Формирование деловой этики в
Цели и задачи дисциплины
Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:
а) овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производст-венной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;
б) выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.
На этой основе обеспечивается, например:
· поддержание устойчивости, стабильности организаций, рабочих групп;
· совершенствуются методы подбора и использования персонала;
· разрешаются внутри- и межгрупповые конфликты;
· вырабатываются способы оптимизации морально-психологи-ческого климата в коллективах;
· определяются методы стимулирования труда, способы психо-логической защиты от стрессовых ситуаций и т. д.
Тема 2,3:
«ИСТОРИЯ И ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
различных культурах»
План:
1. ВВЕДЕНИЕ. История развития этики
2. Функции морали, её место в жизни общества
3. Этика общечеловеческая и этика профессиональная
4. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
5. Хартия корпоративной и деловой этики
Источники различий в моральных представлениях кроются в многообразии религиозных, эстетических, правовых, политических позиций людей, принадлежащих к различным культурам, определен-ным социальным слоям, а также в экономическом статусе людей.
Мораль помогает различать в деятельности положительное и отрицательное, добро и зло. Требования морали возникают постепенно, вычленяясь из более ранних способов регуляции: обычаев, ритуалов, запретов-табу. Эти новые требования опираются на более высокий уровень осознания не только деятельности, но и ее социальных последствий.
Неисполнение адресуемого личности требования порождает чувства тревоги, вины, страха, негодования, стыда. Эти чувства сопровождают негативную оценочную деятельность личностью своих поступков. В то же время безукоризненное исполнение норм порождает чувство уверенности в своей правоте, гордости, самоуважения, что усиливает результативность позитивной деятельности.
Нормы морали первобытного общества выступают в гораздо большей взаимосвязи с другими социальными нормами. Они соответствуют слаборазвитым общественным отношениям, примитивному общественному сознанию. Однако было бы неправильно недооценивать вклад родового общества в дело формирования простых норм нравственности, таких, как любовь к родной земле; уважение к близким и соплеменникам; почтение к старшим; верность в дружбе; взаимопомощь; храбрость, ставших ориентирами в жизнедеятельности людей в последующие времена.
Появление рабства было обусловлено тем, что был достигнут такой уровень развития производительных сил, при котором люди смогли производить продуктов больше, чем было необходимо дляихсуществования.
Это было обусловлено следующим:
· разделением труда,
· развитием техники и технологии,
· появлением прибавочного продукта,
· возникновением частной собственности,
· формированием классов рабов и рабовладельцев.
Военнопленные или обнищавшие соплеменники превращались в частную собственность. Рабы использовались как рабочая сила, не имели собственности, даже семьи, рассматривались как говорящие орудия и были вне морали господствующих классов.
Рабовладельцы поощряли у рабов такие качества как покорность, услужливость, трудолюбие, преданность, но считали их плутами, лентяями, ворами, опасными бунтарями. Однако и в среде рабов были те, кто отличался достаточно высокими моральными качествами, кто стремился обрести свободу и боролся за это.
Наличие рабства оказывало деморализующее влияние на все общество: и на рабов, и на хозяев. Некоторые рабы в целях облегчения своего зависимого положения и в надежде стать вольноотпущенниками были готовы на любые аморальные поступки не только по отношению к себе подобным, но и по отношению к хозяевам.
Однако не всё рабовладельческое общество аморально. В среде свободных людей со средним достатком были распространены:
· уважительное отношение к собственности,
· добросовестное отношение к гражданскому долгу,
· трудолюбие,
· благожелательное отношение к ближнему,
· умеренность,
· уважение к старшим и т.д.
· бережливость,
· стремление к выгоде,
· хозяйственность,
· скромность, взаимовыручка.
На закате Римской империи царят произвол и коррумпированность властей, невозможность честными средствами улучшить свое благосостояние, неуверенность в завтрашнем дне.
Попытки отыскать рациональное объяснение норм морали исчерпывают себя. Люди ищут такое объяснение в вере в чудо. Это состояние умов стало благодатной почвой для распространения христианства с его религиозным обоснованием морали. Христианская мораль, постепенно распространяясь, завоевывает умы людей. Идеалы христианства о братстве, равенстве, взаимном спасении, соседствующие с идеями непротивления злу насилием, всепрощения, покорности, отразили пассивный протест против угнетения неимущих, обездоленных слоев Римской империи.
Падение Римской империи, становления феодализма. Львиная доля собственности, в т. ч. крестьяне, принадлежат феодалам, государству и церкви.
Закабаленное положение крестьян, телесные наказания, бесчеловечное право продавать крестьян (в России), отрывая их от родных и близких, от привычного уклада жизни, накладывало печать на нравы крестьян. Страх быть наказанным, проданным другому еще более жестокому помещику прививал молчаливую покорность.
Несмотря ни на что, крестьяне сохраняли такие моральные качества как правдивость, добросовестное отношение к труду, любовь к родине и родной земле, бережливость, честность, готовность нести общественные тяготы, взаимопомощь, уважительное отношение к старшим, равенство в отношениях землепользования, круговая порука, жила мечта о свободной жизни, без насилия и страха, росло осознание несправедливости крепостного права.
Моральные нормы феодалов, дворян, соответствовали их господствующему положению в обществе и требовали в рамках сословия доблести, мужества, верности, составляющих главное содержание рыцарской чести.
Что касается других слоев феодального общества, то верность слову не распространялась на взаимоотношения с крестьянами, купцами, ростовщиками. Среди простых тружеников города высоко ценится сметливость, предприимчивость, верность принятым на себя обязательствам, добрососедство, милосердие. Морали средневекового общества находилась под влиянием христианской религии, уравнивающей всех верующих независимо от их социального статуса и имущественного положения перед Богом и перед нравственными заповедями Священного писания. Исповедь и причастие были средством корректировки нравственных устремлений людей. Однако церкви не удалось воспрепятствовать аморализму, имевшему широкое распространение не только среди городского, но и среди сельского населения. Сами священнослужители не всегда в своем образе жизни демонстрировали образцы добродетели, что находило осуждение среди добропорядочных людей.
Изменения в ходе буржуазных революций ХVII-ХVII вв. в европейских странах обусловило смену морали.
Буржуазные революции проходили под лозунгами свободы, равенства и братства. Однако мораль буржуазного общества содержала в себе глубокое противоречие между ханжески провозглашаемыми добродетелями и реальными нравами:
· хищническое накопительство,
· скупость и скаредность,
· лицемерие, зависть,
· мошенничество,
· казнокрадство.
Владение собственностью еще не гарантирует наличие у человека нравственных добродетелей. В то же время они обращали внимание на разрушительное воздействие на личность нищеты, бесправия, угнетения.
Одним из пропагандируемых идеалов была добродетельная бедность. Многим казалось, что по-настоящему добродетельными могут быть лишь люди, лишенные собственности – пролетарии.
Однако позже время развеяло эти иллюзии. Бедность, а тем более нищета не в состоянии обеспечить благородства нравов.
В нашей стране, пережившей острый кризис, русско-японскую войну (I904-I905), первую мировую (I9I4-I9I8), Октябрьскую революцию 1917 г., гражданскую войну, был взят курс на построение социализма, базирующегося на общественной, государственной собственности на средства производства.
Революционерам казалось, что преобразование отношений собственности на новых началах избавит общество от угнетения, несправедливости в распределении материальных и духовных благ и послужит средством исправления нравов. Однако это не осуществилось.
Бесчеловечные формы принуждения по отношению к рабочим и крестьянам, репрессии по отношению к сомневающимся и инакомыслящим породили в нем атмосферу приспособленчества, подозрительности и страха.
Огромный урон нанесла Великая Отечественная война I94I-I945 г.г. Погибли лучшие представители нашего народа. В то же время она продемонстрировала моральную стойкость и мужество народа, его решимость отстоять свободу и независимость Родины, восстановить разрушенное.
На фоне морального подвига народа существовали бюрократизм, взяточничество, лихоимство, казнокрадство, протекционизм и другие негативные явления.
Снижение стимулов к труду, уравниловка, неспособность руководства страной осуществить преобразование и обновление экономики привело к застою. Это сделало необходимым глубокое реформирование экономики. Началась перестройка, внедрение рыночной экономики. С этим связывается не только рост в будущем общественного благосостояния, но и оздоровления нравственной жизни народа.
Наблюдая приметы нынешнего упадка нравов, было бы неправильно предаваться отчаянию. Это закономерно для переходного периода.
Молодёжь вместе со здоровыми силами общества должны сплотиться вокруг идеи возрождения России, реализовать свои потенциалы, раскрыть свои таланты, физические, духовные и нравственные силы на благо Родины.
2 Функции морали, её место в жизни общества
Ученые выделяют несколько основных функций морали:
· отражательную (отражает общественное бытие),
· информационно-коммуникативную (мораль содержит в себе знания о должном и недолжном в поведении и передает эти знания людям),
· регулятивную (мораль обладает нормативным содержанием: нормами, принципами и идеалами, которые предписывают людям действовать согласно личным и общественным интересам и является фактором развития общества),
· ценностно ориентирующую (представления о добре и зле, долге, справедливости, совести, чести, достоинстве и т. д. критерии оценки повседневных поступков людей),
· интегративную (средства объединения людей в социальные общности стано-вится возможным единообразие нравственных отношений, нормативной системы общества как ценностного образования),
· воспитательную (хранение и передача нравственного опыта в семье, в школе, в производственных коллективах через общение, телевидение, литературу, радио, кино, искусство и т.д.
Формирование нравственного облика личности осуществляется с помощью следующих методов:
· убеждение,
· принуждение,
· разъяснение,
· поучение,
· увещевание,
· одобрение,
· поощрение,
· порицание,
· предупреждение,
· постановка нравственных задач и др.
Важнейшей особенностью морали являетсято, что она проникает во все сферы образа жизни людей. Ее регулирующее воздействие придает своеобразие экономической, политической и духовной сферам образа жизни общества.
Нарастание экономического неблагополучия людей находит свое отражение и в моральной жизни. Безработица, нищета, утрата видов на будущее служат базой морального отчуждения, нигилизма, преступности, в том числе и экономической, алкоголизма, наркомании и других негативных явлений в жизни общества, которые обусловливают упадок общественных нравов.
Важное значение мораль имеет и в политической жизни. В то время как моральное неприятие перемен в жизни общества способно стать тормозом и, наоборот, моральная поддержка и энтузиазм масс населения способствуют осуществлению любых реформ и укреплению власти.
Немаловажную роль играет мораль в правовых отношениях. Здоровая общественная мораль является базой для гуманных правовых установлений. Если между моралью и правом разгорается противоречие, когда юридические законы воспринимаются массами людей как антинародные, то правовую систему нужно реформировать.
Огромную роль мораль играет и в духовной жизни общества.
Здоровая моральная атмосфера - залог эффективной деятельности научных коллективов и учебных заведений.
Значительную роль играет здоровая мораль в сфере искусства. Высокие моральные качества писателей, поэтов, художников, кинорежиссеров и артистов, соответствующее им отношение к творчеству могут стать основанием для творения таких произведений, укрепляющих нравственные устои общества. Деградировавшая в моральном отношении, художественная элита способна нанести большой вред духовной жизни общества, пропагандируя насилие, жестокость, мизантропию, т.е. человеконенавистничество, безответственность в средствах обогащения и т.д. Ученые предупреждают, что особенно опасно предоставление неограниченной свободы аморальным культуртрегерам в обществах, пораженных глубоким экономическим, политическим, и моральным кризисом. Когда моральные устои общества поражены коррозией, истончены и расшатаны, оно может впасть в состояние хаоса.