Китайская иероглифическая письменность в период династии Цинь. Унификация начертаний иероглифического письма

Китайская иероглифическая письменность в период Чжоу

Во 2-ой пол. XI в. до н.э. Инь-Шань была повержена народностью, называемой чжоусцами. Она основала на территории Китая собственное государство, просуществовавшее с 1122 по 249 г.г. до н. э.

Среди культурных достижений Инь-Шан, которая переняла империя Чжоу, находилась и иньская иероглифическая письменность. Письменность Чжоу, называемая «письмом на металле» (金文 jīnwén), была создана на её основе министром государя Сюань-вана – историографом Чжоу в VIII в. до н.э. Первоначально её называли треножниковым и колокольным письмом (鐘鼎文 zhōngdǐngwén), потому что такое письмо вырезали, в основном, на бронзовых треножниках и колокольцах. То, что вырезали на бронзовой утвари, составляло вырезанную надпись «Письмо на металле» охватывает время от периода династии Инь-Шан до периода Шести династий (229–589 гг.), что составляет 2000 лет.

В отличие от иньской письменности чжоуская письменность использовалась в светских текстах. В этот период приобрела традицию выполнение надписей на бронзовых изделиях, стелах и керамике. Содержание надписей помимо культового характера было связано с пожалованием земель и государственных должностей за разного рода заслуги перед императором, а также с историческими событиями того времени.

Графический стиль знаков имеет тенденцию к упрощению иероглифов, но по существу он мало отличается от иньской письменности. Тем не менее, тонкие линии знаков иньского письма сменяются толстыми линиями знаков чжоуского письма. Графический стиль знаков имеет тенденцию к упрощению иероглифов, но по существу он мало отличается от иньской письменности. Тем не менее, тонкие линии знаков иньского письма сменяются толстыми линиями знаков чжоуского письма. Наиболее характерными в этом отношении являются надписи на треножнике «Даюй дин» (大盂鼎) и «Мао Гун дин» (毛公鼎). Наиболее часто чжоуское письмо встречается на треножниках для мяса (鼎 dǐng), сосудах для зерна (簋 guǐ), колоколах (鐘 zhōng). А также на бронзовых сосудах для вина: 卣 yǒu, 尊 , 觚 gōng, 斝 jiǎ; и для воды: 匜 , 盤 pán, 壺 .

В период «Сражающихся царств» (475–221 гг. до н.э.) в стране происходила междоусобица и поэтому письменность невозможно было унифицировать. В этой связи в предисловии к иероглифическому словарю «Шо вэнь цзе цзы» (說文解字 Shuōwén Jiězì «Анализ иероглифов с толкованием графем», около II в.) Сюй Шэн пишет: «Высказывания и речи стали по-разному звучать». После того как император Цинь Шихуан в 221 г. до н. э. объединил страну, он тот час же принялся за унификацию письменности. Эта письменность получила название «малое печатное письмо» (小篆 xiǎo zhuàn). «Малое печатное письмо» – это письменность государства Цинь (221–206 гг. до н. э.). С точки зрения стиля начертания знаков переход от надписей на гадательных костях к «малому печатному письму» составляет первым этап преобразования китайского письма.

Создание «официального письма» (隸書 lì shū) знаменует собой важную реформу письма с точки зрения истории китайской письменности. С точки зрения стиля начертания иероглифов оно сильно отличается от «малого печатного письма» своей квадратной конфигурацией. В «Предисловии» к иероглифическому словарю 說文解字 (Shuōwén Jiězì «Анализ иероглифов с толкованием графем», около II в.) Сюй Шэн пишет: «В те времена в Цинь […] в большом масштабе поднимали подданных и солдат и развивали военную службу и принудительные работы. Должностные обязанности в управлениях и судах усложнились, и впервые появился стиль «официального письма», поскольку стремились к стандартности и простоте». В то время упрощение письменности была продиктована целями объединения страны. Таким образом, создание «официального письма» отвечало реальным потребностям политики.

Предполагают, что именно в эпоху династии Цинь был изменён инструмент для написания иероглифов и создана волосяная кисть, в результате чего и был реформирован стиль начертания иероглифов. Тем самым внешний облик иероглифов сильно изменился.

Тем не менее, стиль «официального письма» в эпоху этой династии пока ещё не стал по-настоящему официальным. При императоре Цинь Шихуане на каменных стелах иероглифы повсеместно вырезали в стиле «малого печатного письма». Только к началу периода династии Хань (206 г. до н. э.–220 г. н. э.) стиль «официального письма» постепенно стал официальным стилем. К этому времени даже на стелах стали вырезать иероглифы этого стиля. Тогда первая реформа иероглифического письма была уже завершена. Теперь в течение 2000 лет крупные реформы письменности больше не проводились. Стиль начертания и форма иероглифов в основном оставались стабильными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: