Тема 20. Государство Ивана грозного. 3 страница

Непосредственное содержание рукописи передавали текстовые миниатюры, которые и являются собственно иллюстрациями. Иногда миниатюрист предлагал свои оригинальные художественные решения, не предусмотренные иконографическими канонами.

Особое назначение в средневековой книге имели маргинальные миниатюры. Это расположенные на полях, небольшие по размерам изображения, которые были автономны от текста.

Самые древние, дошедшие до нас лицевые рукописи, датируются второй половиной XI столетия. В их числе и первая, точно датированная русская книга, Остромирово евангелие (1056–1057), созданная в Киеве по заказу новгородского посадника Остромира. Студенты должны представлять, на чем оно было написано и что собой представляло. Особое внимание следует уделить украшениям Остромирова евангелия, прежде всего миниатюрам. На них изображены евангелисты. Они написаны плотными сочными красками по сияющему металлическим блеском непроницаемому золотому фону. Миниатюры по технике исполнения сходны с эмалями. Это соответствует определенному стилю, получившему название эмальерного.

Развитие русской культуры в 30-е гг. XIII в. было прервано монголо-татарским нашествием. В огне пожарищ погибло множество произведений искусства, в том числе книг. Однако и в сложившихся условиях русскими людьми предпринимались попытки восстановить прерванные традиции книжного дела. На церковном соборе 1274 г., проходившем во Владимире, было решено собрать все оставшиеся после татарских набегов рукописи и переписать их, чтобы хотя бы частично восстановить прежний книжный фонд.

В этот период изменяется характер убранства книг. Они становятся менее богатыми и изысканными. В украшениях преобладают фольклорность, орнаментальность и пестрота.

Новый расцвет московского книжного искусства приходится на конец XIV – начало XV в. Он связан с творчеством А. Рублева.

3. Основу древнерусской культуры составляло устное народное творчество. Сегодня мы достаточно много знаем о былинах. Некоторые историки и филологи считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Другие считают, что былины – это явление фольклора, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а былинные герои совмещают в себе разные хронологические пласты. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.

4. Русь долгие годы была страной деревянной, ее крепости, терема строились исключительно из дерева. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Украшением древнерусских деревянных строений была резьба по дереву.

Нужно обратить внимание на то, что происходит переход к каменной архитектуре. Во-вторых, Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу. Примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. В подобном стиле была построена Десятинная церковь. Церковь просуществовала всего около двух с половиной веков, что объясняет отсутствие достаточно четких о ней представлений. По одной из легенд она имела 25 куполов. В действительности же основной объем венчало пятиглавие, а примыкающие к храму с западной стороны двухэтажные помещения были предназначены для книгохранилища, библиотеки, скриптория. Как митрополичий храм, она имела богатое внутренне убранство – полы из разноцветного мрамора, стены, покрытые мозаикой и фресками.

Софийский собор в Киеве отразил черты славянской и византийской традиции: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. ПВЛ сообщает о закладке главного собора митрополии под 1037 г. Это гигантский для своего времени храм. Появление на Руси подобного собора обусловлено задачей возвеличить новую религию, и поставить ее на службу государства, втянуть в ее сферу как можно больше народа, сделать церковное действо массовым ритуалом и тем самым утвердить христианство. Специальные помещения отводились под крещальни.

Другой выдающий памятник этого периода – София Новгородская. Здесь Софийский собор был заложен около 1046 г. Строительство его было завершено в 1050 г. Новгородский собор уступает Киевскому размерами, а общий рисунок храма сохранен. Из Новгородской Софии происходит едва ли не самая древнейшая русская икона «Петр и Павел», датированная серединой XI в. Софийский собор, бывший средоточием лучших произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Новгорода, на протяжении полувека оставался единственным в городе каменным сооружением.

В XII в. по всей Руси строятся однокупольные храмы: Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском и др.

В период раздробленности развивается архитектура отдельных земель и княжеств. В северо-восточной Руси расцвет архитектуры был связан с именем Андрея Боголюбского. При нем были построены Успенский собор во Владимире, белокаменный дворец в селе Боголюбове, «Золотые ворота» во Владимире, храм Покрова на Нерли. Последний храм был построен в километре от Боголюбова в память о князе Изяславе – сыне Андрея Боголюбского, умершем от ран, полученных в боях на территории Волжской Булгарии. Удачно найденные пропорции, тонкая многоступенчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток – все это делает церковь удивительно легкой и нарядной. Следует упомянуть другой памятник – Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде III. Студенты должны уметь описывать памятники культуры, выделять особенности каждого.

На рубеже 1230-х гг. русские земли подвергались опустошительному нападению монголо-татар. Последствия нашествия были тяжелы: русские земли были разорены, люди большей частью истреблены, ремесленники вывезены на чужбину, значительная часть произведений культуры уничтожена. Однако первые попытки возродить каменное зодчество наблюдаются сразу же после Батыева нашествия. В 1239 г. ростовский епископ Кирилл освятил отремонтированную церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Через четырнадцать лет была восстановлена Борисоглебская церковь в Ростове.

В Новгороде, который не подвергся разорению, каменное строительство возрождается только в 1292 г. в этом году сооружается небольшая церковь Николы на Липне в восьми километрах от Новгорода.

С середины XIII в. Москва выдвигается в число самых крупных городов Северо-Восточной Руси. Однако Московское искусство XIII в. изучено крайне слабо. Первые каменные здания в Москве появились, вероятно, в 80-е гг. XIII в., когда на княжеском столе утвердился Даниил Александрович. В это время сооружаются храмы, остатки которых найдены под Успенским и Благовещенским соборами. Хотя их существование оспаривается некоторыми учеными.

5. С принятием христианства на Русь пришла иконопись. Однако уже в XI в. строгая аскетичная манера византийской иконописи изменилась, хотя русские иконы несли в себе все черты условного иконописного лика. В это время особенную известность приобрел Печерский монах-живописец Алимпий.

В более позднее время начинают складываться отдельные школы живописи. Особую известность приобретают новгородская, ярославская школы живописи. Наиболее известными памятниками стали «Спас нерукотворный», «Ярославская Оранта».

Важнейший этап развития русской живописи связан с именами Феофана Грека и Андрея Рублева. Студенты могут подготовить сообщения о жизни и творчестве этих живописцев. Важно заметить, что Ф.Грек стал основателем целой школы русской живописи. После приезда из Константинополя, он расписывал фресками церкви Преображения на Торговой стороне, Спаса на Ильине в Новгороде. В 1390-е гг. он переехал в Москву, где расписывал кремлевские храмы – церковь Рождества Богородицы, соборы Благовещенский, Архангельский. Ф.Грек работал со своим младшим современником Андреем Рублевым.

Судьба Андрея Рублева тесно связана с Троице – Сергиевым и Андрониковым монастырями. Он вместе с Ф.Греком расписывал Благовещенский собор в Кремле, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря, Андроников монастырь.

На месте скромного и бедного Троицкого монастыря, когда основанного в лесной глуши Сергием Радонежским, постепенно вырос один из самых обширных и знаменитых русских монастырей – Троице – Сергиева лавра.

Первый каменный храм в монастыре построен в начале XV в. Его возвели на месте скромной деревянной церкви, поставленной Сергием во имя Святой Троицы. В этом соборе находится рака с мощами святителя Руси.

По свидетельству Пахомия Логофета, после смерти игуменом монастыря стал его ученик – Никон. В 20-х гг. XV в. Никон пригласил известных иконописцев Андрея Рублева и его друга Даниила Черного писать иконы для иконостаса нового Троицкого собора. Андрей Рублев создал для иконостаса собора храмовую икону – знаменитую «Троицу». Сейчас эта икона находится в Третьяковской галерее, а в иконостасе собора она заменена превосходной копией.

Летопись сообщает, что «Троица» была написана Андреем Рублевым в похвалу (т.е. в память) Сергию Радонежскому, посвятившему Святой Троице свой монастырь. Что же это была за идея святой Троицы, почему она была так близка Сергию Радонежскому и как она воплотилась в знаменитой иконе Рублева? Студентам предлагается ответить на данный вопрос.

Сюжет иконы взят из «Ветхого завета» и связан с рассказом о старом кочевнике Аврааме, которому предсказали, что станет он родоначальником целого народа. Шли годы, он и его жена состарились и не могли иметь детей. Но однажды к нему я вился Бог в одеждах путников, которые подошли к его шатру. Авраам пригласил путников к трапезе. Путники явились к нему, чтобы сообщить очень важную весть. Но Андрей Рублев убирает его подробности этого сюжета. Он не изображает Авраама и Сару – главных героев мифа. Тем самым, указывая на то, что нельзя трактовать данную икону только с точки зрения событий Ветхого завета. На иконе остаются лишь три ангела – три пленительно прекрасные фигуры за трапезой. Явление Аврааму трех ангелов – это символическое присутствие Бога, который, согласно христианскому учению, является человеку в трех лицах, т.е. в трех разных проявлениях, ипостасях: в виде Бога-Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Человеческий ум привык, что один – это и есть один, а не два и не три, а три – это и есть три, а не один и не два. Люди всегда требовали от богословов объяснения этой тайны: как это Единица может быть одновременно и Троицей? Святые учителя церкви пытались помочь, приводя различные аналогии. Иоанн Дамаскин писал: «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, не прежде бывает огонь, а потом свет, но огонь и свет вместе».

Рублев в центре иконы помещает символ жертвы. Символом жертвы является чаша, на которую указывает перстами ангел в центре. Чаша трижды возникает на иконе: чаша на столе, сам стол – в форме чаши, и третья чаша образуется внутренними контурами фигур двух крайних ангелов, в нее как бы помещен центральный ангел.

Следует заметить, сто икону нужно уметь читать и не всегда, получается, однозначно понять все символы, изображенные на ней. Поэтому студентам предлагается самостоятельно разобраться, какие основные идеи нашли отражение на иконе, и с помощью каких символов они переданы.

Считается, что икона заключает в себе три главные идеи. Первая – это идея единения, вторая – идея мира, и третья – любви. Любовь – это центральный ангел, она источник веры. Вера – это левый ангел (над ним храм – символ вероучения). Любовь и вера побуждают к действию силу, ведущую человека к высшим идеалам и устремлениям (символ высших идеалов – гора над правым ангелом). Это ангел надежды. В его облике отражены мир, тишина и согласие.

Вся композиция «Троицы» подчинена идее круга. Круг – это вечность, любовь, тепло. За центральным ангелом находится дерево, которое олицетворяет вечную жизнь, возрождение и бессмертие. Объединение неживой природы (символ – гора), живой природы (символ – дерево) и человеческой культуры на земле (символ – храм) в одну сферу (круговая композиция картины) на основе всеобщей любви и гармонии (символ любви – солнечно-золотой фон всей иконы) – это идеи Рублева.

Три задумчивых ангела группируются вокруг престола с чашей. Они образуют как бы замкнутый круг, символизируя единство троичности. Вся композиция «Троицы» подчинена идее круга. Круг – это вечность, любовь, тепло. Круг – это единство, объединяющее множественность. В «Троице» круг – это единство, которое положено в основу замысла иконы. Это жизненно необходимая идея в борьбе за единство русской земли, раздираемой в XV в. междоусобными войнами.

Для написания своей картины Рублев использовал очень дорогую и редкую краску ляпис-лазурь, которая словно вобрала в себя всю сияющую голубизну неба. Близкие к реальным пропорции ангелов Рублева, стремление к передаче «земной красоты» в просветленных ликах, отсутствие настроения суровой аскезы – все это некоторые исследователи связывают с чертами ренессансного мировоззрения в русской культуре в годы духовного подъема, которые последовали за победой на Куликовом поле.

Вся икона излучает удивительную красоту и гармонию. Ангелов трое, но они едины и нераздельны, так велика их любовь и взаимопонимание. Бог есть Любовь. Тайна Троицы – это тайна любви. Поэтому и любовь невозможно объяснить и исчерпать. Невозможно дать объяснение любви, можно только наблюдать ее действие, ее признаки. Бог – «Троица» – это единство и любовь, это и необходимость жертвы ради этого единства и любви. Такова главная идея Святой Троицы, как ее провозгласил Сергий Радонежский: «Дабы воззрением на Пресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Сегодня «Троица» Андрея Рублева воспринимается как отблеск той христианской любви, которую заповедал Сергий Радонежский. Трое – как один – это модель устроения мира на принципах согласия, доброты, прощения, любви.

На идее Троицы воспитывалось русское национальное единство – отказ от распрей, междоусобиц, необходимость объединения земель, чтобы одолеть сильного врага.

В конце занятия студенты должны сделать выводы, что древнерусское искусство далеко не однородно. Оно вобрало в себя элементы многовековой языческой культуры, на основе которой возникло. На него оказала сильное влияние византийская цивилизация, давшая Руси христианскую религию. Состояние искусства в период средневековья прямо соотносится с процессами становления и развития государственности, так как от них в первую очередь зависели общие условия художественного творчества в стране.

1. Социально-экономическое и политическое состояние Монгольского государства в первой четверти XIII в. Причины завоевательных походов Чингисхана.

2. Монгольское нашествие и установление владычества над Русью.

3. Русь и Орда: оценка характера взаимоотношений.

ИСТОЧНИКИ

Русь и Орда в XIII–XV вв. // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г.Кузьмин и др. Под ред. А.Г.Кузьмина, С.В. Перевезенцева. – М., 2004. – 656 с.

Русские земли под властью Золотой Орды // Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост.: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М., 1994.

Русь и Золотая Орда // Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. – М., 1971. – Ч. II.

Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М., 2004. – 592 с.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г.Кузьмин и др. Под ред. А.Г.Кузьмина, С.В. Перевезенцева. – М., 2004. – 656 с.

Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т. I. С древнейших времен до XVIII в. / Сост. И.В. Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Ушакова. – М., 1994. – 352 с.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Пособие для учителей / Сост. П.П.Епифанов, О.П. Епифанов. – М., 1989. – 288 с.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г.: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. – М., 1987. – 400 с.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский Г.В. Что дали России монголы? // Родина. – 1997. – № 3-4

2. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. – 1996. – № 3.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.. 1989.

4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1997.

5. Егоров В.Л. Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. – 1997. – № 2.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1991. – Т. 6. – Гл. I-VI.

7. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII в. – М., 1966.

8. Кощеев В.Б. Еще раз о численности монгольского войска в 1237 году // Вопросы истории. – 1993. – № 10.

9. Кучкин В.А. Русь под владычеством Золотой Орды // Преподавание истории в школе. – 1993. – № 3.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бембеев В.Ш.Ойраты в империи Чингисхана // Вопросы истории. – 2006. – № 5.

Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: русские земли в XIII–XV вв. – М., 1986.

Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М., 1998.

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. – М., 1985.

За землю русскую. Век XIII. – М., 1983.

Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси: Феодальная Русь и кочевники. – М., 1967.

Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси. – М., 1985.

Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987. – Ч. 1.

Князьский И.О. Русь и степь. – М., 1996.

Коновалова И. Степной бизнес // Родина. – 1997. – № 3-4.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1997. – Т. 1.

Крадин Н. Номады // Родина. – 1997. – № 3-4.

Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации // Вопросы истории. – 2006. – № 2.

Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. – М., 1997.

Трепавлов В.В. Возникновение и становление Золотой Орды // Преподавание истории в школе. – 2004. – № 1.

1. Первый вопрос занятия следует начать рассматривать с образования Монгольской империи и выяснения основных принципов внешней и внутренней политики монгольского государства.

Заслуживает анализа сам термин «монголо-татары». Как пишет исследователь А.Каримуллин, татары – это племя, жившее в северо-восточной Монголии. А название «монголы» вошло в обиход с X в. Сначала этим термином называли часть народа, проживающего от Великой китайской стены до Байкала. Это название было введено китайцами, которые татарами называли всех степняков. Племя собственно монголов проживало в восточном Забайкалье. Это был один из небольших народов.

Далее студенты должны проследить основные этапы образования монгольской империи, рассказать о жизни Чингисхана, его пути к власти и политике объединения всех монгольских племен. Особое внимание нужно уделить принципам внутренней и внешней политики и попытаться объяснить: почему Чингисхану удалось создать такое мощное государство и начать успешные завоевательные походы.

В основу государства были положены родовой кочевой быт монгольского общества, принцип веротерпимости. Студенты должны объяснить, в чем они выражались. Чингисхан приказал, чтобы монгольские дети обучались уйгурской грамоте, использование которой дало возможность закрепить и кодифицировать монгольское обычное право. Была составлена Великая Яса. Ее обнародование состоялось в 1206 г. Студенты должны проанализировать основные положения этого документа.

Особое внимание нужно сосредоточить на характеристике армии Чингисхана, организация которой стала делом жизни великого полководца и результатом обобщения многолетнего военного опыта. Нужно коснуться преобразований в гвардии, создания ее отборной части – тысячи храбрых «багатуров», объяснить десятичный принцип комплектования армии, начала территориальности и родового быта. Основой армии была прекрасная конница, с которой по боевым качествам не могла сравниться ни одна конница мира. В целом, в монгольской армии в XIII в. осуществлялись принципы «вооруженного народа» и «территориальной организации войска», которые появятся в Европе только в XIX в. В армии царили строжайший порядок, внешний лоск.

Тактические приемы Чингисхана также позволяли действовать успешно в военных сражениях. Основными являлись: тактика «глубокого строя», использование тяжелой монгольской конницы в качестве тарана, а легкой конницы в качестве охранника и разведчика в боях, маскировка намеченного боевого маневра, преследование разбитого противника, использование передовой метательной техники, захваченной у покоренных народов. Войну монголы чаще всего вели по определенной схеме. Студенты должны ее проанализировать. Т.о. можно сделать вывод, что, по общему мнению современных историков, Чингисхан являлся гением военного дела.

После объединения в одно государство всех монгольских племен в Центральной Азии, Чингисхан заинтересовался восточными землями, главным образом Китаем – богатой, культурной страной.

Один из самых спорных вопросов в историографии: что заставляло кочевников совершать массовые переселения и походы против земледельческих цивилизаций. Н Крадин в своей статье приводит обзор основных точек зрения, сложившихся в историографии на данную проблему. Существует несколько объяснений: 1 – глобальные климатические изменения (усыхание – по А.Тойнби и Г. Грум-Гржимайло, увлажнение – по Л.Н.Гумилеву); 2 – воинственная и жадная природа кочевников; 3 – перенаселенность степи;
4 – рост производительных сил и классовая борьба, ослабленность землевладельческих обществ вследствие феодальной раздробленности (марксистская концепция); 5 – необходимость пополнять экстенсивную скотоводческую экономику посредством набегов на более стабильные земледельческие общества; 6 – нежелание со стороны оседлых торговать с номадами (излишки скотоводства некуда было продать); 7 – личные качества (воинственность) предводителей степных обществ; 8 – этноинтегрирующие импульсы (пассионарность – по Л.Н.Гумилеву).

Американский социоантрополог О.Латтимор, высказывая свое мнение, утверждал, что кочевники могли в принципе обойтись своими продуктами, но тогда они оставались бы бедными. Прибавочный продукт они могли получить в результате войны или мирной торговли. Если по соседству находилось могущественное государство, то кочевники предпочитали торговать, если более слабое – то воевать. При этом «кочевые империи» имели ряд особенностей: снаружи они выглядели как деспотические завоевательные государства, а изнутри – оставались основанными на племенных связях без установления налогообложения и эксплуатации скотоводов. Власть правителя степного общества основывалась на его умении организовывать военные походы и перераспределять доходы от торговли, дани, набегов на соседние страны.

В современной исторической науке распространена теория «смягчения социальных противоречий», с помощью которой также можно объяснить причину монгольских завоеваний. После объединения всех монгольских племен во главе с Чингисханом правители (нойоны) уже не могли обогащаться в междоусобных войнах, отнимать друг у друга табуны, пастбища и т.п. Аристократия теперь не могла наживаться друг за счет друга, и ей был необходим новый источник обогащения. Многие нойоны были устранены от управления государством, так как Чингисхан назначил на их места незнатных и небогатых. Следовательно «старой» аристократии было необходимо компенсировать потерю их былого положения.

Рядовые кочевники с образованием государства должны были платить тяжелые подати и повинности, тем более, что Чингисхан запретил переходы от одного нойона к другому. От правительства в этих условиях требовалось дать шанс на обогащение, на почетную службу в гарнизонах и на территории завоеванных государств. Эти условия заставили Чингисхана начать военные походы в Китай, а затем и на мусульманские страны.

2. Следующий вопрос темы предполагает работу с картой. Нужно не только рассказать о двух походах хана Батыя (на Северо-Восточную и Южную Русь), о наиболее крупных сражениях, но и сопроводить свой рассказ показом по карте. Начать свой рассказ необходимо со сражения на реке Калке, когда произошла первая встреча монголо-татар с русскими.

Особое внимание необходимо уделить наиболее спорным и дискуссионным вопросам. Среди них – проблема численности войска Батыя, с которым он вторгся на Русь. По мнению большинства историков, монголы всегда имели многократное превосходство в силах по сравнению с гарнизоном даже самых крупных древнерусских городов. Монгольские военачальники старались не вступать в сражение, если не имели численного перевеса. Однако сказать, насколько велик был это перевес в каждом конкретном случае очень трудно, т.к. доверять древнерусским летописям довольно сложно.

Л.Н. Гумилев полагал, что численность всех монгольских войск в начале XIII в. не превышала 110 тыс. человек, из которых не более 4% составляло войско Батыя. Он пишет, что древние авторы определяют численность монгольской армии в 300–400 тыс. бойцов. Это значительно больше, чем было мужчин в Монголии в XIII в.. Кроме того, Л.Н.Гумилев считал, что каждый монгольский воин участвовал в походе на трех лошадях, и при большем числе воинов лошади просто не смогли бы прокормиться в русских лесостепях. В.В.Каргалов считает правильной более скромную цифру в 120–140 тыс. человек, Н.Веселовский – 30 тыс. воинов. Сам Л.Н.Гумилев считает, что Гуюк стал ханом, вождем 130 тыс. воинов, а у Батыя и его братьев было всего 4 тыс. всадников.

Достаточно детально вопрос о численности монгольского войска пытается решить В.Г.Вернадский. Он пишет, что «Угэдэй приказал, чтобы все улусы Монгольской империи посылали свои войска на помощь Бату. Западная кампания, таким образом, стала панмонгольским делом. Бату оказался во главе совета князей, представлявших всех потомков Чингисхана. Каждый привел с собой значительных контингент отборных монгольских войск… Монгольское ядро армии Бату, вероятно, составляло 50000 воинов. С вновь сформированными тюркскими соединениями и различными вспомогательными войсками общее количество могло составлять 120 000 или даже более того, но вследствие огромных территорий, подлежащих контролю и гарнизонному обеспечению, в ходе вторжения сила полевой армии Бату в его основной кампании едва ли была более пятидесяти тысяч в каждой фазе операции.

…В случае мобилизации население каждого района поставляло по уведомлению свою часть людей и коней с полной экипировкой. Цифра 129000 для монгольской армии представляла кульминацию национального прорыва в критический период экспансии. После того, как главное завоевание состоялось, напряжение должно было спасть. Обычная суммарная сила чисто монгольских контингентов в императорских армиях едва ли превышала 100000 человек».

С этим мнением согласен Д.Феннел. Отвечая на вопрос: почему монголам удалось так быстро разгромить Русь, он отмечает, что «Во-первых, необходимо учесть размер и необычную силу татарского войска. Завоеватели, несомненно, имели численное превосходство над своими противниками. Но насколько велико было это превосходство, сказать невозможно… Вероятно, приблизительно 120000–140000 человек войска находились в распоряжении Батыя в начале его нашествия на Русь».

Следующий довольно спорный момент в историографии – почему Батый прекратил свое продвижение дальше на запад, и что заставило монгольского полководца отказаться от мысли о завоевании Европы? Студентам следует посмотреть, как решается данная проблема в историографии. Среди причин называется усталость монгольского войска, которое было просто не в состоянии продолжать затянувшийся поход. Кроме того, считается, что инициатива Батыя захватить территорию Центральной и Западной Европы вызвала недовольство хана Угэдэя и он приказал Батыю вернуться. Возможной причиной могли стать разногласия, возникшие между Батыем и сыном Угэдэя Гуюком.

В.Г.Вернадский объясняет причину так: «Запад был спасен событием, произошедшим в далекой Монголии. Великий хан Угэдэй умер 11 декабря 1241 г. Когда новость достигла Бату весной 1242 г., он не только отложил всю подготовку к походу, но и повел свою армию через Северную Сербию и Булгарию назад в Южную Русь. Причина такого шага была чисто политическая: Бату хотел повлиять на выбор нового великого хана, в особенности потому, что сам считался потенциальным кандидатом».

Наконец, необходимо оценить итоги походов хана Бату на Русь. Л.Н.Гумилев считает, что западный поход монголов был кавалерийским рейдом, а поход на Русь – это набег. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было речи: гарнизонов монголы не оставляли, также не оставляли своей постоянной власти. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые находились на пути войска, отказались заключить с ними мир. В течении 20 лет после Батыя с северных земель дани не брали.

Иное мнение высказывает В.П.Даркевич (РАН, доктор исторических наук): к 1241 году на Руси наступил демографический спад, господствовала тактика массового террора. Во многих городах просто истребили все население; погибли или расхищены материальные ценности; пришли в упадок многие ремесла; оборвались традиционные связи с Византией, западной Европой; не успели возникнуть цеховые организации и купеческие гильдии. Большинство отечественных историков разделяют мнение о том, что походы Бату принесли жертвы, разруху и в этом смысле имели отрицательное значение. Гораздо более сложные отношения сложились между Русью и Золотой Ордой и встречаются столь же противоречивые оценки этих взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: