Размещение хозяйства в царской России

Доля России в общемировом производстве важнейших видов продукции накануне 1 мировой войны

Таблица 7

  Весь мир Россия Доля России, %
Добыча каменного угля, млн.т      
Выплавка чугуна, млн. т      
Производство меди, тыс. т      
Производство золота, т      
Добыча нефти, млн т      
Производство сахара, млн. т      

Однако картина существенно изменяется, если мы переходим от анализа валовых к относительным показателям. По ВВП на душу населения Россия уступала всем западноевропейским странам, а США - более чем в 10 раз. Еще более глубоким было отставание по уровню производительности труда в промышленности и, особенно, в сельском х-ве. Основная часть населения 4/5 - занято в сельском хозяйстве, а доля промышленности в ВВП составляла только 58%. Формально страна относилась к аграрно-индустриальным, однако дореволюционную Россию часто считают аграрной страной.

Россия не была страной однородной в хозяйственном отношении. Она прочно занимала промежуточное положение между развитыми и развивающимися государствами, имея некоторые выдающиеся достижения в хозяйственной области. Неправомерна мысль о том, что октябрьский переворот прервал движение страны к процветанию.

Рассмотрим, насколько правомерным, в частности, является широко известное утверждение о том, что россия являлась житницей Европы. В первые годы 20 века Россия неожиданно превращается в крупнейшего экспортера зерна. В 1903 - 1913 гг. ее доля в мировом экспорте пшеницы, ржи и овса составляла около 1/4, ячменя - 2/3, кукурузы - 1/10. Однако вывоз сельскохозяйственной продукции был стимулирован тем, что Европа стала максимально использовать свои сравнительные преимущества. Ввозить из-за рубежа было значительно проще, чем производить у себя. В больших количествах вывозились лен и продукты его переработки, сливочное масло, сахар. В конце 19 века в отечественном экспорте появились и некоторые промышленные изделия, в частности продукция пищевой промышленности, хлопчатобумажные и шерстяные ткани. В целом, во ввозе преобладали готовые промышленные изделия, и в первую очередь машины и различное промышленно оборудование.

Товарная структура внешнеторговых связей свидетельствует о том, что в международном разделении труда Россия выступала в роли аграрно-сырьевого придатка развитых в экономическом отношении стран. В период столыпинских реформ вывоз хлеба не увеличивался. Вывоз рос в период 60-80 гг., но кроме отмены крепостного права в этот период повышаются цены на зерно на внешнем рынке. Примерно с 1910 года вывоз хлеба снова растет, но растет на фоне недопотребления внутри страны. Так по показателю чистого среднедушевого остатка зерна (сбор зерна - семена - вывоз + ввоз)/численность населения), Россия имела 320 кг, в то время как США - 1000 кг, Дания - 900 кг, франция - 550 кг, Германия - 450 кг, Нидерланды - 400 кг. Гигантский вывоз зерна - не признак изобилия или победного осуществления столыпинских реформ. Вывоз продиктован экономическими причинами: желание предпринимателей получить максимальную прибыль за счет международной торговли.

Еще в дореформенную эпоху в России образовалось три крупнейших экономических района - Петербург, Урал, Центр. в сельском х-ве сформировались районы товарного земледелия: зерновое х-во - Черноземье, выращивание льна - Запад и Северо - Запад, свеклосахарное производство - Украина. Уже тогда Нечерноземье выступало как потребитель, а не производитель сельскохозяйственной продукции.

Именно тогда были заложены те начала неравномерного размещения производительных сил, с которыми так и не смог справиться социализм с его плановым хозяйством. Наиболее резко неравномерность проявлялась в размещении промышленности, подавляющая часть которой была сосредоточена в узком круге регионов - Центр, Петербург и Урал. для остальной части страны были характерны небольшие промышленные центры, чаще всего с предприятиями пищевой промышленности. Перед началом 1 мировой войны Центральный район концентрировал 80% продукции текстильной промышленности, 40% продукции металлообработки. Урал - 19% выплавки чугуна.

Транспортная освоенность царской России была весьма низкой - 85% протяженности сети дорог приходилась на европейскую часть страны. В конце 19 века Россия имела сеть железных дорого протяженностью 43 тыс. км, США - 275 тыс. км, Германия - 43 тыс., Великобритания - 32 тыс. Однако затем темпы строительства резко увеличились, мы вышли на второе место после США по протяженности, но техническая оснащенность оставалась чрезвычайно низкой. В начале 20 века в России насчитывалось только 9 тыс. паровозов, в Великобритании - 19 тыс., в Германии - 16 тыс.

В объеме перевозок грузов преобладали промышленные товары, среди которых выделялись каменный уголь, лесные стройматериалы, дрова и керосин - 9/10 всех промышленных грузов. Сельскохозяйственные грузы - в основном зерно и мука. В конфигурации железных дорог выделялось несколько направлений. Основное - от Москвы ко всем окраинам, осуществлявшее обслуживание центра сырьем, топливом, продовольствием и сбыт готовой продукции. Аналогичные функции выполняли дороги, идущие от Петербурга. Дороги Поволжье - Центр - порты Балтийского, черноморского и Азовского морей обслуживали поставку зерна на экспорт. Железные дороги Урала обслуживали главным образом местную горнозаводскую промышленность. Во второй половине 19 века металлургия Урала оказалась в глубоком кризисе. Быстро развивалась горнометаллургическая база Юга (Украина). Мощности Уральских заводов горнометаллургического комплекса восстановились только в советский период.

Самыми протяженными участками для речного транспорта являлись реки бассейна Северного ледовитого океана (20 тыс. км), Каспийского моря (11 тыс. км), Тихого океана и балтийского моря (по 4 тыс. км каждый). Участие российских морских судов в заграничном плавании было весьма незначительным (несмотря на многовековое стремление стать морской державой). На Россию приходилось только 8% мирового числа судов и 11% их тоннажа. Причины - высокие таможенные пошлины на ввозимые суда и маломощность верфей на внешних морях. Диспропорции в развитии российской экономики повлияли и на структуру национального богатства страны, где преобладали сельское и городское хозяйство, при низкой доле связи, водного транспорта, промышленности (таблица 8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: