Отечественной истории

НАПИСАНИЮ СТУДЕНТАМИ РЕФЕРАТА ПО

Реферат является одной из форм самостоятельной работы сту­дента. Он вырабатывает такие качества, как трудолюбие, самосто­ятельность мышления, упорство, настойчивость в добывании исти­ны, воспитывает ответственное отношение к делу. Приобретаемые знания, навыки самостоятельной работы способствуют глубокому овладению профессией учителя, помогают в условиях стремитель­ного изменения экономических и политических условий жизни, нара­стающем потоке зачастую противоречивой информации ориентиро­ваться для самообразования и самовоспитания.

Реферат по истории Отечества способствует не только изуче­нию истории нашей Родины, но и самостоятельной оценке прошлых и настоящих общественных явлений, облегчает возможность правильно оценивать социально-экономические процессы сегодняшнего дня. Обогащается мышление, приобретается опыт поиска необходимой информации.

Важным и ответственным делом является выбор темы реферата. Тема должна обязательно глубоко заинтересовать. На кафедре в кабинете отечественной истории и экономической теории (ауд. 317, 319) имеется примерная тематика рефератов. Студент вместе с преподавателем может выбрать и неуказанную в ней тему. Главное, чтобы тема интересовала студента, была проблемной, актуальной, чтобы ее материал можно было бы использовать в будущей работе.

Выбрав тему и согласовав ее с преподавателем, необходимо оз­накомиться с литературой по теме, составить ее список. Целесооб­разно использовать государственные документы (законы, указы, по­становления и т.п.), документы общественных организаций, статис­тические сборники и материалы, монографии, журнальные и газет­ные статьи и т.д. Важные сведения для реферата может дать мему­арная литература. Но нужно иметь ввиду, что мемуары зачастую пишутся по памяти, выражают личные взгляды авторов и их отно­шение к историческим событиям и фактам. Поэтому они могут со­держать ошибочные оценки и суждения, элементы субъективизма. Мемуары ценны тем, что они расширяют сведения, полученные из научных пособий и документов, периодической печати, архивных документов. Дополняют сведения об исторических событиях и фактах.

Большую помощь при подборе литературы может оказать ка­нет кафедры, библиографический отдел библиотеки института.

Литература подбирается, прежде всего та, которая несет наибольшую информацию по теме. Изучение лучше начинать с самой новейшей литературы. При использовании литературы до 1985 года издания надо к ней относиться критически, так как она может страдать односторонностью.

Чтение литературы - главная форма подготовки к написанию реферата. Оно должно быть активным, т.е. сопровождаться записями самого главного, в том числе фактов, цифр, хронологии. Записи целесообразней делать на отдельных листах и группировать их по опросам темы. Все выписки, цифры, факты и т.п. обязательно должны делаться с указанием источника и они должны быть бесспорны, относиться к конкретной исторической обстановке.

После изучения литературы и выписок из нее.намечается первоначальный план работы в виде перечня вопросов с внутренней логикой последовательного характера. План согласовывается с преподавателем. Он служит важным ориентиром для сбора и систематизации материала, дисциплинирует, направляет работу в нужном русле, концентрирует внимание на главных вопросах работы.

План работы может быть дополнен так называемым рабочим планом. Рабочий план - это подробный перечень вопросов по каждому пункту основного плена. Они содержат конкретные вопросы, на которые необходимо дать ответ в работе, обосновать, доказать те или иные положения, проанализировать факты, события и т.д.

Работа в окончательном варианте состоит из трех основных ча­стей: введения, основной части и заключения. В конце работы обяза­тельно дается список использованной литературы.

Введение - это вступительная часть работы. В ней раскрывает­ся значение темы. Обязательно дается краткий обзор литературы по теме с ее анализом и критическим подходом. Целесообразно дать структуру работы с ее обоснованием, показать актуальность темы.

Основная часть работы, как правило, состоит из 2-3 вопросов. В них на основании накопленного материала раскрываются поставленные в плане проблемы. Все рассуждения, выдвигаемые положе­ния, обобщения и выводы должны быть обоснованы. Эта часть рабо­ты должна содержать исторические факты, убедительные докумен­ты, собственные мысли автора, его суждения по поднятым в работе вопросам. Обязательно надо давать различные оценки одних и тех же событий, отношение к ним автора.

При построении текста надо добиваться:

- неразрывности изложения и его непрерывности;

- логичности изложения, его убедительности и доказательности;

- полноты и глубины изложения, краткости и оригинальности.
Под полнотой текста принято понимать изложение проблемы в полном объеме, со всеми необходимыми сведениями. Глубина изло­жения - это степень проникновения в сущность исследуемой пробле­мы, ее теоретическая обоснованность, анализ различных точек зре­ния, раскрытие диалектики рассматриваемых явлений, их взаимо­связи и взаимозависимости. Отсюда вытекает логичность доказа­тельств тех или иных положений. Точность выражает степень соот­ветствия приведенных фактов реальной действительности, предпо­лагает четкость терминологии, понятий и категорий, выделение су­щественных признаков анализируемых явлений или теоретических положений. Под краткостью понимается сжатое изложение, отсут­ствие несущественных фактов, деталей, аргументов, излишних цифр и т.д. Оригинальность текста - это такое изложение материала, ко­торое свидетельствует о самостоятельности мыслей и суждений.

В работе не должно быть декларативных бездоказательных по­ложений, «случайного» текста. Не следует злоупотреблять цитата­ми. Цитата уместна лишь тогда, когда она убедительно подтверж­дает мысль, служит исходным пунктом для критических замечаний по тому или иному вопросу, дает четкую формулировку или содер­жит научное определение.

Фактов, аргументов в работе может быть немного, но они дол­жны быть точными, яркими, убедительными.

К реферату также предъявляются требования богатства языка, недопущения частого повторения одних и тех же слов, чистота, бла­гозвучность языка, отсутствие слов-сорняков и мало употребляемых иностранных терминов. Реферат должен сочетать научность и попу­лярность изложения, подводить читателя к глубокой мысли, исходя из самых простых и общеизвестных данных.

Важной составной частью реферата является заключение. В нем подводится итог всего изложения. Оно показывает способность ав­тора мыслить самостоятельно, делать глубокие аналитические обоб­щения и выводы.

Частью реферата является его научно-справочный аппарат. Под ним понимается весь материал справочного характера, примечания, приложения, иллюстративный материал, список использованной ли­тературы.

Ссылки делаются на всех авторов под строкой, в конце раздела или в конце всего текста. Источники указываются подробно, полно. Они выполняют документальную функцию. Если у источника есть автор, указывается фамилия, инициалы, полное название источни­ка, место и время его издания, издательство, страница.

Примечания делаются как и ссылки, включают пояснительный, справочный материал.

Приложения в основной текст не входят, дополняют его.

Иллюстративный материал: схемы, картограммы, диаграммы - для разъяснения основного текста. Каждый материал должен быть самостоятельным, т.е. иметь название, источники и т.п. В основном тексте делается ссылка: см. приложение такое-то, страница, такая-то.

Список использованной литературы располагается в следующей последовательности:

- сборники официальных документов, статистические данные
и различные справочники;

- архивные материалы;

- общая литература по теме по алфавиту с указанием полного
названия работы, места и времени издания, издательства;

- специальная литература. Иностранная литература разбива­ется на две группы: 1) переведенная на русский язык и 2) на языке
оригинала.

Работа должна быть хорошо оформлена, с полями, разборчи­вым почерком. Страницы нумеруются. Текст пишется на одной сто­роне листа. Каждый новый вопрос плана в тексте выделяется заго­ловком пли цифровым обозначением. Объем работы 25-30 листов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: