Ток-шоу: понятие и направления

Глава 1. Ток-шоу

Ток-шоу – разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от английского talk-show – заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому». В настоящее время является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалось соответствующая передача. Так называемая «телевизионная пресс-конференция» на самом деле принадлежит жанру ток-шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план.

При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток-шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда информационно-аналитически, что является характерной особенностью отечественного телевидения. Жанр ток-шоу скорее развлекательный, чем информационный.

Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашённые собеседники (эксперты) - зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем заданной ему авторами ток-шоу ролью. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна - герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу - юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. К примеру, анализируя популярную в США развлекательную программу «Шоу Опры», исследователи приходят к мнению, «это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала».

Задача жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же российского ток-шоу заключается в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседа за круглым столом или же простое интервью в студии, если его ведёт достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист- «звезда» экрана или радио эфира.

Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидностью. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Взаимодействию формы и её создателя в первую очередь способствует необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяния, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее.

Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников (герои, эксперты, зрители и т. д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.

Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») - люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления - это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителя.

Современные ток-шоу имеют новый формат и самый разнообразный спектр направлений. Это и советы для домохозяек, и народные рецепты, и поиск близких и знакомых, обсуждение вопросов политики, культуры. На телеэкране если не исчезают, то существенно уменьшаются форматы, посвященные политическим сюжетам. Ограничен и круг программ разговорного жанра, касающихся вопросов интеллектуальной и культурной жизни («Тем временем», «Культурная революция», «Школа злословия», «Оркестровая яма»).

На передний план выходят темы повседневности. Производители телевизионной продукции рассуждают о перспективности этого направления, об «усталости зрителей от политики» и их желании видеть на экране передачи, отражающие трудности и радости обычной жизни. Под «жизнью» понимается сфера житейских отношений, все то, что связано с устройством семьи, с детьми, родственниками, друзьями, бытовыми вопросами. Реже выпуски программ затрагивают социально значимые проблемы — ксенофобии, преступности, экологии, демографии.

Они создают образ достаточно благополучного среднего класса (например, «Принцип домино»), мнения «простого народа» («Народ хочет знать»), предназначены тинейджерам («Девичьи слезы»), зрителям старшего возраста («Короткие встречи», «Жди меня»), либо это шоу, претендующие на респектабельность (как «Частная жизнь»), стремящиеся к эпатажу («Окна», «Большая стирка», «Пусть говорят»). Часто они ориентированы на женскую аудиторию — это вынесено в названия: «Город женщин», «Поговори с ней».

Ток-шоу, - это "авторское ноу-хау" телевидения. Количество его в эфире беспредельно, качество не бесспорно. Интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: "У вас есть вопрос к нашему гостю?" У зрителя вопрос оказался… Вот таким образом Донахью изобрел ток-шоу. Это известная легенда. Однако ток-шоу как жанр действительно возник на телевидении американском (в 60-х годах ХХ века). Классическое определение ток-шоу сводится к следующему: "Гостями ведущего являются, как правило, выдающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками полемики становятся зрители - как в телестудии, так и у домашних экранов.

Зрители прямо с мест (или по телефону) задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной". Отцом основателем отечественного ток-шоу по праву считается Владимир Познер. Однако тут следует учитывать, что когда ещё не было в нашем лексиконе этого броского англоязычного термина "ток-шоу", уже регулярно выходили в эфир телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему ("12 этаж" Э. Сагалаева, "Музыкальный ринг" Максимовой и пр.). Жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.

В настоящий момент ток-шоу на отечественном телевидении ставятся, драматургически опираясь на две формы. Альтернативная и открытая. Альтернативная форма подразумевает деление аудитории на два лагеря, где участники каждого должны доказать свою правоту. Динамику такой программе задает конфликт, формулирующейся в самой постановке обсуждаемого вопроса. В таком ток-шоу "уравновешивают", противоборствующие стороны, - они обязаны быть в одной весовой категории и каждая в равной степени должна уметь наиболее полно раскрывать и представлять свою позицию.

Открытая форма ток-шоу, основана на открытом вопросе. ("Культурная революция" Михаила Швыдкого или "Времена" Владимира Познера, к примеру). Основной вопрос программы (открытого типа) может быть проиллюстрирован только через разнообразные мнения участников. Например, вопрос, вынесенный темой ток-шоу "Времена", - "О каких угрозах для России говорил Владимир Путин в послании к народу?".

Сложность организации и проведения ток-шоу такого типа заключается в том, что эта форма требует приглашения участников дискуссии очень высокого уровня, мнения которых интересны зрителям. Любая из двух драматургических форм уместна телестудии. Обе они основываются на "классическом треугольнике": ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зрители в студии...

При абсолютном разнообразии тем ток-шоу, следует обратить внимание на альтернативный характер рассмотрения вопросов (точек зрения). Ток-шоу не должно сводиться к "внешней форме свободной дискуссии", когда (при отсутствии потенциальных оппонентов) "зрителям" втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.

Жанр ток-шоу одновременно является как развлекательным, так и информационным.

Ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, но в первую очередь оно концентрируется вокруг личности ведущего. Созданию хорошего ток-шоу, существенно способствуют личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Вот почему "ведущего - посетителя" всегда надо страховать профессиональным дублёром (модератором).

Сценарий ток-шоу тесно связан с "вопросно-ответной" основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. В том случае, если "группа посетителей" не располагает подготовленным сценарием, в студии всегда должен быть ряд т.н. "типовых сценариев", отвечающих как насущным вопросам текущего времени, так и общефилософской направленности.

С появлением ток-шоу на американском телевидении возникла особая должность - модератор ток-шоу. Это человек, который занимается "подогревом" аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, (если их используют в программе). Организаторы ток-шоу на российском и украинском телевидении активно пользуются услугами модераторов.

Телестудия должна иметь ряд штатных модераторов у которых "фронт работы" несколько отличен от типичного представления. Модераторы телестудии обеспечивают поддержку посетителей (включая блиц-обучение) на всех стадиях производства собственной программы (ток-шоу).

В частности, модератор - редактор отвечает за "литературно-драматургическую" первооснову ток-шоу, модератор "операторского цеха", соответственно за "работу камер", модератор аппаратной записи, за запись (и последующий монтаж) ток-шоу.

В обязательном порядке следует детально разработать методику "блиц подготовки" телеоператоров, режиссера, и пр. участников группы и иметь (наряду с модераторами) минимальный штат персонала, отвечающего за инженерно-техническое функционирования всего оборудования телестудии.

Ток-шоу должно "имитировать прямой эфир" в полном соответствии канонам профессиональной работы над аналогичной (по жанру) программой идущей в записи (например, ток-шоу В.Соловьёва "К барьеру"). Записанное ток-шоу "будет просматриваться/прослушиваться и анализироваться всей группой" (в телевизионном сленге данное мероприятие часто носит название "разбор полёта"). "Разбор полёта" проходит в аппаратной монтажа (такая аппаратная, естественно, может быть совмещена с аппаратной записи).

Монтаж ток-шоу (имитирующего прямой эфир) должен предусматривать определённый перечень атрибутов профессиональной работы.

В первую очередь это "выход на точный хронометраж". В зависимости от сценария в монтаже проводится добавление (сокращение, перемонтаж) "сюжетных блоков", например, иллюстрирующих блиц-портрет героев или "обозначающих" тему вопросов. Следует предусмотреть включение в монтаж материала, снятого уже после проведения ток-шоу, - это материал "мобильной досъёмки" ведущего, дающего "позиционные комментарии", заглавный или финальный текст.

"Мастер программы" ток-шоу оформляется графическими шапками, перебивками, музыкальными отбивками, фоновой музыкой, аплодисментами. Завершает работу (в аппаратной монтажа) создание рекламно-информационного ролика, анонсирующего ток-шоу.

Таким образом, создание программы (профессионального ток-шоу) "руками посетителей" представляет из себя условный "аттракцион трансформер".

Коллектив штатных специализированных модераторов (в проекте они обозначены как "аниматоры") патронирует (учит, контролирует, замещает) работу посетителей по созданию "оригинального ток-шоу". Телестудия всегда располагает готовыми сценариями ток-шоу, архивом тематических видео-зарисовок, вариантами графического и музыкального оформления. И даже "дежурными героями" (экспертами). При этом предусматривается посещение студии "организованными посетителями", которые частично (например, имеют свой готовый оригинальный сценарий) или полностью "экипированы" необходимыми для производства ток-шоу атрибута


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: