double arrow

Сокращения

2

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М.: Наука, 1986.

2. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX-начала XX века. М.: Наука, 1971.

3. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.

4. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.

5. Вздорнов Г.И. Икона Нерукотворного Образа Спаса – памятник псковской живописи XV века // Советская археология. 1973. № 3.

6. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Т. 1, XII столетие. М., 1961.

7. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976.

8. ГАПО, ф. 431, оп. 1, д. 4, д. 8.

9. Гидони А. Творческий путь Рериха // Аполлон. 1915. № 4–5.

10. Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV–XX веков. М.: Наука, 1967.

11. Игумен Серафим. Пермский Успенский первоклассный женский общежительный монастырь. Н.-Новгород: Типолитография т-ва И.М. Машистова, 1913.

12. Исторический вестник. 1914. Т. 138.

13. Каждан Т.П. Архитектура и архитектурная жизнь России конца ХIХ – начала XX вв. (1895–1907). М.: Наука, 1969.

14. Казаринова Н.В. Рерих и Пермь // Вечерняя Пермь. 1990. 14 авг.

15. Кириков Б.М. Академик архитектуры В.А. Покровский // Вестник Ленинградского университета. 1972. № 2.

16. Кириченко Е.И. Поиски национального стиля в творчестве архитектора В.А. Покровского // Архитектурное наследство. 1973. Вып. 21.

17. Киркевич В. Осколок вечности // Нева. 1988. № 7.

18. Королёв А., Юзефович Л. Ты и Рерих // Молодая гвардия. 1966. 14 дек.

19. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.

20. Лаурина В.К. Об одной группе новгородских провинциальных Царских врат // Древнерусское искусство. М.: Наука, 1968.

21. Луначарский А.В. Сочинения: В 8 т. М., 1965.

22. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1969.

23. Маясова Н.А. Памятник московского золотного шитья XV века
// Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М.: Наука, 1970.

24. Михайлова Л.Г. Об атрибуции Казанской церкви – усыпальницы Каменских в Перми // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1985.

25. Пермские губернские ведомости. № 224. 1908. 14 окт.

26. Пермские епархиальные ведомости. Неофиц. отд. 1875. № 46, 47.

27. Пестова А.И. Пермская церковь иконы Казанской Божией Матери и художник Вашков С.И. Новые открытия // Страницы прошлого. Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений. Пермь, 1999. Вып. П.

28. Поселянин Е. Богоматерь. СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина. Киiв: Мистецтво, 1994.

29. Протоколы и акты Пермской губернской секции по охране памятников искусства и старины 1920 года. Анкетный лист № 3 // Архив сектора учёта ПГХГ.

30. Рерих Н.К. Глаз добрый. М.: Худож. лит., 1991.

31. Рерих Н.К. Листы дневника: В 3 т. М.: Международный центр Рерихов, 1995.

32. Николай Рерих. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.

33. Рерих Н.К. Свободное искусство. Пг.: 1916.

34. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989.

35. Семянников В. Загадки усыпальницы Каменских (Ещё раз о пребывании Рериха в Перми) // Вечерняя Пермь. 1990. 2 авг.

36. Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. М.: Изд. Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря, 1904.

37. Соколовский В.В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. М.: Изобраз. искусство, 1978.

38. Суздалев П.К. Врубель. М.: Сов. художник, 1991.

39. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. (Юбилейное). М.-Л.: Гослитиздат, 1935.

40. Топоров В.Н. Рыба // Мифы народов мира. М.: Науч. изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1997. Т. 2.

41. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. искусство, 1996.

42. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

43. Эрнст С. Н.К. Рерих. Пг.: Изд. Общины Св. Евгении, 1918.

44. Яремич С.П. М.А. Врубель. М.: Издание I. Кнебель, 1911.

45. Assisi: Three guided itineraries to the town. Art – History. Rimini: Pama Graphicolor, 1992.

Ассист (ассистка) – в византийской и древнерусской иконописи линейная и штриховая лучеобразная прорисовка листовым или творёным золотом.

Вохрение – старорусское название процесса, при котором используется «вохра», или охра, наносимая послойно, при выполнении личного письма, а также слоя красок поверх санкиря.

Гиматий – прямоугольный длинный кусок ткани – плащ, надеваемый поверх хитона. В иконописи Г. – обязательная одежда большинства ветхозаветных, раннехристианских персонажей.

Далматик (далматика) – старинная верхняя одежда типа античной туники. Накидка с короткими рукавами, одевающаяся через голову. Д. украшался оплечьем, передником и подольником.

Деисус – один из рядов иконостаса или отдельная композиция, воплощающая в иконописи учение о заступничестве святых за людей перед Христом. Как часть иконостаса Д. напоминает о Страшном суде. Центр композиции – Христос, Спас-Вседержитель, иногда в иконографии Спас в силах, по сторонам которого обращённые к Нему Богоматерь, Иоанн Предтеча. Кроме этих фигур в Д. изображают Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и др., а также некоторых избранных святых в строго определённом порядке – чине.

Извод – исторически закрепившееся в иконописной традиции изображение известного лица или сюжета.

Кокошник – полукруглое или килевидное декоративное завершение створ Царских врат. Ряды К. в XVI XVII вв. устраивали поверх сводов для внешнего украшения церковных зданий.

Клобук – покрывало-намётка, надеваемое монашествующими поверх головного убора.

Клав – парчовый четырёхугольник на длинном плаще.

Киноварь – ярко-красная природная минеральная краска. К. широко использовалась в русской иконописи с XII в. и в живописи – с XVIII.

Ковчег – плоское углубление в иконной доске, на поверхности которого располагается сюжетная живопись. Иногда бывает двойным, причём внутренний – более углубленным. Скос между К. и полем принято называть лузгой.

Левкас – белый меловой грунт в русской средневековой живописи.

Лессировка – очень тонкий слой полупрозрачной краски, нанесённый на просохший красочный слой.

Лабарум – длинное древко с перекладиной, на которую подвешено знамя.

Лор – пояс – широкая, украшенная орнаментом и камнями лента, охватывающая далматик. В иконописи принадлежность одежд архангелов.

Мафорий – большое покрывало на голову, окутывающее почти всю фигуру. М. Богоматери преимущественно багряного тона, чаще пурпурный с тремя символическими звёздами – одна на лбу, две на плечах. М. надевается на голову, когда волосы забраны в чепец.

Нартекс – в христианских храмах притвор, паперть, длинный узкий коридор вдоль западной части храма. Иногда их было два – внутренний и внешний.

Омофор – длинная широкая полоса из ткани, возлагаемая на плечи архиерею поверх всех облачений. Располагаясь на плечах, она опускается концами спереди и сзади.

Опись – термин русских иконописцев: прорисовка поверх санкиря тёмно-коричневой краской черт лица, контура головы и др. деталей тела.

Параманд – четырёхугольный плат с изображением креста, носимый монахами поверх подрясника (власяницы, хитона) на спине под мантией.

Паволока – холстина, наклеенная на поверхность иконной доски.

Позём – условное изображение земли на иконе.

Поручи – манжет в облачении священнослужителей, нарукавники.

Саккос – основное верхнее облачение архиерея, заменяющее фелонь и имеющее то же назначение.

Санкирь – красочный слой коричневого, зеленоватого или коричнево-розового цвета, которым покрывают личные части изображений.

Темпера – краска, изготовленная на основе эмульсионного связующего и порошка пигмента. В иконописи краска, растёртая на яичной эмульсии.

Тороки, слухи – лента, проходящая над челом и развевающаяся концами возле ушей. По древнерусским толкованиям, через Т. ангелы получают повеления от Бога.

Убрус – узкая прямоугольная ткань, полотенце, на котором, согласно преданию, отпечатался лик Спаса (Нерукотворный образ Христа).

Фелонь – верхнее богослужебное облачение священников и епископов.

Фибула – особого рода застёжка, распространённая в древние времена и служившая для скрепления и украшения одежды.

Хитон – греческое название нижней одежды – рубашки, сшитой из одного куска ткани прямоугольной формы с вырезом для головы. В иконописи X. с рукавами – обязательный атрибут одежды почти всех библейских и евангельских персонажей.

Хорос – подвесной церковный светильник со множеством свечей, паникадило.

ГАПО – Государственный архив Пермской области

ГИМ – Государственный Исторический музей, Москва

ГРМ – Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

ГТГ – Государственная Третьяковская галерея, Москва

ГЭ – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Иоан – Евангелие от Иоанна

МК РСФСР – Министерство культуры Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

МЦР – Международный центр Рерихов, Москва

ОРГТГ – Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи

ПГХГ – Пермская государственная художественная галерея

ПЕВ – Пермские епархиальные ведомости

Пг – Петербург

Псковский музей – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

СПб – Санкт-Петербург

США – Соединенные Штаты Америки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: