она продемонстрировала моральную стойкость и мужество народа, его решимость отстоять свободу и независимость Родины, восстановить разрушенное.

На фоне морального подвига народа существовали бюрократизм, взяточничество, лихоимство, казно­крадство, протекционизм и другие негативные явления.

Снижение стимулов к труду, уравниловка, неспособность руководства страной осущест­вить преобразование и обновление экономики привело к застою. Это сделало необходимым глубокое реформирование эконо­мики. Началась перестройка, внедрение рыночной экономики. С этим связывается не только рост в будущем общественного благосостояния, но и оздоровления нравственной жизни народа.

Наблюдая приметы нынешнего упадка нравов, было бы непра­вильно предаваться отчаянию. Это закономерно для переходного периода.

Молодёжь вместе со здоровыми силами общества должны сплотиться вокруг идеи возрождения России, реализовать свои потенциалы, раскрыть свои таланты, физические, духовные и нравственные силы на благо Родины.

2 Функции морали, её место в жизни общества

Ученые выделяют несколько основных функций морали:

· отра­жательную (отражает общественное бытие),

· информационно-коммуникативную (мораль содержит в себе знания о долж­ном и недолжном в поведении и передает эти знания людям),

· регулятивную (мораль об­ладает нормативным содержанием: нормами, принципами и идеала­ми, которые предписывают людям действовать согласно личным и общественным интересам и является фактором развития об­щества),

· цен­ностно ориентирующую (представле­ния о добре и зле, долге, справедливости, совести, чести, достоинстве и т. д. кри­терии оценки повседневных поступков людей),

· интегративную (средства объединения людей в социальные общности стано-вится возможным единообразие нрав­ственных отношений, нормативной системы общества как ценностного образования),

· воспитательную (хране­ние и передача нравственного опыта в семье, в школе, в производственных коллективах через общение, телеви­дение, литературу, радио, кино, искусство и т.д.

Формирование нравственного облика личности осуществляет­ся с помощью следующих методов:

· убежде­ние,

· принуждение,

· разъ­яснение,

· поучение,

· увещевание,

· одобрение,

· поощрение,

· порица­ние,

· предупреждение,

· постановка нравственных задач и др.

Важнейшей особенностью морали являетсято, что она прони­кает во все сферы образа жизни людей. Ее регулирующее воздей­ствие придает своеобразие экономической, политической и духов­ной сферам образа жизни общества.

Нарастание экономического неблагополучия людей находит свое отражение и в моральной жизни. Безработица, нищета, утра­та видов на будущее служат базой морального отчуждения, ниги­лизма, преступности, в том числе и экономической, алкоголизма, наркомании и других негативных явлений в жизни общества, кото­рые обусловливают упадок общественных нравов.

Важное значение мораль имеет и в политической жизни. В то время как моральное неприятие перемен в жизни общества способно стать тормозом и, наоборот, моральная поддержка и энтузиазм масс населения способствуют осуществлению любых реформ и укреплению власти.

Немаловажную роль играет мораль в правовых отношениях. Здоровая общественная мораль является базой для гуманных правовых установлений. Если между моралью и правом разгорается противоречие, когда юридические законы воспринимаются массами людей как антинародные, то правовую систему нужно реформировать.

Огромную роль мораль играет и в духовной жизни общества.

Здоровая моральная атмосфера - залог эффективной дея­тельности научных коллективов и учебных заведений.

Значительную роль играет здоровая мораль в сфере искусст­ва. Высокие моральные качества писателей, поэтов, художников, кинорежиссеров и артистов, соответствующее им отношение к твор­честву могут стать основанием для творения таких произведений, укрепляющих нравственные устои общест­ва. Деградировавшая в моральном отношении, художественная элита способна нанести боль­шой вред духовной жизни общества, пропагандируя насилие, жес­токость, мизантропию, т.е. человеконенавистничество, безответ­ственность в средствах обогащения и т.д. Ученые предупреждают, что осо­бенно опасно предоставление неограниченной свободы аморальным культуртрегерам в обществах, пораженных глубоким экономическим, политическим, и моральным кризисом. Когда моральные устои об­щества поражены коррозией, истончены и расшатаны, оно может впасть в состояние хаоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: