Масляная живопись

Пейзаж

Виды и жанры живописи

I. Краткие сведения из истории живописи

Живопись – наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиция. Это позволит воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.

Живопись, как всякое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение мира. Но, отражая мир, художник одновременно воплощает свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, по-своему объясняя их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.

Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учеными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сценки охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.[2]

Живопись разделяется на два вида: монументальная и станковая.

Монументальная живопись характерна тем, что ее произведения изображаются на масштабных поверхностях (стены, плафоны).

Различают две главные разновидности монументальной живописи – фреску (от итальянского – свежий) и мозаику (от итальянского буквально – посвященная музам).

Фреска – это техника живописи красками, разведенные чисто или разведенной водой, по свежей сырой штукатурке.

Мозаика – изображение, выполненное из однородной или различной по материалу частиц камня, смальты или керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта – извести или цементе.

Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: натюрморт, бытовой, исторический, батальный, портрет.

Натюрморт - одно из самостоятельных жанров живописи. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы.

Портрет – жанр изобразительно искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Анималистический жанр – изображение животных и животного мира.

Исторический жанр – события прошлого, библейские истории и былинные времена.

Батальный жанр – Жанр, посвященный темам войн, походов, битв, эпизодов военной жизни.

Мифологический жанр – картины, написанные на темы мифов, сказочные темы, былинные темы, легенды.

Бытовой жанр – изображаются не только героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт.[5]

Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской пейзаж. Особую область составляют изображение морской стихии – марина.

Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения» На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им картины в 1895 г. Картины «Март» (приложение 2) и «Золотая осень» (Приложение 1), знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.

Художник не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажным мотив, но и передать свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI в. Художники обратились к изучению натуры. Особы расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII- XVIII вв.

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения.

Создание глубокого образа в пейзажной живописи – дело нелегкое, но дарующее художнику чувство глубокого творческого удовлетворения.

Пейзажная живопись обладает огромной силой эмоционального воздействия и поэтому способна развивать у зрителя чувство красоты, восприимчивость к миру прекрасного. ]

Многие пейзажисты с любовью передавали все красоты полей, лугов и деревенских мотивов.

Сельский и парковый пейзаж Сельский пейзаж – наиболее распространенная тема пейзажной живописи всех времен. Становление пейзажного жанра связано с изображением сельской местности. Дом на холме или у реки, зелень лугов или угрюмость скал, тропинка или проселочная дорога – мотивы многих и многих полотен художников разных стран. «Шум воды у плотины, ивы, старые прогнившие доски, скользкие бревна и кирпичные стены – как я это люблю», – писал Д.Констебл. «Непонятная любовь к деревенькам» не исчезает, а сохраняется как устойчивая традиция и сегодня. В чем же причина такой любви? Почему одинокий дом на окраине села или покосившаяся церквушка усиливают чувство переживания природы, делают его проникновенным и драматически сильным? Большинство исследователей искусства и художников сходятся во мнении, что в этих случаях архитектура воспринимается как символ присутствия человека. Человек присутствует, но не довлеет, не навязывает природе свои ритмы, пространственные связи. Кроме того, одинокое строение в пейзажном изображении вскрывает вечную проблему взаимоотношений конкретного человека и природы, так как при всей своей привычке к коллективным действиям в душе каждого человека живет отшельник. Для этого достаточно вспомнить знаменитую картину И.И.Левитана «Над вечным покоем», работы А.К.Саврасова, М.В.Нестерова, Н.К.Рериха. «Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь». Так писал С.А. Есенин, передавая свои ощущения от восприятия сельского пейзажа. Поэтизация скромных мотивов «малого отечества», вообще присущая русской живописи, с особой силой вспыхнула в советской довоенной и послевоенной живописи. Пейзажи М.С.Сарьяна, С.А.Чуйкова, С.В.Герасимова, Н.П.Крымова, В.В.Почиталова, А.В.Куприна, Г.Г.Нисского, А.М.Грицая, Е,И.Зверькова, В.М.Сидорова продолжают начатое до революции. Пейзажи с парковой архитектурой родственны сельскому пейзажу по значению природных форм в композиции, но общение человека и природы идет уже на другом уровне. Парковая архитектура, архитектура дворянских усадеб с парками не так утилитарна по своей сути, как архитектура сельской местности. [11] Но более реалистичнее пейзажная живопись будет выглядеть в масляной технике, которую использовали многие великие художники-пейзажисты.

Вид живописи художественными масляными красками. Исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне и т. п., покрытых грунтом (станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке (монументальная масляная живопись). Техника масляной живописи разработана в нач. 15 в. братьями Ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов масляная живопись обладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира.

Масляная живопись - разновидность живописной техники, основанная:
- на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества; а также
- на определенных приемах работы с красками.
Считается:
- что масляной живописи свойственны особые возможности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов;
- что масляная живопись позволяет создавать богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости.

Масляная живопись в большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объёма и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона, выразительности и динамики письма. Технические приёмы масляной живописи разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими и гладкими. Масляная живопись до начала 19 века была построена на многослойном (многократном) нанесении красок с примесью лаков и последующей лакировке поверхности картины. С начала 19 века для масляной живописи главным образом характерна манера наложения красок алла-прима по чистому грунту или тонко нанесённому цветовому или тональному подмалёвку; лаки применяются реже. [12]

Зная все эти правила нужно знать саму масляную технику, ее особенности ведения работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: