Политико-правовые учения в Древней Индии

Индия дала одну из наиболее разработанных и хорошо сохранив­шихся систем древнего мировоззре­ния. Первыми дошедшими до нас литературными памятника­ми индийской духовной культуры, имеющими системное, ми­ровоззренческое значение для политики и права, являются Веды – собрания религиозных гимнов арийских племен. Санскритское слово «веды» означает «ведение», «знание». Главной среди них была «Ригведа» (конец II тысячелетия до н.э.).

Правда, до ведийской эпохи на территории Индии суще­ствовала высокоразвитая Хараппская цивилизация, закат которой наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах в середине II тысячелетия до н.э. Однако идеи людей этой ци­вилизации остаются для нас тайной из-за неразгаданности их письменности и общей скудости источников.

Ведийское мировоззрение получило систематизированное отражение в идеологии брахманизма, обосновывающего боже­ственность происхождения власти и государства, кастово-сословную организацию индийского общества. Сословий, или варн, у древних индусов было четыре: варна жрецов (брахма­ны), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленни­ков и купцов (вайшьи) и низшая варна (шудры).

Социально-политические идеи различных школ брахманиз­ма отражены в многочисленных законоведческих и политичес­ких трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат «Манавадхармашастра». На русский язык он переведен под названием «Законы Ману». Эти законы основаны на призна­нии руководящей не только религиозной, но и политической роли брахманов.

Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого обще­ственного положения или в небожителе.

Поведение человека и его будущее перерождение брахма­ны оценивали в зависимости от того, как он выполняет пред­писания дхармы: культовые, общественные и семейные, уста­новленные богами для каждой варны.

Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его «будущей жиз­ни», как награду за служение богам, терпение и кротость.

Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выс­тупало в брахманизме государственное принуждение, пони­маемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказа­ния была основополагающей. Ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании. «Весь мир подчиняется посредством на­казания», – провозглашали «Законы Mану».

Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы «…ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять при­сущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потряса­ют этот мир».

За одно и то же преступление представители различных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвер­гался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного. Но если шудра осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскаленного железа. Используя пред­ставления о переселении душ после смерти, «Законы Ману» наряду со многими земными наказаниями перечисляют и те загробные кары, которым подлежат нарушители дхармы.

Государственную власть «Законы Ману» описывают как единоличное правление государя. В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их значимости). Важ­нейший элемент в этом перечне – царь. Учение о «семичленном царстве» соответствовало уровню развития политических уч­реждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспоти­ческих режимах, и представляло собой одну из первых в исто­рии попыток создать обобщенный образ государства.

Но к обожествлению царской власти идеологи жречества подходили также с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принад­лежащие к низшим кастам, уподоблялись содержателям при­тонов. Политическим идеалом брахманизма являлось свое­образное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.

Ведийская эпоха с её идеологией брахманизма заканчива­ется в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории Ин­дии активизировался типичный для восточных деспотий про­цесс образования новых государств, обособления местных пра­вителей. Этот процесс сопровождался изживанием родоплеменной организации и идеологии.

В VI-IV вв. до н.э. в Индии возникло множество неорто­доксальных еретических течений, ставивших под сомнение ис­тинность ведийско-брахманских идей, жреческой религии, ра­товавших за утверждение всевластия «естественного закона» в природе и жизни человека. Крупнейшим из них был буддизм.

Буддийские законы изложены в «Дхаммападе» («Стезя за­кона»). Буддизм отвергает мысль о Боге как верховной лично­сти и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных уси­лий людей. С позиций признания нравственно-духовного ра­венства всех людей Будда и его последователи отрицали свя­тость сословно-кастовых установлений, подвергали критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства. Но понима­ние буддистами равенства между людьми ограничивалось об­ластью нравственных отношений.

Главная цель буддизма – избавить человека от страданий, которые сопровождают его в земной жизни. Буддизм пропове­дует избавление от страданий путем отказа от желаний и до­стижения «высшего просветления» – нирваны. К счастью ведет «восьмеричный путь», а именно: правильная вера, правильное решение, правильная речь, правильные действия, правильная жизнь, правильные усилия, правильная мысль, правильное со­средоточение.

Буддизм акцентирует внимание на 10 видах греховных действий и 10 видах хороших. К 10 темным деяниям относят­ся 3 физических поступка: убийство, воровство, прелюбоде­яние; 4 вербальных действия: ложь, клевета, оскорбление сло­вом, легкомысленная речь; 3 намерения, вызванные жаднос­тью, недоброжелательством, невежеством. К 10 светлым де­яниями приносящим заслуги, являются: великодушие, высо­кая нравственность, медитация, почтительность, услуга кому-либо, передача своей заслуги другому, умение радоваться успеху других, слушание дхармы (природной закономернос­ти, естественного закона), распространение дхармы, следо­вание правильному учению.

Как еретическое учение буддизм первоначально был рас­считан на узкий круг приверженцев. Но уже вскоре многие его идеи получили актуальное социально-политическое значение и звучание и уже во время правления Ашоки (268-232 гг. до н.э.), объединившего Индию, буддизм был признан государственной религией.

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат «Артхашастра» («Наставления о пользе»). Его автором считается брахман Каутилья – советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н.э. могущественную империю Маурьев. Трактат воспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обес­печения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосход­стве жречества над другими сословиями, его монополии на от­правление религиозного культа. В то же время он содержит идеи, не совпадающие с традиционным учением жречества. В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отво­дили главную роль в законодательной деятельности государю, который предстает здесь неограниченным самодержавным пра­вителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в пер­вую очередь интересами укрепления государства, соображени­ями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного дол­га и норм нравственности. Выделение полезности в качестве основной общественной ценности означало заметный шаг в формировании светской доктрины политики и законодатель­ства.

Дальнейшая история политико-правовой мысли Индии свя­зана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впи­тавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других веро­ваний. Буддизм же получает распространение в других странах и в первых веках нашей эры становится одной из мировых ре­лигий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: