Учебно-методический комплекс. Методические указания студентам

Методические указания студентам.

Литература

1. Альшиц Д. Н., Начало самодержавия в России, - Л., 1988.

2. Валишевский К. Иван Грозный. – М., 1989.

3. Веселовский С. Б., Исследования по истории опричнины, - М., 1963.

4. 3имин А. А., Реформы Ивана Грозного, М., 1960.

5. Зимин А. А., Опричнина Ивана Грозного, М., 1964.

6. Зимин A.A., Хорошкевич А.Л., Россия времени Ивана Грозного, - М., 1982.

7. Кобрин В. Б., Иван Грозный, - М., 1989.

8. Коротков И.А., Иван Грозный. Военная деятельность. – М., 1952.

9. Костомаров Н.И., Исторические монографии и исследования. Кн.1. – М, 1989.

10. Королюк В. Д., Ливонская война, - М., 1954.

11. Коротков И. А., Иван Грозный. Военная деятельность, - М., 1952.

12. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. – М., 1961.

13. Назаров В.Д., Из истории центральных государственных учреждений России середины XVIв. // История СССР. 1976, №3 (стр. 78-94).

14. Назаров В.Д., О структуре «государева двора» в середине XVIв. // Общество и государство феодальной России. – М., 1975. (стр. 40-54).

15. Носов Н.Е., Становление сословно-представительных учреждений России. (Изыскания о земской реформе Ивана Грозного), - М., 1969.

16. Романов Б.А., К вопросу о земельной политике Избранной рады //Исторические записки. Т.38., 1964.

17. Садиков П.А., Очерки по истории опричнины, - М.-Л., 1950.

18. Скрынников Р. Г., Иван Грозный, - М., 1975.

19. Скрынников Р. Г., Начало опричнины, - Л., 1966.

20. Скрынииков Р. Г., Опричный террор, - Л., 1969.

21. Скрынннков Р. Г., Царство террора, - СПБ, 1992.

22. Скрынннков Р. Г., Переписка Ивана Грозного и А. Курбским. – Л., 1973.

23. Скрынннков Р. Г., Россия после опричнины. – Л., 1975.

24. Скрынннков Р. Г., Святители и власть. – Л., 1990.

25. Черков А.В. История государственных учреждений в XV - ХVI вв., - М., 1956.

26. Шмидт С. О., История государственных учреждений в XV-XVIвв. –М., 1984.

27. Шмидт С. О., Становление российского самодержавства. (Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного), - М., 1973.

28. Шмидт С. О., Российское государство в середине XVI столетия. (Царский архив н лицевые летописи времени Ивана Грозного), - М., 1984.

29.Шмидт С. О., У истоков Российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного, - М., 1996.

Тема 4.

История России в конце XVI – XVIIвв.

Семинар 1.

Смутное время и гражданская война на

Руси в начале XVII века.

План семинара

1.Периодизация и основные этапы гражданской войны начала XVII в.

2. «Смутное время» в дореволюционной историографии:

а)В.О.Ключевский о «Смуте»;

б)С.Ф. Платонов о «Смуте».

3.Проблема крестьянской войны в советской историографии «Смутного времени».

4.Думные чины и их роль в гражданской войне.

5.Российское дворянство и его роль в гражданской войне.

6. Холопы и холопье право в годы гражданской войны.

7.Крестьянство и проблема закрепощения крестьян в во время гражданской войны.

Источники:

1. Политическая история России. Хрестоматия ч.1 М., 1995.

2. Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических занятий

(Вып. 3. М., 1997).

Литература:

1. Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. М., 1926г.

2. Буганов В.И. Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. М., 1980.

3. Воробьев В.М. Дегтярев А.Я. Русское феодальное землевладение от Смутного времени до начала Петровских реформ. Л., 1986.

3. Зимин А.А, Некоторые вопросы истории крестьянской войны в России в начале XVII в. //Вопросы истории. 1958. №3

4. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М.. 1985.

5. Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975.

6. Крестьянские войны в России XVII- XVIII вв. М., 1974.

7. О крестьянской войне в Русском государстве в начале XVIIв.// Материалы дискуссии // Вопросы истории. 1961. №5

8. Павлов А.П. Состав Боярской Думы в период царства Бориса Годунова.// Государственные учреждения и классовые отношения в отечественной истории. Вып. 2. М.; Л., 1980.

9. Панеях В.М. Холопство в XVI-начале XVII в. Л., 1975.

10.Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории.

11.Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988

12.Смирнов И.И. Восстание Болотникова. М., 1951.

13.Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв. М., 1998.

14.Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. Казачество на переломе истории.М., 1990.

Дворянство и крепостной строй России XVI-XVIII вв. М., 1975.

Тема 4.

История России в конце XVI – XVIIвв.

Семинар 2.

Соборное Уложение 1649 г.

План семинара

1.История создания Соборного Уложения, его источники и структура.

2.Поместное и вотчинное землевладение по нормам Соборного Уложения. Дворянская служба.

3.Торговое право и посадское население в Соборном Уложении.

4.«Суд о крестьянах»

5.Холопье право в Соборном Уложении.

6.Значение Соборного Уложения 1649 г.

Источники:

1. Памятники русского права. Вып.6. М.,1957.

2. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.3. Акты Земских Соборов М.,1985.

Литература:

4. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. М., 1980.

5. Иванов С.С Государство и право России в период сословно- представительной монархии. М.,1960.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекции Х1.VII// Ключевский В.О. Сочинения в9 томах. Т.3.

7. Его же Происхождение крепостного права в России. Т.VI.

8. Маньков А.Г. Уложение 1649 г.- кодекс феодального права России. Л.,1980.

9. Панеях В.М. Холопство в XVI- начале XVII вв. Л., 1975

10. Смирнов Н.Б. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. т.1., М.:Л., 1947-1948.

11. Софроненко К.А. Соборное Уложение 1649г.- кодекс русского феодального права. М., 1958.

12. Тихомиров М.Н., Епифанов Н.Н. Соборное уложение 1649 г. М., 1958.

13. Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVV-XVII М.,1975

14. Чистова Е.А. Городские восстания в России в 1 половине XVII- Воронеж, 1975.

15. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России 17 в. и её роль в формировании абсолютизма- М.,1987.

Методические рекомендации

Соборное Уложение 1649г. способствовало укреплению самодержавия, формированию абсолютной монархии. Отвечая интересам дворянства, оно окончательно оформило крепостное право.

На основе изучения главы XIX Уложения следует показать, в чем выразился крепостнический характер законодательства в отношении посадского населения. Укажите, какие меры предпринимались для возвращения ушедшего из города населения; объясните, с какой целью включались в состав посадского населения все ремесленные и торговые люди пригородных слобод, а также частично стрельцы и служилые люди.

Вместе с тем надо отметить, что в этих преобразованиях содержались прогрессивные элементы и прежде всего—ликвидация частных владений феодалов в городах.

Расскажите, какие условия создавало Уложение для территориального роста городов, их экономического развития. Охарактеризуйте городскую торговлю по Уложению, выявите, какие его положения ущемляли крестьянскую торговлю на посаде.

В заключение подчеркните, что Соборное Уложение удовлетворяло требования главным образом зажиточных слоев городского населения.

Тема 4.

История России в конце XVI – XVIIвв.

Семинар3.

Развитие системы власти и государства в ХVII в.

1. Роль представительных органов власти.

а) Боярская Дума

б) Земский Собор

2. Укрепление центральной государственной власти.

а) развитие приказной системы

б) воеводское управление и система местного самоуправления

3. Государство и церковь.

а) Алексей Федорович и Никон

б) церковная реформа

в) победа светской власти над церковной

4. Особенности формирования российского абсолютизма.

Источники.

1 Хрестоматия по истории России. Т. 2. Кн.1. М., 1995. С.19-23, 27-32,

35-65.

2 Политическая история России. Ч.1. М., 1995. Гл.3-5.

3 Сб. документов по истории России с др. времен …Для сем. и практических занятий. Екатеринбург. 1993. С. 64-110.

Литература.

1. Абсолютизм в России. М., 1964. С.134-167, 206-221.

2. Государственные учреждения России ХV- ХVIIIвв. М., 1991.

3. Ключевский В.О. Т. 3.

4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1995.

5. Русское централизованное государство: образование и эволюция (15-18 века). М.,1980.

6. Никольский Н.М. История русской церкви. М.-Л., 1931.

7. Сахаров А.Н. Исторические факторы образования русского

абсолютизма // Вопросы истории. 1971. №7.

8. Федосов И.А. Социальная сущность и эволюция рос. абс-зма.

// Вопросы истории. 1971. №7.

9. Медушевский А.Н.Утверждение абсолютизма в России. М.,1994.

10. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России 17 в. и её роль в

формировании абсолютизма- М.,1987.

Тема 4.

История России в конце XVI – XVIIвв.

Семинар 4.

«Предпосылки петровских преобразований в ХVII в».

План семинара

1) Патриах Филарет и попытка военной реформы.

2) Алексей Михайлович и его окружение (Б.А.Морозов, А.Л. Ордин - Нащокин, А.С.Матвеев, Ф.М.Ртищев и попытки реформ).

3) Федор Алексеевич и его окружение (С. Полоцкий, В.В.Голицын и др.).

а) реформы налоговой системы и торговых отношений;

б) реформы местного управления;

в) отмена местничества.

4) Вооруженные силы и попытки реформирования армии.

а) состав и характер военных сил, основные проблемы

б) идеи укрепления обороноспособности государства (А.Л. Ордин- Нащокин и В.В. Голицын)

в) ход военной реформы (от полков нового строя до разрушения системы городовой службы).

5. Основные направления внешней политики. А. Л. Ордин - Нащокин и московская школа дипломатии.

6. Изменения в традиционной культуре

а) просвещение и образование

б) роль Посольского приказа в культурной жизни страны.

в) влияние европейской культуры

Источники

Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Часть 4. - ХVII век. М., 1973

Литература

1. Богданов А.П. Василий Васильевич Голицын // Око всей великой России. Об истории русской дипломатической службы XVI - XVII вв. – М., 1989

2. Буганов В.И. Афанасий Лаврентьевич Ордин - Нащокин: (Исторические портреты государственного деятеля XVII века) // Вопросы истории. – 1996. - №3

3. Калинин В.И. Боярин Ордин - Нащокин – создатель «Орла» // Речной транспорт. -1992. - №4/5.

4. Козловский И.П. Значение XVII века в русской истории и характеристика

предшественников петровских реформ. – Киев, 1907

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. III. – М., 1988. с. 241-264, 300-342,

6. Лавров А.С. Василий Васильевич Голицын //Вопросы истории. – 1998. - №5.

7.Нефедов С.А.Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века//Вопросы истории. 2004. №4. С. 33-52

8.Панченко А.М. Русская культура в канун петровских преобразований. Л., 1975.

9. Преображенский А.А., Морозова А.А., Демидова Н.Ф. Первые Романовы. – М., 2000.

10. Реформы второй половины XVII-XX вв.: подготовка, проведение, результаты. М., 1989.

11. Рогожин Н.М. Василий Голицын // Международная жизнь. – 1999. - №10.

12. Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в ХV – ХVII вв. М., 1954.

13. Чистякова Е.В. Социально-экономические взгляды А.Л. Ордина - Нащокина (XVII век). Воронежский госуниверситет. Труды. Т. ХХ. – Воронеж, 1950.

При подготовке к семинарским занятиям студентам необходимо иметь в виду следующее:

1. Посещение семинарских занятий обязательно. В случае пропуска семинара по уважительной причине студенту необходимо отработать пропущенную тему на консультации.

2. Подготовка к семинарскому занятию включает в себя:

· знание студентом всех вопросов плана семинара;

· готовность выступить по любому из вопросов;

· наличие небольшого реферата по одному из вопросов плана занятия и готовность выступить на занятии;

· готовность принять активное участие в обсуждении всех вопросов семинара.

В учебном плане по курсу «История Древней Руси IX – XVIIвв.» значительная часть времени отводится на самостоятельную работу студентов. Это значит, что студенты с полной ответственностью должны относиться к выполнению самостоятельных заданий, рекомендованных преподавателем. Самостоятельная работа построена по трем основным направлениям:

1) работа над выполнением творческих практических заданий;

2) подготовка к семинарским и практическим занятиям;

3) расширение знаний по предмету за счет самостоятельной проработки дополнительной литературы по предмету.

- Работа над первым направлением требует относительно много времени на подготовку, поэтому данное задание оговаривается преподавателем в самом начале семестра, одновременно устанавливаются сроки проведения защиты творческих заданий и подведения итогов. При работе над составлением родословия студентам необходимо изучить дополнительную литературу по методике генеалогических исследований, проработать семейные архивы, провести беседы с родственниками, по возможности поработать в государственных архивах, обработать и систематизировать собранный материал, оформить родословие в графическом виде. При составлении бэджа требуется ознакомиться с основами теоретической геральдики, продумать основную концепцию бэджа, с использованием энциклопедий знаков и символов подобрать соответствующие задуманному эмблемы и символы, выполнить графическое изображение бэджа, составить точное блазонное описание.

- При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты обязаны проработать учебный материал по конспектам лекций, изучить минимум источников и литературы по теме, составить конспекты первоисточников, учебной и специальной литературы. Многие вопросы семинарских занятий по курсу отечественной истории рассматриваются в форме обсуждения докладов. Подготовка докладов на семинарах и практических занятиях является одной из важных составляющих самостоятельной работы. Студенты готовят обстоятельные доклады по наиболее важным вопросам темы. Доклады желательно сопровождать наглядным материалом или компьютерными презентациями. В обсуждении докладов принимает участие вся группа, поэтому каждый студент должен быть подготовлен к участию в тематических дискуссиях. Доклад - это серьезная, хотя и небольшая по объему научная работа студента. Все предложенные темы докладов носят проблемный и дискуссионный характер. Поэтому в ходе работы над темой докладчику предстоит избрать свой путь в дискутируемых вопросах, дать свои оценки, опираясь на знание источников и специальной литературы. В процессе работы над докладом необходимо уметь пользоваться справочной и научной литературой, имеющейся на кафедрах и в библиотеках; по мере необходимости следует обращаться за консультациями к преподавателю. Работа над докладом включает в себя следующие этапы: 1) ознакомление с темой по справочной и учебной литературе; 2) изучение источников, научной и справочной литературы; 3) составление плана; 4) написание конспекта текста; 5) подготовка наглядного материала.

- По третьему направлению самостоятельной работы студентов, рекомендуется ознакомление с дополнительной специальной литературой, со специализированными сайтами в Интернете по изучаемым темам, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору.

Для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы студентам предоставляется учебно-методические издания, разработанные Ленц Г.Т. и Голдобиным А.В. на кафедре древней и средневековой истории России ПГПУ. Издания содержат подробную программу курса, обширный список основной и дополнительной литературы по разным дисциплинам курса, тематику практических и семинарских занятий, методические указания, а также приложение. В приложении содержится глоссарий – словарик основных понятий и терминов, которые необходимо усвоить в процессе изучения курса. Здесь также приводятся справочные материалы, которые можно использовать в процессе выполнения самостоятельных заданий.

Самостоятельная работа студентов должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа должна носить систематический характер.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

Задания для самостоятельной работы студентов.

Задание №1.

Работа с терминами.

Найдите и дайте краткое определение предложенных терминов. Ответ должен быть кратким и содержательным. В определении понятия отразите сущность, а не вторичные признаки. По окончании работы с терминами укажите задействованную литературу (словари, энциклопедии, учебники, монографии, интернет).

Автокефалия. Архаика. Аршин. Байдана. Бармица. Бараш. Бармы. Баскак. Белец. «Белые слободы». Бердыш. Бертьяница. Било. Бирюч. Боярин. Боярская Дума. Булава. Бусурман. Варяги. Введёные бояре. Вдачь. «Вдовий удел». Вежа. Вервь. Вериги. Великая яса. Верста. Вече. Видок. Вирник. Витязь. Воевода. Военная демократия. Волоки. Волостетель. Волжская Булгария. Волость. Волхвы. Вотчина. Выход. Голова. Головник. Городничий. «Греческий огонь». Гривна. Гридьница. Гридин. Гуляй – город. Дань. Дача. Дворец. Дворецкий. Дворцово – вотчиная система управления. Дворяне выборные. Дворяне городовые. Дворяне московские. Делюи. Десятина. Дети боярские. Детинец. Детские. Докончание. Долблёнки. Домажирич. Дружина. Дьяк. Духовная грамота. Духовник. Емец. Ерихонка. Ертоул. «Железная свинья». Живот. Житьи люди. Забрало. Зажитие. Заповедь. Заповедные лета. Запрос. Закуп. Засека. Золотая Орда. Земской Собор. Земщина. Избранная Рада. Извет. Изгой. Иосифляне. Иммунитет. Кабальное холопство. Каган. Казак. Капище. Киличей. Кистень. Клевец. Клеврет. Ключ. Кмет. Казанские походы. Княжество. Князь. Княжеский домен. Колонизация. Кольчуга. Конец. Контина. Корзно. Короста. Кормление. Кош. Крамола. Круг. Ладья. Лествица. Летопись. Летописный Свод. Лобное место Любовь (древнерусский смысл). Люблинская уния. Люди ратные. Межа. Местничество. Меч. Мечник. Митрополит. Миссионерство. Мисюрка. Минорат. «Москва – третий Рим». Навет. Нагайка. Нойон. Натуральное хозяйство. Нетчик. Нестяжатели. Новоприходцы. Нукер. Оберег. Община (родовая, соседская). Огнищанин. Огнище. Одиначество. Окуп. Опас. Освящённый собор. Опричнина. Ордалии. Ордынцы. Осада. «Оседание дружины на землю». Острог. Отроки. Ополчение. Ополье. «Очередной порядок». Палица. Патриарх. Перевет. Перемет. Печатник. Пищаль. Племенной союз. Повоз. Погородье. Полк. Полон. Полюдье. Посадник. Посадские. Поместье. Поприще. Пороки. Порты. Посад. Посадник. Послух. Посоха. Посошная система обложения. Постой. Православие. Приказ. Прикрепление крестьян. Пря. Пуд. Путь «из варяг в греки». Путь «из варяг в арабы». Путь (древнерусский смысл).Пятидесятник. Пятина. Разряд. Ранг. Ратник. Рента. Рота. Русская Правда. Руны. Ряд. Рядович. Саадак. Сабля. Сага. Сажень. Сейм. Секуляризация. Сеунч. Сказка. Скудельница. Слобода. «Смутное время». Смерд. Снем. Солба. Сотник. Стан. Старожильцы. Стол. Стрельцы. Стряпчий. Судебник. Сын боярский. Сыск. Табор. Тать. Темник. Тиун. Толковин. Торговая казнь. Тризна. Тумен. Тысяцкий. Тюфяк. Удел. Униатство. Улус. Урочные лета. Урядник. Ушкуй. Феод. Феодализм. Холоп. Хоругвь. Целование креста. Церковный устав. Чайка. Челобитная. Челядин. Челядь. Черкасы. Чёрная волость. Чернец. Чёрные клобуки. Чёрные люди. Чин. Число. Численники. Шляхта. Язык. Ям. Ямские деньги. Ярлык. Ясак. Ясачные люли. Яса. Ярмарка.

Задание №2.

Работа с таблицами.

Заполните предложенные таблицы.

(в выводе должен присутствовать анализ фактологического материала, собственная оценка событий).

Аналитическая таблица «Внешняя и внутренняя политика первых русских князей»

(Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав).

Князья Внешняя политика Внутренняя политика
Дипломатия Военные походы Религия и культура Экономика и торговля Законодательство
Олег          
Игорь          
Ольга          
Святослав          
Владимир          
Ярослав          

Задание №3.

Написание эссе.

В данном задании студентам необходимо продемонстрировать свои умения в анализе исторических событий, понимании сущности исторических процессов, привязанных к конкретным условиям и времени. Покажите умение логично и последовательно излагать свои суждения по той или иной исторической проблеме. Высоко оцениваются те работы, где автор умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение необходимые цитаты или данные, сделать грамотное заключение. Помимо указанных тем, студентами могут быть выбраны произвольные темы для эссе, но по согласованию с преподавателем.

Предлагаемые темы:

1.«Генезис образования Древнерусского государства».

2. «Геополитическое положение Киевской Руси».

3. «Византизм»: его место и роль в русской средневековой культуре».

4. «Пути формирования феодализма в России».

5. «Монголы и Русь: между Западом и Востоком. Пути исторического развития».

6. «Цивилизационный подход в изучении отечественной истории».

7. Александр Невский – герой или коллаборационист?

8. «Юрий Данилович – строитель российской государственности или убийца святого Михаила Тверского?».

9. «Дмитрий Донской – «царь русский» или «ханский улусник»?

10. «Дипломатия первых русских князей и её роль в образовании Древнерусского государства».

11. «Рабство и данничество в восточнославянском мире накануне образования Древнерусского государства»

12. «Формирование территории Древнерусского государства».

13. «Русская православная церковь и её роль в образовании централизованного русского государства».

14. «Политико-правовые идеи Владимира Мономаха в его сочинениях («Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому»)».

15. «Русско – византийские войны второй половины IX-Xвв.».

16. «Генезис, пути образования и особенности средневекового города».

17. «Социальные группы и категории населения в Древнерусском государстве».

18. «Особенности и история ратного дела на Руси в IX-XIII веках».

19. «Древнерусская дружина (состав, правовое положение, вотчинное землевладение дружинников)».

20. «Россия на рубеже XV-XVI столетий (социально - экономические, политико-правовые и культурные процессы)».

21. «Опричнина в русской истории (причины появления, сущность, основные участники, события, оценки современников и историков)».

Задание № 4.

Пример выполнения задания:

Дата + место = событие // 1380 + Дон и Непрядва = Куликовская битва.

1. 1037 г. + Киев =

2. 1097 г. + Любеч =

3. Октябрь 1113 г. + Киево-Печерский монастырь =

4. 1238 г. + река Сить =

5. 1326 г. + (из Владимира в Москву) =

Задание №5.

Работа с тестом.

Вариант I.

1. Принятие «Судебника» Ивана III:

а) 1470 г. б) 1380 г. в) 1497 г. г) 1550 г.

2. Стояние на Угре:

а) 1480 г. б) 1494 г. в) 1260 г. г) 1223 г.

3. Присоединение Новгорода к Москве:

а) 1495 г. б) 1376 г. в) 1552 г. г) 1478 г.

4. Смерть Ивана III:

а) 1486 г. б) 1510 г. в) 1676 г. г) 1505 г.

5. Завоевание Смоленска:

а) 1525 г. б) 1378 г. в) 1630 г. г) 1514 г.

6. Действительно ли события, указанные ниже (речь идет о возвышении Москвы), происходили в той последовательности, как они перечислены? Если нет, расставьте их правильно:

а) завоевание Коломны;

б) княжение Ивана III;

в) постройка первого белокаменного кремля в Москве;

г) присоединение Переяславского княжества к Москве;

д) правление Ивана Калиты;

е) правление Дмитрия Донского;

ж) переезд митрополита Петра из Киева во Владимир.

7. В правой стороне даты перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиям. Проставьте их правильно:

а) присоединение Тверского княжества к Москве 1382 г.

б) нашествие Едигея 1472 г.

в) сожжение Москвы Тохтамышем 1485 г.

г) брак Ивана III с Софьей Палеолог 1380г.

д) Куликовская битва 1408 г.

8. Подчеркните названия событий, современных второму походу Батыя:

а) получение Даниилом Галицким папской католической короны;

б) княжение Александра Невского в Новгороде;

в) битва на Калке;

г) поход Андрея Боголюбского на Киев.

9. Подчеркните названия событий, совпадающих по времени:

а) Ливонская война;

б) написание «Поучения» Владимиром Мономахом;

в) княжение Всеволода Большое Гнездо;

г) опричнина;

д) нашествие Девлет - Гирея на Москву.

10. Объединение Новгорода и Киева Олегом:

а) 988 г. б) 1017 г. в) 882 г. г) 1132 г.

11. Первая религиозная реформа Владимира Крестителя:

а) 988 г. б) 1098 г. в) 980 г. г) 1046 г.

Вариант II.

1. Черносошные крестьяне – это:

а) крестьяне, используемые на самых тяжелых работах;

б) крестьяне, принадлежащие государству;

в) крестьяне, отправляемые своим владельцем для работы на мануфактуре.

2. Объединение Новгорода и Киева Олегом:

а) 988 г. б) 1047 г. в) 882 г. г) 1132 г.

3. Какие из названных пар исторических деятелей были современниками:

а) Иван Калита и Ярослав Мудрый;

б) Иван IV и Ермак Тимофеевич;

в) Андрей Рублев и Александр Невский.

4. Заключение мирного договора между Турцией и Россией в Яссах:

а) 1747. б) 1791г. в) 1775 г. г) 1813г.

5. В Киевской Руси должностное лицо в хозяйстве князя, его слуга и домоправитель:

а) закуп

б) рядович

в) тиун.

6. Начало второй русско-турецкой войны за выход России в Черное море:

а) 1769 г. б) 1750 г. в) 1787 г. г) 1800 г.

7. Какое государство сложилось в России в результате реформ Ивана IV:

а) сословно-представительная монархия;

б) абсолютная монархия;

в) феодальная республика.

8. Когда проходил Стоглавый собор:

а) 1551г. б) 1550 г. в) 1497 г.

9. В каком году было отменено местничество в России:

а) 1682 г. б) 1670 г. в) 1674 г.

10. С кем в1686 г. Россия заключила «вечный мир»:

а) Польшей

б) Украиной

в) Турцией.

Задание №6.

Ниже приводятся выдержки из различных документов, но каждая подборка (а, б) посвящена только одному событию. Назовите это событие.

а) «В лето 6745. Приидоша безбожники Измалтяне, преже бившися со князи Роускими…Быс первое приход их на землю Рязаньскую, и взяша град копьем… Он же, яко свирепый зверь, не пощади оуности его, веле пред собою зарезати и град весь избье...»

«А в эти дни болезнь христианам от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрья, князя владимирского».

б) «Князь же великий Дмитрей Иванович и православные князи поеде к живоначальной Троице и ко отцу своему преподобному игумену Сергию... И рече ему игумен Сергий: «Замедление сугубо поспешится, живот ти будет; не уже бо ти еще венец на победы сия наидти, но во вспомявших летех, иным уже венцы плетутся» (Это промедление вдвойне все ускорит, будешь жив, ибо не найдешь ты смертный венец в этой битве, но в предназначенные тебе года иным же венцы плетутся уже).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: