double arrow

СОКРАЩЕНИЯ

2

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М.: Наука, 1986.

2. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX-начала XX века. М.: Наука, 1971.

3. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.

4. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.

5. Вздорнов Г.И. Икона Нерукотворного Образа Спаса – памятник псковской живописи XV века // Советская археология. 1973. № 3.

6. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Т. 1, XII столетие. М., 1961.

7. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976.

8. ГАПО, ф. 431, оп. 1, д. 4, д. 8.

9. Гидони А. Творческий путь Рериха // Аполлон. 1915. № 4–5.

10. Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV–XX веков. М.: Наука, 1967.

11. Игумен Серафим. Пермский Успенский первоклассный женский общежительный монастырь. Н.-Новгород: Типолитография т-ва И.М. Машистова, 1913.

12. Исторический вестник. 1914. Т. 138.

13. Каждан Т.П. Архитектура и архитектурная жизнь России конца ХIХ – начала XX вв. (1895–1907). М.: Наука, 1969.

14. Казаринова Н.В. Рерих и Пермь // Вечерняя Пермь. 1990. 14 авг.




15. Кириков Б.М. Академик архитектуры В.А. Покровский // Вестник Ленинградского университета. 1972. № 2.

16. Кириченко Е.И. Поиски национального стиля в творчестве архитектора В.А. Покровского // Архитектурное наследство. 1973. Вып. 21.

17. Киркевич В. Осколок вечности // Нева. 1988. № 7.

18. Королёв А., Юзефович Л. Ты и Рерих // Молодая гвардия. 1966. 14 дек.

19. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.

20. Лаурина В.К. Об одной группе новгородских провинциальных Царских врат // Древнерусское искусство. М.: Наука, 1968.

21. Луначарский А.В. Сочинения: В 8 т. М., 1965.

22. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1969.

23. Маясова Н.А. Памятник московского золотного шитья XV века
// Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М.: Наука, 1970.

24. Михайлова Л.Г. Об атрибуции Казанской церкви – усыпальницы Каменских в Перми // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1985.

25. Пермские губернские ведомости. № 224. 1908. 14 окт.

26. Пермские епархиальные ведомости. Неофиц. отд. 1875. № 46, 47.

27. Пестова А.И. Пермская церковь иконы Казанской Божией Матери и художник Вашков С.И. Новые открытия // Страницы прошлого. Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений. Пермь, 1999. Вып. П.

28. Поселянин Е. Богоматерь. СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина. Киiв: Мистецтво, 1994.

29. Протоколы и акты Пермской губернской секции по охране памятников искусства и старины 1920 года. Анкетный лист № 3 // Архив сектора учёта ПГХГ.

30. Рерих Н.К. Глаз добрый. М.: Худож. лит., 1991.

31. Рерих Н.К. Листы дневника: В 3 т. М.: Международный центр Рерихов, 1995.



32. Николай Рерих. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.

33. Рерих Н.К. Свободное искусство. Пг.: 1916.

34. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989.

35. Семянников В. Загадки усыпальницы Каменских (Ещё раз о пребывании Рериха в Перми) // Вечерняя Пермь. 1990. 2 авг.

36. Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. М.: Изд. Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря, 1904.

37. Соколовский В.В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. М.: Изобраз. искусство, 1978.

38. Суздалев П.К. Врубель. М.: Сов. художник, 1991.

39. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. (Юбилейное). М.-Л.: Гослитиздат, 1935.

40. Топоров В.Н. Рыба // Мифы народов мира. М.: Науч. изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1997. Т. 2.

41. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. искусство, 1996.

42. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

43. Эрнст С. Н.К. Рерих. Пг.: Изд. Общины Св. Евгении, 1918.

44. Яремич С.П. М.А. Врубель. М.: Издание I. Кнебель, 1911.

45. Assisi: Three guided itineraries to the town. Art – History. Rimini: Pama Graphicolor, 1992.

Ассист (ассистка) –в византийской и древнерусской иконописи линейная и штриховая лучеобразная прорисовка листовым или творёным золотом.

Вохрение –старорусское название процесса, при котором используется «вохра», или охра, наносимая послойно, при выполнении личного письма, а также слоя красок поверх санкиря.

Гиматий –прямоугольный длинный кусок ткани – плащ, надеваемый поверх хитона. В иконописи Г. – обязательная одежда большинства ветхозаветных, раннехристианских персонажей.



Далматик (далматика) –старинная верхняя одежда типа античной туники. Накидка с короткими рукавами, одевающаяся через голову. Д. украшался оплечьем, передником и подольником.

Деисус – один из рядов иконостаса или отдельная композиция, воплощающая в иконописи учение о заступничестве святых за людей перед Христом. Как часть иконостаса Д. напоминает о Страшном суде. Центр композиции – Христос, Спас-Вседержитель, иногда в иконографии Спас в силах, по сторонам которого обращённые к Нему Богоматерь, Иоанн Предтеча. Кроме этих фигур в Д. изображают Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и др., а также некоторых избранных святых в строго определённом порядке – чине.

Извод –исторически закрепившееся в иконописной традиции изображение известного лица или сюжета.

Кокошник –полукруглое или килевидное декоративное завершение створ Царских врат. Ряды К. в XVIXVII вв. устраивали поверх сводов для внешнего украшения церковных зданий.

Клобук –покрывало-намётка, надеваемое монашествующими поверх головного убора.

Клав –парчовый четырёхугольник на длинном плаще.

Киноварь –ярко-красная природная минеральная краска. К. широко использовалась в русской иконописи с XII в. и в живописи – с XVIII.

Ковчег –плоское углубление в иконной доске, на поверхности которого располагается сюжетная живопись. Иногда бывает двойным, причём внутренний – более углубленным. Скос между К. и полем принято называть лузгой.

Левкас –белый меловой грунт в русской средневековой живописи.

Лессировка –очень тонкий слой полупрозрачной краски, нанесённый на просохший красочный слой.

Лабарум –длинное древко с перекладиной, на которую подвешено знамя.

Лор – пояс – широкая, украшенная орнаментом и камнями лента, охватывающая далматик. В иконописи принадлежность одежд архангелов.

Мафорий –большое покрывало на голову, окутывающее почти всю фигуру. М. Богоматери преимущественно багряного тона, чаще пурпурный с тремя символическими звёздами – одна на лбу, две на плечах. М. надевается на голову, когда волосы забраны в чепец.

Нартекс –в христианских храмах притвор, паперть, длинный узкий коридор вдоль западной части храма. Иногда их было два – внутренний и внешний.

Омофор –длинная широкая полоса из ткани, возлагаемая на плечи архиерею поверх всех облачений. Располагаясь на плечах, она опускается концами спереди и сзади.

Опись –термин русских иконописцев: прорисовка поверх санкиря тёмно-коричневой краской черт лица, контура головы и др. деталей тела.

Параманд –четырёхугольный плат с изображением креста, носимый монахами поверх подрясника (власяницы, хитона) на спине под мантией.

Паволока –холстина, наклеенная на поверхность иконной доски.

Позём –условное изображение земли на иконе.

Поручи –манжет в облачении священнослужителей, нарукавники.

Саккос –основное верхнее облачение архиерея, заменяющее фелонь и имеющее то же назначение.

Санкирь –красочный слой коричневого, зеленоватого или коричнево-розового цвета, которым покрывают личные части изображений.

Темпера –краска, изготовленная на основе эмульсионного связующего и порошка пигмента. В иконописи краска, растёртая на яичной эмульсии.

Тороки,слухи – лента, проходящая над челом и развевающаяся концами возле ушей. По древнерусским толкованиям, через Т. ангелы получают повеления от Бога.

Убрус –узкая прямоугольная ткань, полотенце, на котором, согласно преданию, отпечатался лик Спаса (Нерукотворный образ Христа).

Фелонь –верхнее богослужебное облачение священников и епископов.

Фибула –особого рода застёжка, распространённая в древние времена и служившая для скрепления и украшения одежды.

Хитон –греческое название нижней одежды – рубашки, сшитой из одного куска ткани прямоугольной формы с вырезом для головы. В иконописи X. с рукавами – обязательный атрибут одежды почти всех библейских и евангельских персонажей.

Хорос –подвесной церковный светильник со множеством свечей, паникадило.

ГАПО – Государственный архив Пермской области

ГИМ – Государственный Исторический музей, Москва

ГРМ – Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

ГТГ – Государственная Третьяковская галерея, Москва

ГЭ – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Иоан – Евангелие от Иоанна

МК РСФСР – Министерство культуры Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

МЦР – Международный центр Рерихов, Москва

ОРГТГ – Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи

ПГХГ – Пермская государственная художественная галерея

ПЕВ – Пермские епархиальные ведомости

Пг – Петербург

Псковский музей – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

СПб – Санкт-Петербург

США – Соединенные Штаты Америки



2




Сейчас читают про: