Политико-правовые идеи И.М. Посошкова

Оригинальным мыслителем-самоуч­кой Петровской эпохи был Иван Ти­хонович Посошков (1652-1726гг.). Изве­стность он приобрел благодаря сво­им публицистическим произведениям. Основной его труд «Кни­га о скудости и богатстве» содержал проекты крупных реформ, затрагивающих практически все стороны государственно-пра­вовой деятельности.

Сам автор «Книги...» занимался предпринимательством и торговлей, поэтому он излагает программу углубления петров­ских реформ, действий абсолютизма, какой её хотело видеть купечество. Последнему он придавал особое значение. «...Ку­печеством всякое царство богатится, а без купечества никакое не только великое, но и малое царство стоять не может. Купе­чество и воинству товарищ. Воинство воюет, а купечество по­могает... Как душа без тела не может быть, так и воинство без купечества пробыть не может... Царство воинством расширя­ется, а купечеством украшается».

В «Книге...» Посошкова центральной была идея о непос­редственной связи богатства страны с наличием правопоряд­ка. Никакой экономический подъем, полагал он, в государстве невозможен без искоренения «неправды», заключающейся преж­де всего в «неправедном судействе», беззакониях, чинимых ку­печеству и ремесленникам, и разорении крестьянства.

В целях увеличения общественного богатства Посошков ра­товал за тотальную государственную регламентацию обще­ственной жизни. Возлагая все свои надежды на разумное прав­ление, он предлагал определять царскими указами порядок организации производства, ведения торговых дел, цены на то­вары и стоимость самих денег. Царь указами должен заставить всех работать, «жити бережно».

В то же время Посошков указывал на имеющиеся противоречия в царских уставах и предлагал принять новое Уложение взамен 1649 г. или новый свод законов. В нем следовало бы, по его мнению, собрать и согласовать положения старых и новых уставов, учесть практику решения тех дел, которые не регла­ментированы никакими указами, а также использовать прием­лемые статьи из иноземных уставов, изучить «немецкие судеб­ники» и даже перевести на русский язык турецкие законы, «ибо слышно, что в турецком царстве много порядков в судебном деле, да и купечество у них праведно хранится».

Составление нового Уложения Посошков предлагал про­вести оригинальным путем: собрать по 2-3 представителя от духовенства, администрации, дворянства, купечества, военных, крестьян. Затем составленный кодекс «всем народом освидетель­ствовать вольным голосом, а не под принуждением». Такой всесословный совещательный орган («многонародный совет») он предлагал иметь при царе, но последнее слово при утверж­дении нового уложения Посошков оставлял за царем. Он пы­тался убедить Петра I, что введение «народосоветия» не сни­жает роли «его величества самодержавия».

Совершенствование права и его гарантий Посошков свя­зывал с обучением народа грамоте. Чиновники и сборщики по­датей, писал он, «чинят крестьянам пакости великие, а они оспорить не могут, так как неграмотны». Ограничение произ­вола Посошков видел в принудительном обучение крестьянс­ких детей грамоте.

Одновременно Посошков предлагал осуществить реформу суда, с тем чтобы сделать его доступным всем сословиям. Для этого, считал он, следует организовать «прямое правосудие», осуществляемое судьями-чиновниками, находящимися на служ­бе государства, причем должность судьи предоставлять «низ­кородным» людям из купцов, разночинцев и даже черносош­ных крестьян, а дворян к этой деятельности не привлекать, ибо они в большинстве своем взяточники и мздоимцы. Суд должен быть равным для всех: «каков земледельцу, таков и купеческо­му человеку, убогому, богатому, солдату и офицеру».

Обеспечение законности он связывает не только с установ­лением правосудия в стране, но и с организацией специальной службы, ответственной за сохранность правопорядка на мес­тах в лице сотских, пятидесятских и десятских, которые бы за «своими десятками смотрели бы накрепко».

Исходя из идеи равенства всех перед царем и законом, По­сошков предлагал изменить налоговую политику государства: отменить такой крепостнический институт, как подушная по­дать и ввести поземельный налог как для крестьян, так и для дворян. Крепостное право он считал явлением временным, с экономической точки зрения неэффективным. Красочно живо­писуя тяжбы крестьянского быта, он просит царя, не отменяя крепости, упразднить «наиболее кричащие имущественные раз­личия», издать указ о крестьянских повинностях, считая, что «царю паче помещиков надлежит крестьянство беречь, понеже помещики владеют ими временно, а царю они всегда вековые».

Политико-правовые идеи Посошкова стали заметным яв­лением в истории русской мысли. Однако их реализация могла бы привести фактически к изменению политического строя Рос­сии: ослаблению роли дворянства и усилению роли купечества и зажиточного крестьянства. Господствующие дворянские кру­ги это не на шутку встревожило. Вскоре после издания и от­правки царю «Книги о скудости и богатстве» Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где и умер в 1726 г., так и не зная причины своего ареста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: