США за независимость

Американское просвещение и идеология борьбы

Идеи французского Просвещения были очень созвучны деятелям американской революции. Война 1775-1783 гг. английских колонистов в Северной Амери­ке против метрополии, завоевание независимости и образова­ние американской государственности сопровождались здесь расцветом политико-правовой мысли. Труды Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо стали настольными книгами руководителей освободительного движения и основателей США, а идея есте­ственных прав человека воодушевляла колонистов в их рево­люционной борьбе.

Политических мыслителей США рассматриваемого пери­ода можно объединить в две подгруппы. В первую вошли ра­дикалы – наиболее последовательные приверженцы освободи­тельной борьбы колоний, демократической республики, прав и свобод граждан, самостоятельности штатов и суверенитета народа. Это Бенджамин Франклин (1706-1790гг.), Томас Пейн (1737-1809гг.), Томас Джефферсон ( 1743-1826гг.). Ко второй группе можно отнести мыслителей более умеренной ориентации: цен­тралистов-федералистов Джона Адамса (1735-1826гг.), Александ­ра Гамильтона (1757-1804гг.), Джеймса Мэдисона (1751-1836гг.) и др. Между этими группами шла борьба по коренным вопросам политического устройства нового государства: о форме госу­дарства и пределах государственной власти, о характере отно­шений между государством и народом, о демократических пра­вах и свободах личности.

Идеологи федералистов считали идеалом политического устройства страны английскую модель и выступали за сильную центральную (федеральную) власть. Федералисты выражали интересы крупных собственников: торгово-промышленной и финансовой буржуазии, плантаторов. Поскольку плодами по­беды в войне за независимость воспользовались главным обра­зом именно эти круги, то воззрения федералистов стали опре­деляющими при разработке Конституции США (1787г.), по ко­торой эта страна живет уже более двух веков.

Суть федералистской концепции государства предельно ясно выражена в тезисе: «Те, кто владеют страной, должны и править ею». Только богатые, по убеждению федералистов, спо­собны обеспечить справедливость и стабильность политичес­кого строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хоро­шего. Предоставление же народу возможности активно участво­вать в государственном управлении неизбежно приведет к ти­рании большинства, ошибкам и заблуждениям из-за непросве­щенности и непостоянства масс и тем самым ослабит государ­ство. Федералистами была разработана модель государствен­ного устройства США, которая, с одной стороны, препятству­ет установлению тирании большинства, объединению большин­ства во всесильную фракцию, а с другой – обеспечивает баланс властей путем сдержек и противовесов. Главную задачу госу­дарства они видели в охране собственности граждан.

Оппоненты федералистов, республиканцы, были идеолога­ми широких слоев мелких собственников- фермеров, ремеслен­ников. Они отстаивали демократические завоевания народа, опасаясь посягательства на них со стороны власти.

Т. Пейн одним из первых в Северной Америке выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов еще в 1775 г. Он был сторонником всеобщего избирательного права и стремился к устранению крайностей и имущественного нера­венства. Как и многие представители естественно-правовой те­ории того времени, Пейн считал, что все люди по природе рав­ны в своих правах и в равной мере вправе добиваться их осуще­ствления. Именно на основании естественных прав возникает, по его мнению, гражданское общество, а уже затем государство. Оно создается людьми по общественному договору. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать народу. Из этой идеи Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления – о праве на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию он обосновывал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного не­зависимого государства.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-пра­вовой концепции была присуща и взглядам автора Деклара­ции независимости США Т. Джефферсона, убежденного в пер­венстве естественных прав над позитивными законами, издава­емыми государством, поскольку само оно создано для охраны и обеспечения прав человека. Решая вопрос о соотношении прав личности и прав правительства, являющийся основой полити­ко-правовой доктрины Джефферсона, последний предлагает сочетать правление народного большинства посредством из­брания его представителей с тщательным разделением властей на отдельные и разные отрасли: законодательную, исполнитель­ную, судебную, чтобы правительству было трудно действовать, не обеспечив предварительно взаимное согласие при решении вопросов.

Джефферсон добивался установления такого государствен­ного строя, который основывался бы на принципах свободы и «при котором полномочия государственной власти были бы так разделены и сбалансированы между несколькими правитель­ственными органами, чтобы ни один из них не смог выйти за пределы своих прерогатив, находясь под эффективным конт­ролем и сдерживаемый другими».

Джефферсон внес значительный вклад в теорию демокра­тического режима и практику становления демократии в США. Полемизируя с федералистами, исповедовавшими элитаристские концепции, считавшими народ не способным ни понять ценности свободы, ни тем более защищать ее, он настойчиво повторял: в действительности власть должна исходить от на­рода, отправляться в его интересах и формироваться из его пред­ставителей. Только народ может быть гарантом свободы, по­этому его права необходимо не урезать, а расширять. По ини­циативе Джефферсона был принят знаменитый Билль о пра­вах, составивший первые десять поправок к Конституции США и устанавливающий широкие демократические свободы для граждан.

Значительны заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия. Неотъемлемой частью свободы мысли для него были свобода слова и печати. Широко извест­ным стало его высказывание, что, если бы ему предложили вы­бирать между правительством без газет и газетами без прави­тельства, он бы выбрал последний вариант. Он последователь­но добивался установления и религиозной свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: