Этатистские взгляды Петра I

Глава VII. Политическая и правовая мысль в России в XVIII в.

Темы рефератов

1. Г. Гроций о предмете юриспруденции.

2. Проблема соотношения права и силы в концепции Г. Гроция.

3. Трактовка Б. Спинозы проблем общества, государства и права.

4. Основные направления английской политико-правовой мысли в XVII в.

5. Противоречивость политико-правовых воззрений Т. Гоб­бса.

6. Идеи раннебуржуазного либерализма в сочинениях Дж. Локка.

Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы

1. Г. Гроций считал, что при соблюдении определенных тре­бований может быть правомерной любая форма правления, в том числе и абсолютная монархия. О каких требованиях идет речь?

2. В чем сущность теории общественного договора Т. Гоб­бса?

3. Кто из мыслителей XVII в. уподоблял строение государ­ства устройству человеческого организма?

4. Т. Гоббс – светский теоретик, антиклерикарист, подвер­гавшийся длительное время гонениям со стороны церкви, счи­тал, тем не менее, важным сохранить религию. В каких целях?

5. С какими позициями учения Т. Гоббса Дж. Локк был не согласен, а с какими солидарен?

6. Охарактеризуйте слабые и сильные стороны учения Дж. Локка.

7. Почему Дж. Локк считал конституционную монархию лучшей формой организации государственной власти?

Список рекомендуемой литературы

Гоббс Т. Левиафан // Сочинения. М., 1990. Т. 2.

Гроций Г.А. О праве войны и мира. М., 1966.

Заичеико Г.А. Джон Локк. М., 1988.

История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М., 2004.

Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения. М., 1988. Т. 4.

Лейст Н.Э. Учение Спинозы о государстве и праве. М., 1960.

Либерализм Запада XVII-XX вв. М., 2006.

Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 1-2.

Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

Этатистские взгляды Петра I. Политико-правовые идеи Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева, И.М. Посошкова. Политико-правовая идеология эпохи Екатерины II. Теория «просвещенного абсолютизма». Политико-правовая идеология дворянской аристократии. Политико-правовые взгляды русских просветителей. Воззрения А.Н. Радищева.

К началу XVIII в. русское феодаль­ное государство окончательно офор­мляется как абсолютная монархия. Абсолютистская тенденция становится определяющей в орга­низации и в практике реализации верховной власти. Петром I модернизируется вся система управления государством. Пре­кратила свое существование Боярская дума. Вместо нее был создан Правительствующий Сенат – высший коллегиальный орган, сочетавший в себе контрольные, судебные и исполни­тельные функции. Вместо приказов образовывалась система коллегий – учреждений с четко выраженными функциями от­раслевого управления, с коллегиальным устройством и регла­ментацией обязанностей всех чиновников. Было ликвидирова­но патриаршество, а для управления церковью возникла Ду­ховная коллегия, преобразованная затем в Святейший Синод. В городах были созданы органы городского самоуправления – магистраты.

В Петровскую эпоху закончилось объединение и законо­дательное оформление феодалов – бояр и дворян – в единый класс-сословие –шляхетство, резко противостоявшее осталь­ным социальным группам. Впоследствии за шляхетством ус­тановилось название – «дворянство». Государство становит­ся дворянским. Одновременно расширилось и укрепилось кре­постное право. В крепостное состояние были обращены мно­гие ранее свободные люди. Помещики наделялись правом суда над крепостными, расширялась личная власть помещиков над крестьянами.

Радикальные изменения были произведены и в других сфе­рах общественной жизни. Появилась первая печатная газета, возникли первые типографии, печатавшие книги светского со­держания, были открыты первые военные и профессиональные школы, первый в стране музей, первая публичная библиотека, первые публичные театры, первые парки, наконец, издан пер­вый указ об организации Академии наук.

При Петре I Московское государство превратилось в Рос­сийскую империю. В 1721 г. Правительствующий Сенат и Свя­тейший Синод просили императора, чтобы он «позволил при­нять по примеру других титул Отца Отечества, Императора Всероссийского Петра Великого».

Вместе с тем модернизация носила незавершенный харак­тер, поскольку российский абсолютизм утверждался не в усло­виях упадка феодальных сословий и возникновения современ­ного класса буржуазии, как это было на Западе, а, наоборот, в условиях укрепления институтов крепостничества, при слабос­ти торгово-промышленных (буржуазных) кругов, еще не спо­собных решительно отстаивать свои интересы. В системе кре­постнической промышленности условий для развития капита­лизма не было.

Другая особенность российского абсолютизма заключалась в том, что, создав условия для превращения дворянства в полно­ценное сословие, в самостоятельную политическую силу, царизм одновременно сделал его еще более несвободным, чем прежде. Дворянство, как известно, было обязано нести военную и граж­данскую службу под угрозой конфискации земель и крепостных у тех, кто уклонялся от службы государству. Это породило борь­бу дворянства за свое освобождение и обретение разнообразных привилегий, продолжавшуюся весь XVIII в.

Наконец, важной особенностью российского абсолютизма является то, что его утверждение происходило в условиях куль­турного раскола русского общества, вызванного сознательны­ми и целенаправленными действиями Петра I по европеизации российской жизни. Идея заимствования западной культуры превращается в ведущую тенденцию для правящих кругов Рос­сии. Западноевропейские ценности становятся постоянным фак­тором, все более активно воздействующим на развитие госу­дарственности, социального знания. Для основной массы насе­ления эти ценности оставались абсолютно чуждыми.

Специфика российского абсолютизма сказалась и в его по­литико-правовой идеологии. Сложилось три основных тече­ния абсолютистской мысли, выражающих интересы главных политических сил: официальная доктрина абсолютизма, вклю­чавшая традиционные теологические идеи и элементы рацио­налистического обоснования царской власти – этатистские взгляды самого Петра I и Ф. Прокоповича; дворянская кон­цепция В.Н. Татищева, базировавшаяся на естественно-пра­вовой теории; и предбуржуазная (купеческая) идеология И.Т. Посошкова.

Инициатором реформ, равно как и изменений идейной основы, содержания и программы положений политико-пра­вовой доктрины русского государства первой четверти XVIII в., был прежде всего сам русский царь Петр Алексее­вич (1672-1725 гг.). Новым было уже то, что те или иные идеи получали выражение непосредственно в законодательных актах абсолютистского государства, указах, уставах, регла­ментах и манифестах, многие из которых Петр писал лично или редактировал. За период его правления было издано свы­ше 3300 таких документов, сформировавших законодатель­ную систему.

В законодательных актах получила утверждение офици­альная доктрина абсолютизма, исходившая из теократичес­ких представлений о власти монарха. Власть царя рассматри­валась как «божественное поручение» или обосновывалась идеей «общего блага», «всенародной пользы», суть которой сводилась к тому, что лишь монархи знают, что именно тре­буется их подданным в стране. Законодательное оформление абсолютная монархия получила в Духовном регламенте (Ус­таве духовной коллегии), где было записано: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог за совесть повелевает».

Монарху стала принадлежать вся законодательная, испол­нительная, судебная, военная и духовная (религиозная) власть. При Петре I полностью прекратили деятельность все сословно-представительные учреждения. Главным инструментом ре­ализации верховной власти, проведения реформ стало осоз­нанно применяемое насилие, а создаваемое государство при­обретало черты чиновничье-дворянского полицейского госу­дарства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: