НАПИСАНИЮ СТУДЕНТАМИ РЕФЕРАТА ПО
Реферат является одной из форм самостоятельной работы студента. Он вырабатывает такие качества, как трудолюбие, самостоятельность мышления, упорство, настойчивость в добывании истины, воспитывает ответственное отношение к делу. Приобретаемые знания, навыки самостоятельной работы способствуют глубокому овладению профессией учителя, помогают в условиях стремительного изменения экономических и политических условий жизни, нарастающем потоке зачастую противоречивой информации ориентироваться для самообразования и самовоспитания.
Реферат по истории Отечества способствует не только изучению истории нашей Родины, но и самостоятельной оценке прошлых и настоящих общественных явлений, облегчает возможность правильно оценивать социально-экономические процессы сегодняшнего дня. Обогащается мышление, приобретается опыт поиска необходимой информации.
Важным и ответственным делом является выбор темы реферата. Тема должна обязательно глубоко заинтересовать. На кафедре в кабинете отечественной истории и экономической теории (ауд. 317, 319) имеется примерная тематика рефератов. Студент вместе с преподавателем может выбрать и неуказанную в ней тему. Главное, чтобы тема интересовала студента, была проблемной, актуальной, чтобы ее материал можно было бы использовать в будущей работе.
|
|
Выбрав тему и согласовав ее с преподавателем, необходимо ознакомиться с литературой по теме, составить ее список. Целесообразно использовать государственные документы (законы, указы, постановления и т.п.), документы общественных организаций, статистические сборники и материалы, монографии, журнальные и газетные статьи и т.д. Важные сведения для реферата может дать мемуарная литература. Но нужно иметь ввиду, что мемуары зачастую пишутся по памяти, выражают личные взгляды авторов и их отношение к историческим событиям и фактам. Поэтому они могут содержать ошибочные оценки и суждения, элементы субъективизма. Мемуары ценны тем, что они расширяют сведения, полученные из научных пособий и документов, периодической печати, архивных документов. Дополняют сведения об исторических событиях и фактах.
Большую помощь при подборе литературы может оказать канет кафедры, библиографический отдел библиотеки института.
Литература подбирается, прежде всего та, которая несет наибольшую информацию по теме. Изучение лучше начинать с самой новейшей литературы. При использовании литературы до 1985 года издания надо к ней относиться критически, так как она может страдать односторонностью.
Чтение литературы - главная форма подготовки к написанию реферата. Оно должно быть активным, т.е. сопровождаться записями самого главного, в том числе фактов, цифр, хронологии. Записи целесообразней делать на отдельных листах и группировать их по опросам темы. Все выписки, цифры, факты и т.п. обязательно должны делаться с указанием источника и они должны быть бесспорны, относиться к конкретной исторической обстановке.
|
|
После изучения литературы и выписок из нее.намечается первоначальный план работы в виде перечня вопросов с внутренней логикой последовательного характера. План согласовывается с преподавателем. Он служит важным ориентиром для сбора и систематизации материала, дисциплинирует, направляет работу в нужном русле, концентрирует внимание на главных вопросах работы.
План работы может быть дополнен так называемым рабочим планом. Рабочий план - это подробный перечень вопросов по каждому пункту основного плена. Они содержат конкретные вопросы, на которые необходимо дать ответ в работе, обосновать, доказать те или иные положения, проанализировать факты, события и т.д.
Работа в окончательном варианте состоит из трех основных частей: введения, основной части и заключения. В конце работы обязательно дается список использованной литературы.
Введение - это вступительная часть работы. В ней раскрывается значение темы. Обязательно дается краткий обзор литературы по теме с ее анализом и критическим подходом. Целесообразно дать структуру работы с ее обоснованием, показать актуальность темы.
Основная часть работы, как правило, состоит из 2-3 вопросов. В них на основании накопленного материала раскрываются поставленные в плане проблемы. Все рассуждения, выдвигаемые положения, обобщения и выводы должны быть обоснованы. Эта часть работы должна содержать исторические факты, убедительные документы, собственные мысли автора, его суждения по поднятым в работе вопросам. Обязательно надо давать различные оценки одних и тех же событий, отношение к ним автора.
При построении текста надо добиваться:
- неразрывности изложения и его непрерывности;
- логичности изложения, его убедительности и доказательности;
- полноты и глубины изложения, краткости и оригинальности.
Под полнотой текста принято понимать изложение проблемы в полном объеме, со всеми необходимыми сведениями. Глубина изложения - это степень проникновения в сущность исследуемой проблемы, ее теоретическая обоснованность, анализ различных точек зрения, раскрытие диалектики рассматриваемых явлений, их взаимосвязи и взаимозависимости. Отсюда вытекает логичность доказательств тех или иных положений. Точность выражает степень соответствия приведенных фактов реальной действительности, предполагает четкость терминологии, понятий и категорий, выделение существенных признаков анализируемых явлений или теоретических положений. Под краткостью понимается сжатое изложение, отсутствие несущественных фактов, деталей, аргументов, излишних цифр и т.д. Оригинальность текста - это такое изложение материала, которое свидетельствует о самостоятельности мыслей и суждений.
В работе не должно быть декларативных бездоказательных положений, «случайного» текста. Не следует злоупотреблять цитатами. Цитата уместна лишь тогда, когда она убедительно подтверждает мысль, служит исходным пунктом для критических замечаний по тому или иному вопросу, дает четкую формулировку или содержит научное определение.
Фактов, аргументов в работе может быть немного, но они должны быть точными, яркими, убедительными.
К реферату также предъявляются требования богатства языка, недопущения частого повторения одних и тех же слов, чистота, благозвучность языка, отсутствие слов-сорняков и мало употребляемых иностранных терминов. Реферат должен сочетать научность и популярность изложения, подводить читателя к глубокой мысли, исходя из самых простых и общеизвестных данных.
|
|
Важной составной частью реферата является заключение. В нем подводится итог всего изложения. Оно показывает способность автора мыслить самостоятельно, делать глубокие аналитические обобщения и выводы.
Частью реферата является его научно-справочный аппарат. Под ним понимается весь материал справочного характера, примечания, приложения, иллюстративный материал, список использованной литературы.
Ссылки делаются на всех авторов под строкой, в конце раздела или в конце всего текста. Источники указываются подробно, полно. Они выполняют документальную функцию. Если у источника есть автор, указывается фамилия, инициалы, полное название источника, место и время его издания, издательство, страница.
Примечания делаются как и ссылки, включают пояснительный, справочный материал.
Приложения в основной текст не входят, дополняют его.
Иллюстративный материал: схемы, картограммы, диаграммы - для разъяснения основного текста. Каждый материал должен быть самостоятельным, т.е. иметь название, источники и т.п. В основном тексте делается ссылка: см. приложение такое-то, страница, такая-то.
Список использованной литературы располагается в следующей последовательности:
- сборники официальных документов, статистические данные
и различные справочники;
- архивные материалы;
- общая литература по теме по алфавиту с указанием полного
названия работы, места и времени издания, издательства;
- специальная литература. Иностранная литература разбивается на две группы: 1) переведенная на русский язык и 2) на языке
оригинала.
Работа должна быть хорошо оформлена, с полями, разборчивым почерком. Страницы нумеруются. Текст пишется на одной стороне листа. Каждый новый вопрос плана в тексте выделяется заголовком пли цифровым обозначением. Объем работы 25-30 листов.