double arrow

Особенности публицистического произведения


Особенность публицистического творчества в том и заключается, что оно основано на единстве рационального и эмоционального восприятия, их нерасчлененности. «Неправомерны суждения, – пишет H.H. Щудря, – согласно которым логические процедуры мышления составляют “содержательный костяк”, а эмоции служат лишь его “формальной оболочкой”. Эстетическая выразительность публицистического произведения предполагает диалектическую связь содержания и формы. Эмоционально-образное постижение проблемы в публицистике не сводится к отдельным приемам, а представляет собой целостный творческий процесс».

В связи с этим одной из характерных стилистических черт публицистической, особенно газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит воплощение и в своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности местоимений мы, вы, наш, ваш и в особенностях их употребления.

Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку»; «Новости спешат, набегая друг на друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д.

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.


2. Идея публицистического произведения

Для публицистического текста как составной части воздействующего дискурса характерна определенная диалектическая парадигма интенциональных текстопорождающих категорий, обеспечивающих реализацию автором глобальной коммуникативной стратегии – убеждения. Эту парадигму составляют идеологема, оценочность, номинация, интерпретация и тональность, то есть определенная заданная идея (идеологема) реализуется в публицистическом тексте с помощью авторской оценочности, интерпретации действительности, номинации и выбранной адресантом стилистической манеры изложения (речевой агрессии, речевого одобрения или подчеркнутой объективности).


3. Особенности композиции публицистического произведения




Изучая композицию публицистического текста, редак­тор обычно выделяет в нем составные части: основную, вводную и заключительную. Важнейшее значение имеет построение основной части, содержащей все смысло­вые аспекты публикации. Редактор добивается точности и доступности изложения материала, исключая возможность потери нужной информации.

Необходимо учитывать структурные особенности тек­стов: при построении описания, повествования важно вы­делить главные моменты, узловые факты и определить их место и значение в композиции, уяснить последовательность изложения, связь одного явления с другим. При анализе рас­суждений редактор обращает главное внимание на структур­ную зависимость между посылками и выводами, проверяет истинность аргументации. Необходимо также оценить, на­сколько структура произведения соответствует его жанровым особенностям, целевому назначению публикации.

Возможность изменения композиции зависит от харак­тера текста. Описание допускает перестановку частей без ущерба для содержания, а при повествовательном характере текста перестановка может привести к нарушению хроноло­гической последовательности событий. В объяснительных текстах, построенных на рассуждении, смысловые единицы неравноценны, поэтому перестановка частей может привес­ти к искажению смысла. Вообще редактор должен понимать, что вторжение в композицию произведения требует большо­го внимания и участия самого автора, с которым все измене­ния следует обсудить.



Редактор должен позаботиться о том, чтобы в конкретном материале наиболее полно был реализован авторский потен­циал, его творческая индивидуальность. В связи с этим порой целесообразно предложить автору дополнить ту или иную часть рукописи, если это позволяют условия работы и время.

Добиваясь особой чёткости композиции того или иного газетного текста, редактор может разделить его на части и к каждой дать подзаголовок, отдельные фрагменты выделить особым шрифтом, отделить линейками или другими сред­ствами оформления. Как справедливо замечает К.М. Накорякова, «роль зрительных сигналов в небольшом по объёму материале особенно ответственна: они привлекают внима­ние, облегчают ориентировку в тексте, выявляют приёмы его организации, подчеркивают целостность конструкции» .

В публицистике используются разнообразные компози­ционные приёмы, выбор которых зависит от принципиально разных подходов к подаче материала: образном и ло­гическом. При образном подходе композиция текста мо­жет не подчиняться строго заданной структуре; многое зависит от стиля автора, от его творческого решения эмоционально-художественного воплощения темы. Однако чем меньше в тек­сте элементов художественности, образности, тем ближе его композиция к принятым в журналистике стандартам. Обоб­щая опыт редактирования таких текстов, К.М. Накорякова даёт образцы построения газетных текстов в «наиболее "чи­стом" виде».

1. Событие, уже завершённое или происходящее в дан­ное время.

2. Описание события, служащего предметом заметки, или (в более пространных публикациях) характеристика события с указанием конкретных фактов, деталей.

3. Значение события (описание конкретных мер, прини­маемых в связи с происходящим).

4. Перспективы (практические выводы) 2.

Используя эту композиционную схему, можно просто и доступно изложить определённую информацию, не внося в текст дополнительных смысловых акцентов и не отражая авторскую оценку описываемого: факты сами за себя гово­рят, а позиция автора вполне объективна.

Еще более нейтральна авторская позиция в текстах, от­ражающих чисто логический подход к подаче материала в периодических изданиях, которые помещают разного рода статьи (их жанровые разновидности обусловлены характе­ром фактического материала, проблематикой, прикладным или теоретическим направлением и т. д.). Работа редактора над такими «произведениями нехудожественной литературы» имеет свои особенности, так как их структура отличается стро­гой последовательностью изложения материала, пропорцио­нальностью различных его частей, логичностью их располо­жения. Композиция при этом обусловлена характером и внут­ренней логикой развития сюжета.

1. Вводная часть должна подготовить читателя к восприятию материала. В ней определяется тема публика­ции, намечаются аспекты её рассмотрения. Задача редакто­ра – не допустить, чтобы в этой части оказалось в сжатом изложении само содержание статьи. Во введении автор обя­зан обосновать актуальность темы, новизну материала, его научно-практическое значение, степень изученности опи­сываемого.

Вводная часть призвана вызвать у читателя интерес к поставленным проблемам, автор должен указать на наиболее важные аспекты объявленной темы, определить способ и порядок изложения материала. Это позволит сделать компо­зиционный переход к основной части статьи.

2. Основная часть должна раскрыть тему, донести до читателя в полном объёме новые знания о предмете или явлении, ставших предметом исследования автора. Редак­тор разделяет с автором ответственность за научность и пол­ноту изложения материала, за правильное использование терминологии, за точность и ясность речи. Требование си­стемности изложения определяет логическое построение ос­новной части рукописи: ее фрагменты должны быть объе­динены как элементы единой системы, взаимосвязаны. За­дача редактора – заметить и устранить механическое, формальное соединение разнородных элементов в компо­зиции основной части статьи.

3. Заключительная часть – это концовка, в кото­рой следует подвести итоги, сделать выводы и наметить пути дальнейшей работы. Важнейшие критерии редакторской оценки структуры статьи – целостность, системность, со­размерность и связность изложения – определяют компо­зиционное значение и этой, заключительной части публи­кации, так что редактор должен уделить ей соответствую­щее внимание.


4. Сюжет в публицистическом произведении

Сюжет в публицистическом произведении выявляет разные стороны фактов и явлений, их связь, движение. Сюжет как исследование действительности, как развитие определенного положения, идеи более типичен для публицистического произведения, центром которого является не художественный образ, а явление, проблема, факт.

Такое понимание сюжета не противоречит основным признакам публицистики и главному среди них - документальности. На самом деле, движение мысли, решение проблемы - это то, что не подвергается в адресном произведении никакому "запрету" со стороны самых точных, конкретных данных - фактов, цифр, сведений о людях. Придерживаясь "русла" мысли, автор получает полную свободу отбора и монтажа материала, свободу акцентирования, концентрации или рассредоточения отдельных узлов проблемы, которые могут в публицистическом произведении являться своеобразной завязкой, кульминацией и развязкой.

Естественно, что по-разному толкуют литературоведы и теоретики публицистики и составные части сюжета.

В литературоведении существует давно установившееся деление сюжета на отдельные элементы, отображающие различные моменты действия - экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Сюжет публицистического произведения, отражающий систему положений, движение мысли, имеет другой облик и состав. Теоретики публицистики говорят о неразвернутости сюжета в журналистике, о ряде его внешних отличительных черт. "В нем, как правило, отсутствует экспозиция; завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью".

Можно назвать и еще ряд различий, не позволяющих применять литературоведческую методологию, средства и принципы анализа композиции художественного произведения к газетному материалу. Неприемлемо некритическое использование в журналистской технологии и выводов (и рекомендаций), относящихся к композиции научного произведения. В последнее время много пишется о взаимосвязи науки, художественной литературы и публицистики, исследуются глубинные механизмы научного и художественного творчества, прогнозируются взаимоотношения этих своеобразных конкурентов и партнеров. Исследуя проблемы, не только разъединяющие, но и объединяющие эти виды словесного творчества, исследователи, в частности газетоведы, отмечают много общего в форме и в композиции научных и журналистских материалов. Публицистика, как и наука, опирается на методы объективного познания действительности, оперирует понятиями, строгой системой выводов, обобщений, аргументов. Знания, добываемые публицистикой, воплощены, как и научные, в точных фактах, данных, цифрах. Все это определяет в какой-то мере близость композиционно-стилистической структуры публицистических и научных материалов. Особенно неоспоримо сходство с научными материалами таких газетных жанров, как статья, обзор, рецензия.


5. Динамика в публицистическом произведении

1 .Динамичность, как одна из принципиальных черт публицистики двух последних столетий, показательная для содержания, для моделей изданий, проявляется и в стиле. Характер ее проявления сочетает две линии: эксплицитную (явную, открыто выраженную) и имплицитную (неосознаваемый прошлый опыт). Это придает стилистическую динамику и таким публицистическим традициям, которые отличаются содержательным консерватизмом, энциклопедизмом, академичностью. Данный характер динамики способствует сохранению актуальности текстов, объясняет живой интерес к ним со стороны современного читателя.

2.Направленность публицистического познания на момент изменчивости в сочетании со стилистическим многообразием позволяет обосновать динамическую публицистическую картину мира. Определяем также фрагмент картины мира - часть в ее составе, вступающую в системные отношения с другими частями и отвечающую признакам взаимообусловленности и пластичности. Фрагментом картины мира может быть война, мир, закон, образ человека.

3.Образ человека, представленный в динамической публицистической картине мира, конкретизируется в разных направлениях. Существенными являются роли субъекта и адресата, как организующие информационную специфику публицистики. Для разных стилей и стилевых разновидностей соотношения «субъект-адресат» совпадают не полностью. Это позволяет подтвердить и расширить обобщения исследователей о способах стилевой дифференциации: определенные соотношения «субъект-адресат» способны дифференцировать и идентифицировать стиль и стилевую разновидность.


6. Конфликт в публицистическом произведении

Основанием убедительной концептуальной схемы является конфликт. Если он верно понят и показан он позволяет наиболее емко передавать движение действительности, выявлять её существо. Умением обнаружить и много планово отобразить конфликт журналист преодолевает многие гносеологические парадоксы. За каждым фактом надо стремиться найти его основание, а в его основе, как правило, заложено противоречие, конфликт.

Диалектичность любого явления, которую надо учитывать, ведет к умению обнаружить, проанализировать, выразить конфликт, лежащий в основе той или иной ситуации, но абсолютизировать поиски конфликта не нужно, так как в информационных текстах его может просто не быть. Изучение и вскрытие конфликта обязательно только в жанрах аналитических и художественно-публицистических.

Обнаружить конфликт – значит выявить оттенки мнений участников ситуации, наблюдателей события, которые могут быть занесены в разряды «за» и «против» (особенно ситуации, лежащие в основе аналитических жанров и нуждающиеся в осмыслении).

Конфликт, как правило, заявляет о себе и обнаруживается в развитии событий, столкновении характеров, словом, в проявлении противоречий объективной действительности. Конфликт в сфере духа, в области духовных связей по преимуществу именуется проблемой. Проблема, в отличие от конфликта происходящего, осознается как разрыв между должным и действительным, между отжившим и нарождающимся, старым и новым. В зависимости от сферы проявления мы различаем проблемы социальные, моральные, научные, семейные, экономические, политические и т.д.

Важно не столько умело отобразить найденную проблему, сколько обнаружить эпицентр проблемы. Будучи обнаруженным, он и становится сердцевиной концепции. В публицистической деятельности обнаружение конфликта, проблемы становится ядром кристаллизации концепции – основой систематизации приобретенных публицистом знаний, фактов.

В свою очередь ядро проблемы или конфликта часто выражается узловым вопросом – четко сформулированным вопросительным предложением. По этому главному вопросу публицист собирает различные мнения. Затем суждения и факты систематизируются, обобщаются.

От несущей мыленной конструкции стержневой проблемы «ответвляются» в размышлениях публициста аргументы – обоснования того или иного понимания проблемы и её решения.

При этом развертывание системы доказательств за избранный журналистом вариант понимания и решения проблемы –обедненный способ представить тему, он менее убедителен, нежели многоплановый ход рассуждений, поэтому целесообразнее отвести место анализу и опровержению иных точек зрения на существо конфликта.

В типах ответвлений аргументов можно различить факты и рассуждения. Факты – это отображение актуального явления, события, поступка, а рассуждение – это высказываемые по поводу событий мнения, суждения, оценки, ассоциации, аналогии, параллели и др. Одни из них формируются у автора, другие – из реплик героев, очевидцев, документов.


7. Особенности авторского воздействия на аудиторию

Говоря о месте автора как создателя виртуальной картины мира и творца текста в современной публицистике, мы исходим из известного положения о том, что автор-публицист - сложный феномен коммуникативной реальности. С одной стороны, он, несомненно, выступает как частное лицо, носитель индивидуально-творческой позиции и «передающего сознания» (М.М.Бахтин), а с другой, он выступает как представитель социума, как личность, наделенная определенными полномочиями того издания, представителем которого является. Понятно, что в этом случае его творческая индивидуальность и внутренняя свобода могут быть потеснены «форматом» данного издания и вытекающей отсюда самоцензурой. Не считаться с этим обстоятельством нельзя.

Именно поэтому, говоря о диалоге в СМИ, который является существенным предметом настоящего исследования, мы имеем ввиду не только организацию диалога автора с аудиторией, но и безусловное подразумевание диалога публициста с властью. Оговоримся сразу: взаимоотношения публициста с властью не входят в круг исследования данной диссертации, поскольку это особая важная тема разговора.

На то, чтобы пройти путь от безымянных текстов (авторство не обязательно - важен сам факт сообщения) до персонализации и персонификации высказывания (значимость оценки равновелика значимости события), потребовалось несколько веков. Поиски эффективности движения по этому пути продолжаются.

Сегодня совершенно очевидно, что, во-первых, эффективность воздействия на аудиторию зависит от особенностей субъекта высказывания.

Во-вторых, эффективность высказывания зависит от качественных параметров самого этого высказывания - описания существа происходящего; уровней повествования, авторского присутствия в тексте; кодирования сообщения - система образов, предлагаемая автором, система его рассуждений должны быть понятны аудитории и достаточно просто ею расшифрованы.

В-третьих, эффективность восприятия публицистического текста связана с качеством совокупного воспринимающего сознания. Аудитория все очевиднее перестает быть интегрированной, она дифференцируется по демографическим, социокультурным, идеологическим и прочим сегментам. При этом следует учитывать, что публицист, создавая текст, моделирует в своем сознании вероятный совокупный образ аудитории, с которой ведет диалог. Чем очевиднее представление адресанта об адресате, тем эффективнее характер их взаимоотношений. Понятно, что автор не может абсолютно адекватно воссоздавать образ аудитории, но он должен к этому стремиться. Наличие у автора представления об аудитории - важнейший ресурс эффективности диалога в публицистике.

В-четвертых, в условиях интенсивного развития новых информационных технологий активно срабатывает принцип дополнительности — диалог с аудиторией, начатый в прессе, плавно перетекает в электронные версии СМИ, что в значительной степени расширяет как круг обсуждаемых проблем, так и круг самой аудитории.

Эти положения требуют обсуждения, тем более что каждое из них имеет и. свои обратные стороны - симуляцию авторской активности, ложную сенсационность, манипуляцию сознанием личности и пр. Однако сегодня СМИ находят возможность поддержать с аудиторией такое общение, при котором автор становится самоценен и интересен читателям как личность. Прежде всего, это связано с тем, что за автором высказывания стоит биография конкретного человека, его интеллект, мировоззрение, мировосприятие, мироотношение. Все это делает публицистику - «со-размышляющей».


8. Архитектоника жанров телерадиопублицистики - экспозиция и завязка

экспозиция - своеобразный пролог;

завязка - начало действия;


9. Архитектоника жанров телерадиопублицистики - развитие конфликта

развитие действия - более или менее подробное повествование о происходящих событиях;


10. Архитектоника жанров телерадиопублицистики - кульминация и развязка

кульминация - высшая точка развития действия (здесь движущая пружина сюжета сжимается до предела, все герои и события соединены как бы в единый фокус с тем, чтобы в результате решающего действия, поступка, события количество перешло в качество, наметилось разрешение конфликта);

развязка - конец, завершение конфликта, действия


11. Архитектоника жанров телерадиопублицистики - событийный ряд сюжета


12. Информационный повод как отношение журналиста к событию
13. Приемы формулирования информационного повода

При формировании информационного повода очень важна предварительная работа с информацией. Фактически назначение этой стадии состоит в том, чтобы сформулировать ту интерпретацию событий, которая способна в нужном направлении изменить мнение целевой аудитории. Хотелось бы подчеркнуть, что не стоит ставить знак равенства между созданием интерпретации и обманом. Всякая информация, увиденная нами по телевидению, прочитанная в газете, даже услышанная от знакомых людей по сути своей представляет собой не столько изложение фактов, сколько эмоционально окрашенное отношение к ним тех людей, которые рассказывают нам о них. Специфика public relations состоит в том, что если в процессе обиходного общения интерпретации событий часто создаются спонтанно, то пиарщик выстраивает их сознательно. Для достижения этой цели из всей имеющейся информации специалист по связям с общественностью отбирает факты, отвечающие нужной трактовке событий, расставляет акценты, вводит там, где нужно эмоциональную составляющую, подбирает аргументы.


14. Информационное сообщение как жанр телерадиопублицистики

Информационное сообщение считается полным, если оно дает ответ на вопросы что? где? когда? как? почему? кто?Однако вовсе не обязательно, чтобы были ответы на все эти вопросы. На практике мы нередко наблюдаем случаи нарушения правила «шести вопросов». Так, в информационном сообщении часто опускается ответ на вопрос почему?,если ответить кратко на него бывает затруднительно. В нем также могут отсутствовать ответы и на другие вопросы, если они недетально характеризуют новость, не добавляют к ней ничего существенного.

Природе информационного сообщения противопоказаны открыто выраженные авторские эмоции, оценки и комментарии. Его стиль – лаконизм, сдержанность, формальная нейтрализация авторского «я». Продолжительность звучания информационного сообщения, как правило, зависит от масштаба события и количества важных подробностей, без которых новость не может быть воспринята как логически завершенный рассказ.


15. Отчет как жанр телерадиопублицистики

В основе делового отчета лежит описание итогов определенной работы, пути достижения результатов. Здесь важно показать этапы работы, ее характерные признаки. Важен сам ход достижения результатов, процесс выполнения какого-то поручения. Отчет в журналистике, как правило, отличается от научного официального отчета более краткой, динамичной и емкой формой. В таком отчете речь идет об освещении конференции, совещания, встречи, и корреспондент по ходу дела «монтирует» процесс изложения информации: отбирает ее, зачастую «прессует», чтобы дать квинтэссенцию происходящего. Эта тенденция все явственнее проступает в специфике современного отчета в условиях дефицита времени. Его нецелесообразно тратить в эфире на детали, частности, подробности. Важна суть, состояние проблем и возможные пути их решения.

Радиоотчет во многом похож на радиорепортаж, их роднит функциональная общность: рассказывать о событии с места, где оно происходит. Различаются же эти два жанра предметом, т.е. своим материалом. И еще пространством, где происходит действие. Радиорепортаж записывается на месте события, происходящего, как бы сказали социологи, «в поле», - это живое, разнообразное по характеру действие, в котором непосредственно участвуют много людей: пуск нового цеха, демонстрация или митинг на площади, уборка урожая, спортивное соревнование и т.д. Радиоотчет же посвящен рассказу о том, что происходило на собрании, заседании, слете и т.д. В различиях между этими жанрами важен и фактор места исполнения, пространства.

Эти журналистские жанры отличаются также и тем, что репортер, находясь на месте события, в большей степени связан с процессом его протекания, чем корреспондент, пребывающий в зале заседания. Монтаж материала отчета дает ему возможности для маневра, для расстановки акцентов и даже для собственных оценок обобщающего характера. Репортаж записывается во время события, отчет, как правило, после его окончания. Журналист следует в репортаже за событием, в отчете - он видит его целиком и осмысленно выбирает его фрагменты.

Эти различия между репортажем и отчетом яснее видны в работе над спортивной тематикой. Так, журналист, ведущий репортаж о футбольном матче со стадиона, и журналист, пишущий отчет об этом матче, будут работать с той разницей, которая предопределена функциями этих жанров, разновидностями задач, стоящих перед ними.

Цель радиоотчета - дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его самые важные элементы. Журналист обычно записывает весь ход того или иного события на пленку, иногда - выборочно. Это зависит от степени важности события, от уровня лиц, принимающих участие в обсуждении проблемы. Но обычно время течения события не совпадает со временем звучания, предоставленным в эфире, - оно намного меньше объема времени самого действия. Поэтому журналист пересказывает часть информации своими словами, сжимая время, называя самых значительных выступающих по социальному статусу, авторитету, административному положению, выбирая наиболее важные, интересные фрагменты.

Из отобранных записей отдается предпочтение самым ярким выступлениям. Учитывается и качество записи. Затем журналист вместе с оператором монтирует, собирает весь материал в студии, записывает куски своего текста, чередуя их в хронологическом порядке с фрагментами документальной пленки. Получается небольшая информационная «композиция» - радиоотчет. Журналист выступает в данном случае как слушатель. Играет свою роль и мастерство оператора, собирающего всю передачу, монтирующего ее на пульте. Беда такого монтажа - звуковое несоответствие фона записи в зале с записью в студии (ее специальная акустика). Иногда журналисты прибегают к небольшой уловке, записывают отдельно шум в зале, а потом «подкладывают» его на свое выступление в студии, как бы создавая видимость прямой трансляции.

Основная работа журналиста над этим жанром заключается в умении оценить выступление ораторов, суметь выделить самое значительное. Нужно учитывать и особенности ведения записи при большом скоплении людей: выбор точки для установки микрофона, оперативная смена кассет. Опытные журналисты, как уже говорилось, могут записывать не все подряд, а ориентируясь по ходу, включая микрофон в самые ответственные моменты. Но это всегда грозит потерями: «съеданием» начала фразы, ее обрывом.

В журналистике советского времени отчет был важным жанром, с помощью которого велась пропаганда партийных документов, давались директивы, установки, создавалось мнение по тому или иному вопросу партийной жизни, развития экономики, образования, культуры.

Радиоотчет еще более приблизился в чем-то к радиорепортажу и даже - к комментарию. Живое описание места презентации, его участников, «картинки» этого события - репортажны по своему характеру. Оценка происходящего, мнение журналиста о проблемах на пресс-конференции содержат элементы анализа.

С развитием новой ситуации в политической и общественной жизни, жанр, при сохранении своей основной функции, частично изменяет содержание и форму, становясь более живым, подвижным, красочным, в зависимости от того, насколько это позволяет само событие.

Виды отчета также зависят от разновидностей его функциональной направленности. В информационном отчете преобладает информация, но появляются элементы оценки. Жанр как бы устремляется в соседнюю группу жанров - аналитическую, тяготея к обозрению.


16. Интервью как жанр телерадиопублицистики

Радио всегда обращено к аудитории, оно диалогично уже по самой своей природе. Поэтому жанр интервью, диалог по сути, является одним из самых характерных для вещания. Он выражает его сущность, потому это и один из самых распространенных жанров радиожурналистики. С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещать самые разнообразные темы.

Радиоинтервью – коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель – получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой.

Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор. Если для газеты журналист заранее пишет текст, литературно обрабатывает материал, может уплотнять, сжимать фразы, сказанные собеседником, выражать его мысль более четко, может переписать, изменить форму своих вопросов, то радиоинтервью рождается во время проведения разговора. Техническая запись в таком случае становится творческим процессом, дающим конечный результат. Позже, если беседа идет в эфир не сразу, журналист может смонтировать ее, убрав второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс разговора, характер беседы он не может.

Интервью, передающее живые голоса участников разговора, более документально и более эмоционально. Журналист в нем – посредник между носителем информации и аудиторией, и посредник активный, творческий. Работа над интервью требует от него большой подготовки и профессионального мастерства, особенно если передача идет в прямом эфире.

Структурно радиоинтервью состоит из трех частей: небольшого вступления, основной части и заключения. Во вступлении слушатели вводятся в тему, представляется собеседник, при этом важно подчеркнуть, почему журналист обратился именно к этому человеку, ссылаясь на его авторитет и компетентность.

Наиболее распространенный объем интервью – от 2 до 8 минут. Оптимальное интервью содержит 5–6 вопросов.

Существует и проблемное интервью – с элементами анализа, оценкой ситуации. Интервью-портрет дает более полное представление о человеке, оно может звучать до 20 минут и содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие внутреннего мира героя. В таком интервью журналист помогает своему собеседнику проявить себя в полной мере.

К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-анкета, пресс-конференция.

Протокольное интервью несет официальную информацию о встрече политического деятеля, например в аэропорту, или на вокзале, передает беседу с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества, мнение гостей о городе, о каком-либо событии. Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее.

Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на улицах города, в залах заседаний, концертных залах, в фойе театра, на стадионе и т.п. Как правило, задается один вопрос типа: чем знаменателен был для Вас уходящий год? что Вы ждете от Нового года? как Вы относитесь к вступлению в НАТО стран Восточной Европы? Вопрос в интервью-анкете должен быть актуальным и интересным для широкого круга слушателей.

Пресс-конференция проводится с участием представителей различных средств информации. Для радиожурналиста трудность заключается в записи ее на радио. Технические возможности фиксации вопросов в зале и ответов тех, кто проводит встречу, здесь намного сложнее.

Проведение интервью в любой его форме требует предварительной работы, которая начинается с выбора собеседника. Это должен быть специалист своего дела: представитель творческой интеллигенции, руководитель предприятия, организации и т.д. Но журналист не всегда выбирает героя сам. Иногда только определенное конкретное лицо может дать интересующие слушателей сведения, оно и становится собеседником.


17. Информационный репортаж как жанр телерадиопублицистики

Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность – базируются на актуальной информации. А задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.

Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего радиорепортаж посвящается актуальному, общественно-значимому событию, представляющему интерес для значительной части аудитории (например, запуску космического корабля, открытию выставки, спортивному состязанию, интересному представлению, фестивалю и т.д.).

Репортер всегда должен находиться на месте события. Репортаж – рассказ очевидца, его задача – донести до слушателей живую картину происходящего, помочь создать ее зрительное представление у слушателя. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверность, присутствие автора и сопереживание.

Итак, с одной стороны, в радиорепортаже есть факты, детали ситуации, определенные событием, каким-то действием. И они должны быть объективными, отражать самое яркое, характерное. С другой стороны – репортер с его способностью увидеть все это, отобрать из происходящего на его глазах самое значительное, интересное, оценить его, дать возможность другим участникам события высказать свое мнение о происходящем.

Перед газетчиком, готовящим репортаж, стоят те же задачи, но главное орудие труда – литературное слово, а значит, возможность, как и в интервью, уплотнить текст, используя выразительные средства письменной речи. Радиорепортер творит в момент записи. На его «вооружении» все средства радиожурналистики: звучащее слово, документальные шумы, музыка. Он создает звуковой образ происходящего. И отбор этих средств, их использование должны воздействовать на воображение слушателя.

Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события. Образец такого событийного репортажа – радиорепортаж со спортивных соревнований. Но нередко слушателям предлагаются радиорепортажи, предварительно записанные на пленку. Встречаются и репортажи, смонтированные в студии. К ним обращаются чаще всего начинающие журналисты, так как прямой репортаж требует высокой квалификации, многих профессиональных качеств: способности легко, непринужденно, но в то же время кратко и емко говорить в микрофон на месте события, импровизировать, схватывать самое существенное и нестандартное – видеть, слышать, думать «монтажно», отбирая по ходу действия отдельные эпизоды из происходящего события.

Каждый из видов репортажа: событийный, проблемный (его мы рассмотрим подробнее ниже), познавательный, модифицирует некоторые аспекты жанра. Так, проблемный репортаж: начинается обычно с места какого-либо действия (например, репортаж о проблемах автодвижения в большом городе лучше всего начинать с живой сценки на улице, описания потока транспорта, интервью в отделении милиции, у поста ГАИ или мэрии города). Проблема в таком репортаже ставится и рассматривается на информационных фактах.

Познавательный репортаж может содержать только информацию, может затрагивать проблему. Но главная его цель: познакомить слушателей с тем новым, интересным, что делается в науке, в медицине, производстве. Адреса таких репортажей – лаборатория, кафедра вуза.

Репортаж – синтетический жанр. Он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария. И здесь начинающего журналиста подстерегает немало трудностей. Текст радиорепортажа должен органично соединять все эти фрагменты. Они должны взаимодействовать, «играть» на раскрытие главной темы материала.

Каковы же отличия элементов других жанров в структуре радиорепортажа? Зарисовочные фрагменты, описание места и времени, обстановки не должны быть затянутыми, иначе они будут разрушать единство репортажного материала. Увлечение затянутыми лирическими отступлениями, второстепенными деталями отвлекает внимание слушателя. Ведь он в это время не видит того, что видит журналист.

Интервью в радиорепортаже берутся на месте события. В них присутствует его атмосфера. Если в обычном интервью журналиста интересует в первую очередь актуальная информация, то в интервью радиорепортажа корреспондент должен направлять разговор на характеристику самого события или проблемы. Запись интервью на месте события, в окружении других людей, требует от журналиста не только находчивости, психологической уверенности в себе, но и умения передать эту уверенность собеседнику. «Искусство радиорепортажа, – пишет известный теоретик и практик репортажа Ю. Летунов, – заключается в том, что он должен в происходящем событии выбрать такой момент или сознательно поставить героев в такую ситуацию, чтобы они раскрылись максимально ярко и полно, а главное, естественно и органично».

Интервью должно быть очень динамичным, коротким, выразительным. Растянутые интервью, их обилие деформируют радиорепортаж.

При масштабном событии, крупном спортивном празднике, манифестации, ведении репортажа со съезда, с многотысячного митинга, репортеры могут работать вдвоем, втроем. Это дает возможность собраться, перестроиться, если нужно. Такие радиорепортажи ведутся из передвижной радиостудии, в работе принимает участие и звукорежиссер.

Итак, информационный радиорепортаж соседствует на радио с комментарием и композицией, жанрами, в которых уже преобладает аналитическое начало – в первом случае и художественное – во втором. Кроме того, существует и аналитический или проблемный радиорепортаж.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: